Войти в почту

Похитители Рождества. Как «Правый сектор»* принес политику в храмы Украины

Анонсы акции были заранее опубликованы в пабликах «Правого сектора»* в соцсетях. Их формулировки в духе «мы идем на открытый диалог с прихожанами храма» оставляли достаточно пространства для кривотолков, так как каждая из сторон говорит на своем смысловом языке, отличном от языка другой. К тому же, практически издохшая на сегодняшний день радикальная организация демонизирована в общественном сознании до такой степени, что ее воспринимают до сих пор так, словно на дворе стоит февраль 2014 года и в ее рядах — тысячи боевиков по всей стране. Как стало ясно непосредственно 6 января, речь шла о формате акций, ранее апробированном тернопольским (наиболее активным на поле борьбы с УПЦ) «Правым сектором»* — установке перед храмом в дни воскресных массовых богослужений палатки с символикой организации, рядом с которой 10—20 активистов в униформе проводили агитацию и раздачу листовок. Такие акции националисты проводили у кафедрального собора в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Тернополе 24 и 31 июля и 7 августа 2016 года, а вслед за этим — 20 ноября, 11 декабря 2016 года и 3 января 2017 года. «Периодически по воскресеньям мы проводим информационную кампанию — распространяем листовки, пытаемся разговаривать с прихожанами и объяснять свою позицию относительно Московской «церкви»… Мы, националисты, будем продолжать борьбу за образование Украинской поместной церкви Христовой и приложим максимум усилий на этом пути», — так 12 марта 2017 года мотивировали цели подобных акций на сайте «Правого сектора»* ее организаторы. Аналогичными цели были и сейчас. Например, листовка, которую «правосеки» раздавали 6 января у кафедрального Спасо-Преображенского собора в Сумах, была озаглавлена так: «Почему важно перейти в Православную церковь Украины? После 06.01.2019 УПЦ Московского патриархата является неканоничной на Украине и ее таинства не несут Божьей благодати». (Такова позиция Вселенского патриархата, по мнению иерархов которого право представлять его каноническую Киевскую митрополию сейчас отозвано у УПЦ.) Далее в листовке пояснялось: «С 6 января 2019-го крещение, венчание, отпевание и другие таинства в УПЦ МП являются такими, что совершаются без Божьего благословения и без Его благодати. Т.е. те родители, которые примут решение освятить своего ребенка в УПЦ МП, рискуют, что их ребенок останется без Божьей благодати и защиты». Сама акция была описана на сайте Сумской епархии УПЦ: «Утром 6 января 2019 напротив центрального входа Спасо-Преображенского кафедрального собора группа лиц (около 15 человек) провела пикет, основная идея которого была высказана в лозунгах («Переходи в Православную церковь Украины», надпись на единственном плакате у пикетчиков. — Авт.). Участники пикета имели символику радикальной организации «Правый сектор»*… Акция радикалов продолжалась около 40 минут». Точно так же журналисты сайта vdalo.info описали акцию «Правого сектора» у кафедрального собора Александра Невского в Каменец-Подольском (Хмельницкая область) — около двух десятков участников, раздача листовок (только в этом случае длилась она около полутора часов). Судя по опубликованным в статье фотографиям, листовки и плакаты у «правосеков» были абсолютно идентичны с теми, что раздавали их побратимы в Сумах, и напечатаны по одному образцу. То есть это указывает на то, что это была спланированная, общеукраинская акция «правосеков». В Чернигове в пикете у кафедрального Свято-Троицкого собора УПЦ, судя по публикации Союза православных журналистов, приняло участие около 20 «правосеков», судя по фото, был даже установлен агитационный куб в цветах и с символикой организации, аналогичный использовавшимся в 2016 году в Тернополе. Аналогичной Союзом православных журналистов названа численность «правосеков» на акции 6 января у кафедрального Кресто-Воздвиженского собора УПЦ в Виннице, и УНИАН на пикете у Свято-Георгиевского храма УПЦ во Львове. В последнем случае журналистами упомянуты и плакаты пикетчиков с надписями «Переходи в Православную церковь Украины» (возможно, типовой, описанный выше) и «Долой Московский патриархат с Украины». Одесская епархия УПЦ опубликовала в Facebook сначала фотографии пикета, затем краткий рассказ о нем: «6 января 2019 года, в Рождественский сочельник около 9 часов утра группа неустановленных граждан с закрытыми балаклавами и шарфами лицами, с государственной символикой и черно-красными флагами пришла к Одесскому Свято-Ильинскому монастырю во время праздничного богослужения. Молодые люди, постояв некоторое время и обклеив информационный стенд монастыря агитками «Геть загарбників в рясах», после проведённой фотосессии для отчета кураторам, удалились». Судя по фотографиям, на пикете было около десятка человек с типовым плакатом, его же образец воспроизводили и стикеры, наклеенные на информационный стенд монастыря. В самом «Правом секторе»*, скорее всего, действительно считают свои акции, если так можно выразиться, «информационно-просветительскими», но очевидно, что раздача националистами в униформе листовок вряд ли убедит кого-то из верующих. При этом информация об их готовящемся появлении мгновенно обрастает слухами, превращаясь в угрозу захвата храма праворадикалами. Является ли такая угроза задачей, сложно сказать — ведь такие действия лишь укрепляют людей в нежелании переходить в новую юрисдикцию и ведут к образованию групп, непосредственно готовых к противодействию переходу, в том числе, скорее всего, и силовому. В ряде случаев (например, в Виннице и Сумах) дело едва не дошло до потасовки между националистами и прихожанами УПЦ. Возможно, именно такая задача и стоит перед пикетчиками, координируемыми из единого центра, — создать очаги напряжения, которые потом правоохранители будут гасить, обвинив в их организации УПЦ. И еще одно важное наблюдение. Демонизированная, полузадохнувшаяся радикальная организация «Правый сектор»* действует ровно в логике государственного преследования Украинской православной церкви, поскольку имеет с государством общие антироссийские цели. *Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ