Войти в почту

Cможет ли Киев договориться с протестующими владельцами нерастаможенных автомобилей

11 июля владельцы автомобилей с иностранной регистрацией заблокировали центр Киева. Участники акции требуют прекратить проверки их машин сотрудниками полиции, запретить конфискацию нерастаможенных машин с истёкшим сроком пребывания на Украине и снизить пошлины для легализации транспортных средств. Сейчас по украинским дорогам ездит около 300 тыс. авто с еврономерами, которые находятся на территории страны незаконно. Однако против удешевления пошлин выступают законопослушные граждане, которые заплатили полную стоимость «растаможки». Эксперты считают, что вопрос решить не удастся, а власть и дальше будет закрывать глаза на «явные нарушения закона». Владельцы автомобилей с иностранной регистрацией утром 11 июля заблокировали подъезды к парламенту и кабинету министров Украины. Они требуют запретить конфискацию нерастаможенных машин с истёкшим сроком пребывания на Украине, прекратить массовую проверку правоохранителями авто с иностранными номерами, а также снизить таможенные пошлины на ввоз транспортных средств. Сейчас таможенные пошлины составляют до 40% от заводской стоимости автомобиля. «Мы будет стоять до тех пор, пока наши требования не будут выполнены», — заявил в беседе с RT участник акции Михаил Скрипник. Через несколько часов после начала акции протестующие потребовали уволить премьер-министра Владимира Гройсмана, главу Государственной фискальной службы Мирослава Продана и главу МВД Арсена Авакова. Скрипник подчеркнул, что готов ночевать в автомобиле, пока вопрос не будет решён. «У меня жена, маленький ребенок и пожилые родители. Нам не на что жить, а найти работу с хорошей зарплатой практически невозможно. Поэтому я вынужден был пойти в таксисты и купил подержанный автомобиль с литовскими номерами за $6 тыс. На Украине за такие деньги приличную легковушку не найти», — говорит собеседник RT. Движение в центре Киева парализовано. Организаторы акции — объединение собственников автомобилей с европейскими номерами «Авто Евро Сила» — рассчитывают, что в ней примет участие 20 тыс. протестующих и около 10 тыс. автомобилей из разных регионов Украины. Протест проходит мирно, правоохранители усиливают охрану кабинета министров и Верховной рады. Обходной манёвр Автомобили, преимущественно с литовскими номерами, массово появились на украинских дорогах несколько лет назад. Тогда украинцы нашли «лазейки», как при ввозе автомобилей можно сэкономить на государственных пошлинах, которые могут достигать 40% от стоимости машины. «В Литве регистрируется фирма, на которую оформляется транспортное средство. Потенциальный покупатель по документам является «работником компании», поэтому получает право на пользование автомобилем на территории Украины в течение года. По истечении этого срока ему надо хотя бы на день выехать в одну из стран ЕС, потом снова год можно пользоваться автомобилем», — рассказывает в интервью RT львовянин Николай Кальмук, который занимается продажей авто с еврономерами. Но, по его словам, только единичные покупатели соблюдают эти требования и большинство не выезжают за пределы страны, а находят способ просто поставить отметку о въезде. Эта схема оказалась выгодной и для литовцев. Один из них — Юргис Янускас — работает таксистом и регулярно перегоняет автомобили к украинской границе. «Иногда я гоняю машины напрямую в Киев или Одессу. На одном автомобиле можно заработать 1,5—2 тыс. евро, и заказов очень много», — рассказал Янускас. Собеседник RT отметил, что на украинской границе схема постановки отметки о въезде уже давно отлажена и некоторые покупатели ежегодно платят «за отсутствие вопросов» 300 евро. Это вполне оправдано — автомобили с иностранной регистрацией дешевле аналогичных с украинской регистрацией на 35—45%, в зависимости от транспортного средства, отмечает Янускас. По данным Государственной фискальной службы, в прошлом году на территорию Украины завезли более 958 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией. У 246 тыс. авто в 2017 году истёк законный срок пребывания в стране. На конец мая 2018 года, по данным фискальной службы, незаконно на Украине находилось уже 311 тыс. автомобилей. Источник RT в Национальной полиции рассказал, что автомобили с иностранными номерами невозможно отследить. «Трудно установить их владельцев, причастность к правонарушениям, выписать штраф без присутствия собственника, поэтому мы изначально предлагали усилить за ними контроль. Но как доказать, что автомобиль нарушает требования украинского законодательства? У нас не было доступа к таможенной базе», — рассказал собеседник RT. Цена вопроса В конце июня этого года правительство предоставило Национальной полиции доступ к базе данных «Инспектор—2006», где можно найти информацию о дате пересечения автомобилем государственной границы. Эти нормы прописаны в постановлении N479. В документе указано, что за нарушение срока пребывания автомобиля с иностранной регистрацией на территории Украины предусмотрен штраф в размере 255 грн ($9,8). При повторном нарушении водитель может лишиться прав на срок от 3 до 6 месяца или автомобиля. Против этих норм и протестуют собственники транспортных средств. «Наконец-то совместили две базы: полиции и таможни. Это было сложное решение, наверняка над ним работали годами с таким упорством, что позавидовал бы сам Илон Маск. Но свершилось. Не прошло и два года, как машины на евро номерах заполонили украинские города. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда. И сейчас эти люди, которые говорят, что они ничего не нарушают, а просто случайно пару лет катаются на транзитных автомобилях, столкнулись с реальностью наказания. Вот ведь как забавно», — написал на своей странице в Facebook специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. Источник RT в кабинете министров отметил, что акции протеста могли быть организованы контрабандистами. Верховная рада, по предложению правительства, в первом чтении приняла закон о введении уголовной ответственности за контрабанду. И незарегистрированные автомобили как раз могут подпасть под его действие. «Мы предложили Верховной раде лишать свободы на срок от 3 до 7 лет за большие объёмы контрабанды и позволить таможенной службе вести розыскную деятельность. Депутаты поддержали законопроект в первом чтении в начале июля», — рассказывает он. По словам источника RT в кабмине, руководство страны готово пойти на уступки и снизить пошлины для собственников автомобилей с еврономерами. В Верховной раде уже зарегистрированы законопроекты N8487, 8488, которые позволят владельцам легализовать свой автомобиль с иностранным номером за 1—1,2 тыс. евро. Однако этим решением недовольно большинство законопослушных граждан страны. «Я в прошлом году купил новый автомобиль Toyota и заплатил около $10 тыс. налогов. Как я должен себя чувствовать, если контрабандные автомобили легализируют гораздо дешевле? Как идиот, который старается платить все налоги и сборы? Я лично подам иск на Государственную фискальную службу и потребую вернуть мне уплаченные деньги, если они пойдут на уступки протестующим», — заявил в беседе с RT житель Винницы Александр Музыкин. Подобная реакция украинцев останавливает правительство, говорит собеседник RT в партии БПП. «Не исключено, что после принятия такого решения на улицы выйдут собственники легально оформленных автомобилей. Поэтому мы думаем, как решать проблему», — говорит он. «Безвыходная ситуация» Во всех странах мира действует правило, которое позволяет собственникам автомобилей с иностранными номерами приехать в страну и затем выехать, заявил в беседе с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. «Принимать отдельный законодательный акт для урегулирования этого вопроса не нужно. Но на Украине беспомощные госструктуры, слабое государство и нищее население, которое не может себе позволить приобрести нормальный автомобиль. С другой стороны, руководство страны боится надавить на собственников транспортных средств с иностранной регистрацией», — говорит эксперт. Ищенко прогнозирует, что никаких изменений принято не будет, руководство страны и дальше будет закрывать глаза на «явные нарушения закона». Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский также отметил в беседе с RT, что государственная система управления на Украине находится в кризисе, а решать вопросы цивилизованным способом очень сложно. «Наиболее эффективными способами является лоббирование интересов через коррупцию либо давление на власти при помощи «уличной политики», т.е. массовых акций протеста», — говорит эксперт. По его мнению, власти могут пойти на компромисс в преддверии президентских выборов в конце марта следующего года. «Это любимый приём руководства страны, которое сначала доводит проблему до абсурда, а потом не может найти выход. Что мешало закрыть эту схему в самом начале? А теперь на пустом месте они получили безвыходную ситуацию. Какое решение не прими — будет масса недовольных», — прокомментировал ситуацию источник RT в партии «Самопомощь».