Войти в почту

Киевские выборы: кандидаты в балаган

Из того, что известно о списках, меня лично заинтересовала только информация о том, что Порошенко решился таки возглавить список своей «Европейской солидарности», что в списке «Оппозиционной платформы — За жизнь!» появился «социалист» Илья Кива, что Коломойский и Ахметов слились в экстазе, объединив «Оппозиционный блок», мэрскую партию Кернеса/Труханова, «Возрождение» и какие-то ещё мелкие проекты, а также, что главные нацистские и фашистские силы страны смоли пойти на выборы в едином блоке. Разберёмся со всеми по-порядку, а затем подумаем, о чём свидетельствуют партийные списки, составленные на эти выборы. Как мне представляется, Порошенко поступил совершено правильно, что возглавил свой список. В любом случае оппоненты донесли бы до избирателей информацию о том, чьи интересы представляет «ЕС». Только, если бы Порошенко не было в списке, в него бы тыкали пальцем и радостно сообщали электорату, что он настолько токсичен, что даже в список собственной партии не идёт. И сам он, и партия от этого ничего бы не выиграли, только проиграли бы. К тому же Петру Алексеевичу нужен депутатский иммунитет и парламентская трибуна. Не знаю насколько он верит в заявленное намерение стать премьером (как по мне, это нереально), но в политике он явно хочет остаться, а для этого позиция главы парламентской фракции — не самое плохое место. Не знаю, что обещал или чем угрожал Аваков Медведчуку/Рабиновичу/Бойко, но даже объединение с Порошенко в один блок нанесло бы им меньший ущерб, чем включение в список Кивы. Я, конечно, понимаю, что многие «оппозиционеры» всё равно проголосуют за этот проект, заявив, что больше не за кого и что надо же как-то менять режим. Но в том-то и проблема, что люди, способные включить в свой список Кальтенбрунера, Гитлера не свергнут, а свергнут — не было бы хуже. Объединение Ахметова с Коломойским свидетельствует о двух вещах: во-первых, Ринат Леонидович, как обычно, не собирается уходить в оппозицию. Поэтому политический проект Порошенко он бросает так же, как раньше, без сожаления, бросил политический проект Януковича. Во-вторых, это свидетельствует о том, что оба олигарха не рассчитывают на способность их политических проектов в одиночку преодолеть 5%-ный барьер и не нашли возможности провести своих людей по чужим спискам. Посмотрим насколько эффективным окажется объединение «хромых» с «нищими». На президентских выборах объединение Мураева с Вилкулом привело к падению рейтинга, а не к его росту. Возможно сейчас будет по-другому. Во всяком случае Рабинович/Бойко/Медведчук, включившие в список Киву, сделали всё, чтобы помочь конкурентам. У Ахметова/Коломойского тоже одиозных личностей будет более, чем достаточно, но превзойти Киву они вряд ли смогут. Не знаю смогут ли объединённые нацисты преодолеть 5%-ный барьер. С ними на одном электоральном поле пасётся Порошенко и непонятно к кому качнётся «патриотический» электорат. Но даже если они в Раду не прорвутся, сам факт объединения очень тревожен. До сих пор влияние нацистских группировок на жизнь страны, ограничивалось острой внутривидовой конкуренцией. Если они смогут сохранить формальное единство после выборов, то их политический вес возрастёт несоизмеримо с тем результатом, который они смогут набрать на выборах. Дело в том, что нацистские боевики не являются сторонниками парламентской демократии, они привыкли решать вопросы силой и на улицах. Представительство в законодательном органе им не помешает, но это не значит, что они будут рефлексировать, если туда не попадут. Наоборот, такой исход только укрепит их в подозрении о «готовящемся реванше» и стимулирует готовность к силовой защите «завоеваний революции». При этом надо иметь в виду, что фракции «ЕС» (Порошенко) и «Батькивщины» (Тимошенко) будут на деле представлять интересы того же нацистского электората, только прикрывая свою позицию более умеренной риторикой, чем у Тягныбока и Билецкого. Что касается выборов в целом, то интересно массовое увлечение «новыми лицами» (создаются целые партии из тех, кого раньше к выборам не подпустили бы и на пушечный выстрел). Это далеко не свидетельство «обновления» политических сил и возросшего «влияния народа». Наоборот. В реальности власть контролируют те же люди. Но если лет пятнадцать назад олигархи перестали сами избираться в парламент, предпочитая нанимать на работу депутатами профессиональных политиков, то сейчас они должности президента, министров, депутатов отдают уже не профессионалам (хоть бы и по украинской версии), но клоунам, блогерам и прочим фрикам. Причём, чем выше степень неадекватности конкретного фрика, тем больше шансов, что он достигнет успеха. Первый раз мы наблюдали такую же ситуацию сразу после майдана. Тогда вожаки путчистов не смогли набрать достаточное количество профессионалов для работы в законодательном и исполнительных органах. Люди не желали связывать свою судьбу с террористическим режимом, справедливо полагая, что у него не так много шансов продержаться хоть сколько-нибудь долго и не желая отвечать за его преступления. Тогда в состав депутатов, а поначалу и министров понабивались всякие парасюки, гаврылюки и им подобные. Но режим удержался, укрепился, профессионалы поняли, что это надолго и начали возвращаться. Из исполнительной власти они вытеснили большую часть случайных людей почти сразу, а вот с властью законодательной пришлось подождать пять лет, ибо досрочные выборы парламента в 2016-2018 годах, несмотря на отчаянные усилия Тимошенко, организовать не удалось. Казалось бы именно на этих выборах списки должны трещать от профессиональных депутатов прошлых созывов. Но нет, партия «Слуга народа», претендующая на половину парламентских мест (если не больше) набирает каких-то малоизвестных людей, которые, в лучшем случае, пришли в политику в команде, работавшей с Зеленским на выборах, и не попали в исполнительную власть. Серьёзное обновление за счёт каких-то никому неизвестных лиц заметно у Порошенко. «Оппозиционные» политические проекты экс-регионалов более стабильны, но и там видно стремление к некоему «омоложению» (хотя бы и за счёт перетасовки старой колоды). Нацисты никого со стороны не берут, но они сами в большинстве своём для парламентских кампаний достаточно молодые и новые. По идее пример консервативности должны будут явить лишь списки «Батькивщины». Это «омоложение» — крайне тревожный симптом. Реальные владельцы страны не боятся в массовом порядке запускать во власть непонятных людей, абсолютно не умеющих этой властью пользоваться и не обладающих достаточным уровнем интегрированности в систему. Это может означать только одно — проект вышел на ту стадию, когда вконец разложенные государственные структуры больше не могут выполнять управленческие функции. Они теперь нужны лишь, как ширма, а реальные рычаги управления переходят напрямую в руки олигархов. Это такая же система, как та, что выстроена Плахотнюком в Молдавии, которая вылилась в острейший политический кризис и противостояние Плахотнюка и остатков государственных структур. Причём на стороне молдавского государства против олигарха выступили Россия, США и ЕС. Такого единодушия Москва, Вашингтон и Брюссель не демонстрировали лет двадцать. Кстати, против украинского олигархата Россия и Запад также начинают действовать согласовано. США добивают в Австрии Фирташа (одного из «отцов майдана») и не рекомендуют Зеленскому якшаться с Коломойским. Россия игнорирует многократные попытки как Коломойского, так и Ахметова, прозондировать возможность для неофициального «решения вопросов». Да и Порошенко в ходе избирательной кампании не смог добиться поддержки ни на Западе, ни в России. Это не значит, что исчезли российско-американские противоречия. Это значит лишь то, что в противостоянии государственного аппарата и олигархов, регулярные государства оказались на стороне бюрократии. Она хотя бы играет по понятным правилам, в то время, как олигархи на постсоветском пространстве начали закукливание своих террористических режимов, превращение их в автаркию, равно закрытую и для России, и для Запада. Таким образом, появление большого количества «новых», «молодых», не способных к адекватной государственной деятельности людей в списках ведущих политических сил свидетельствует о том, что на данном этапе украинский олигархат выигрывает у государственной бюрократии борьбу за власть с настолько разгромным счётом, что сама эта бюрократия становится ему (олигархату) ненужной. Государство разложилось и опростилось до такой степени, что для осуществления управленческих функций более не требуется профессиональный аппарат, этим в ручном режиме могут заниматься несколько олигархов или даже один олигарх. В конце концов, пока что на Украине в ходе президентских выборов поменялось только имя кандидата в единственные олигархи. Был Пётр Порошенко, а стал Игорь Коломойский.