Войти в почту

Инфраструктурная катастрофа Украины: Пациент скорее мертв (текст готов) (корр.)(фото готово)

Без ускоренной технологической модернизации инфраструктуры жизнеобеспечения Украине угрожают техногенные катастрофы. Цена проблемы — 35 миллиардов долларов От техногенных катастроф не застрахован никто, и объекты инфраструктуры неизбежно изнашиваются в любом государстве. Но на Украине ничего не делается до тех пор, пока в очередном месте не прорвет, не обрушится или не бабахнет. Гидротехнические сооружения, мосты, теплотрассы и другие объекты инфраструктуры в стране находятся сегодня в критическом состоянии. При этом они не ремонтируются надлежащим образом и не модернизируются. Вот уже более 25 лет украинские власти заняты исключительно латанием дорог, и это всё, что фактически делается по инфраструктуре жизнеобеспечения. По оценке украинского правительства, цена модернизации устаревшей инфраструктуры составляет более 35 миллиардов долларов. Но этих денег у государства нет. Более того, в стране не хватает общественных фондов, не хватает прибыли, которую дают украинские предприятия, доходов населения для того, чтобы просто качественно обслуживать инфраструктуру жизнеобеспечения. А именно состояние объектов инфраструктуры и их безопасность делают жизнь в стране по-настоящему удобной и комфортной. Уставшие мосты «Уставшими» на Украине называют мосты с легкой руки мэра Киева Виталия Кличко. Когда в столице частично обрушился Шулявский автомобильный мост, на место происшествия приехал мэр и порадовал украинцев перлом о том, что «мост устал от времени». Только в Киеве более 75 мостов находятся в предаварийном состоянии, три — в аварийном. По всей стране картина еще более печальная. Из шести тысяч мостов, которые находятся на балансе «Укравтодора», тысяча — в аварийном состоянии, еще 2,5 тысячи требуют ремонта. В Киеве провалился мост авария ремонт «Это серьезный вызов для страны, так как эти мосты в значительной степени являются стратегическими, соединяющими не просто населенные пункты, а и целые магистральные направления в стране», — признал министр инфраструктуры Владимир Омелян. До конца 2018 года планируется провести капитальный ремонт лишь 45 мостов. И потратят на это 2,3 млрд гривен. Министр напомнил, что еще 10 тысяч мостов сейчас находятся на балансе местных властей и не входят в сферу ответственности «Укравтодора». Конец цивилизации В катастрофическом состоянии на Украине находятся почти 70% водопроводных и канализационных сетей. В результате масштабной аварии на теплотрассе, которая произошла вечером 13 ноября в центре Киева, на ночь без отопления остались два жилых дома. Пострадал автомобиль-такси, который провалился в образовавшуюся яму. В салоне авто никого не было, поэтому, к счастью, никто не пострадал. 14 ноября из-за аварии на теплотрассе в Харькове отключили отопление в 60 жилых домах, школе и больнице. А в феврале в том же Харькове произошел большой прорыв магистральной трубы. В результате чего больше 600 жилых домов, 26 школ, 21 детский садик и 14 медицинских учреждений остались без отопления. В начале года в Прилуках произошла большая авария на канализационном коллекторе. В результате больше 100 домов затопило фекалиями, а город остался без воды на несколько суток. «Изношенность теплосетей — под 80%, аварий всё больше, а их последствия — всё масштабнее. Из 28 тысяч км теплосетей Украина безвозвратно потеряла 8 тысяч км (30%) лишь за последние два года. Власть бездействует», — констатировал общественный деятель Александр Скубченко. Как признался мэр Киева Виталий Кличко, почти 90% подземных коммуникаций столицы, самого богатого города Украины, изношены и требуют замены. И речь идет не только о теплотрассах. Остается открытым вопрос: надолго ли еще хватит инфраструктуры, которая была построена в 50—70-е годы и с того момента ни разу системно не модернизировалась? Прорыв трубы горячего водоснабжения Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский назвал две ключевые проблемы, которые не позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. «Проблема первая — реконструкция не занесена вообще ни в какие планы ни государственного, ни местного уровня. А вторая — в тарифах всех распределяющих компаний не заложены деньги, которые должны быть направлены минимум на содержание, а как максимум еще и на модернизацию существующих сетей. Все, чего можно ожидать в дальнейшем, — это деградация с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций, как это мы видели, например, в Киеве в этом году. Речь идет не только о прорыве труб горячей воды, это и холодная вода, которая промывает грунт, и возникают провалы практически в центре города. И это следствие подобного рода бездеятельности», — сказал Валентин Землянский в комментарии изданию Украина.ру. По его мнению, в конечном счете все это приведет к отмиранию централизованного снабжения услугами. «Централизованное снабжение услугами — это привилегия развитых централизованных государств. То есть речь идет о деградации, в первую очередь, городской инфраструктуры. К сожалению, это факт», — констатировал Землянский. После нас хоть потоп Столица Украины в августе этого года пережила два поистине библейских потопа за одну неделю. Киев накрыл мощный ливень, который погрузил под воду целые улицы. От затопления пострадали торговые центры и подземные стоянки, в некоторых районах возникшие на дорогах «озера» осложнили движение транспорта. Обильные осадки случаются на Украине и в Киеве не первый раз, но до этого года инфраструктура столицы справлялась с подобными паводками. Тонули в этом году Одесса, Ужгород, Ивано-Франковск и Львов. Неудивительно, что Киев и многие другие крупные города Украины страдают от стихийных бедствий. Времена погони за сверхприбылями привели к тому, что мы имеем города со сверхплотной жилой застройкой, уничтоженными парками и обветшалой коммунальной инфраструктурой, которую не ремонтировали уже лет 40—50. И если и дальше так пойдет, то мегаполисы Украины превратятся в каменные джунгли, которые просто не приспособлены для комфортного проживания. Дождь в Киеве Карточные домики На Украине заканчиваются сроки эксплуатации тысяч многоэтажек. Самые недолговечные жилые дома — 50 лет — панельные «хрущевки». Киев и Украина массово застраивались ими в 1955—1970 годы, и что-то решить с такими домами нужно успеть до 2020-го, то есть прямо сейчас. Кирпичные пятиэтажки, возводившиеся примерно в эти же годы, могут простоять до 2055—2070 годов, но только если до 2030-го успеть провести капремонты, отмечают специалисты. Еще примерно столько же осталось довоенным «сталинкам». Послевоенные будут жить до 2105 года. При условии проведения их реконструкции в 2020—30-х. До этого же времени простоят современные кирпичные и монолитные, панельные и блочные многоэтажки, построенные в 80-х годах прошлого века. С той лишь разницей, что если кирпичные можно реконструировать и еще продлить им жизнь на несколько десятилетий, то для панельных и блочных приговор у инженеров один — сносить. И если ничего не делать, уже через несколько лет многоэтажки посыплются как карточные домики. В правительстве признают, что на сегодняшний день 75% жилищного фонда нуждается в обновлении и ремонте. Власти пытаются повесить капремонты на рядовых граждан, и это в то время, когда почти половина украинских семей не может без субсидий оплатить коммунальные услуги. «Малые города не могут самостоятельно решить эту проблему… Пока люди не поймут, что приватизированная квартира в доме является частью большой собственности, нам будет трудно, сколько бы мы денег ни выдавали, чтобы эффективно использовать этот ресурс», — заявил в мае этого года вице-премьер-министр Геннадий Зубко. Энергетический голод Общий срок работы 77 блоков тепловых электростанций (19,4 ГВт, или 80,1% от установленной мощности всех теплоэлектростанций Украины) превысил предельное значение для эксплуатации такого оборудования. Согласно отчету о деятельности НКРЭКУ за 2017 год, из 83 энергоблоков ТЭС 6 блоков (4,8 ГВт мощности) работают в сверхпроектный период, еще 5 блоков (1,3 ГВт) — в сверхпроектный и сверхпредельный периоды. Срок эксплуатации остальных 72 блоков (18 ГВт) превысил проектное, предельное и парковое значения. Таким образом, около 80% блоков тепловых электростанций Украины работают в изношенном состоянии, а это означает, что стремительно возрастают риски техногенных катастроф и веерных отключений, которые будут иметь лавинообразный характер. Криворожская ТЭС Для того чтобы остановить и повернуть вспять гибельный процесс изнашивания основных фондов, нужны колоссальные капиталовложения. Еще в 2011 году, когда готовился процесс приватизации тепловой генерации, эксперты били в набат: объекты тепловой генерации на Украине находятся на грани лавинообразного выхода из строя, а это требует безотлагательного привлечения в отрасль огромных инвестиций, выделить которые из госбюджета правительство не в состоянии ни сегодня, ни в ближайшей перспективе. Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предусматривала необходимый объем капиталовложений на 2006—2010 годы в пределах 16,7 млрд долл. Однако реальные вложения, к сожалению, не дотянули и до половины. Однако будут ли генерирующие компании действительно вкладываться в модернизацию, однозначно ответить невозможно. Это будет зависеть от того, насколько государство в состоянии будет контролировать те обязательства, которые брали в свое время те, кто приватизировал госактивы. Эксперты отмечают, что, поскольку срок эксплуатации энергоблоков на украинских АЭС и ТЭС подходит к концу, уже через несколько лет Украину ожидает жесточайший энергетический голод — оставшегося количества электроэнергии хватит лишь для 10 миллионов населения. В итоге приходится констатировать, что никаких системных мер — ни законодательных, ни организационно-технических — в области обеспечения инфраструктурной безопасности на Украине не принимается. И это притом что подобные угрозы чрезвычайно опасны для жизни и здоровья граждан. Но украинские власти, к сожалению, озабочены совсем другими проблемами.