Войти в почту

Замах Украины и Нидерландов в "прецеденте МН17" на США и Хиросиму грозит эффектом исков "всех ко всем"

Одобрение Нидерландами соглашения с Украиной о суде по МН17‍ для облегчения судебного преследования ответственных никак не отразится на России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. "Сотрудничество государств по правовой помощи – практика распространенная, страны обычно заключают соглашения по обмену информацией и совместным действиям в рамках конкретного расследования. Такие договоренности обязывают лишь эти два государства к тем или иным действиям, на третьи стороны они не распространяются. И ничто из того, о чем сейчас договариваются Амстердам и Киев по МН17, не затрагивает Россию. Международное право не предусматривает создание отдельных судов для отдельных разбирательств, обычно дела рассматриваются в национальных судах по договоренности о юрисдикции. Специальные международные трибуналы создавались для рассмотрения резонансных событий в отношении лиц, совершивших военные преступления на уровне геноцида – Нюрнбергский процесс над руководством фашистской Германии или разбирательство по бывшей Югославии. Теоретически по малайзийскому "Боингу" такой трибунал может быть созван, но его компетенция без согласия России сомнительна", - отмечает юрист. Нидерланды одобрили соглашение с Украиной по крушению самолета рейса МН17 в Донбассе в 2014 году. В частности, Голландия обязала Киев к уголовному преследованию лиц, подозреваемых в причастности к крушению Boeing. Соглашение также регулирует процедуры допроса подозреваемых, позволяют проводить суд посредством видеоконференции и обязывают Украину приводить в исполнение приговоры относительно тюремного заключения, так как государство не выдает своих граждан. "Вести разбирательство в отношении конкретного государства по тому или иному происшествию в международном праве невозможно. Просто сказать "Россия виновата" – это нонсенс, так как государство априори защищено иммунитетом. Оно несет ответственность только в рамках того, на что добровольно соглашается, подтверждая это конкретными договоренностями - ратифицированными и вступившими в силу. Ответственность за какое-либо происшествие могут нести конкретные люди, и только если вина их доказана. При этом Совместная следственная группа (ССГ) из представителей Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины уже четыре года делает обвинительные заключения в адрес нашей страны. Парадокс в том, что ни к участию в расследовании, ни к материалам дела Москву не допускают. И если теоретически предположить, что некий суд в итоге обвинит наших граждан в крушении MH17, РФ потребует доказательств. А потом на собственное усмотрение примет эти доказательства или сочтет неубедительными, не выдав наших граждан", - подчеркивает эксперт. Вина Киева очевидна Пассажирский Boeing-777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области на востоке Украины, в результате чего погибли 298 человек - граждане 10 государств. ССГ 24 мая опубликовала промежуточный доклад, заявив в нем, что зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. Минобороны РФ заявило, что ни один зенитный ракетный комплекс вооруженных сил никогда не пересекал российско-украинскую границу. Несмотря на это 25 мая правительства Австралии и Нидерландов заявили о намерении привлечь Россию к государственной ответственности, которая должна предусматривать признание причастности российской стороны к трагедии и выплату компенсации родственникам погибших. Москва в очередной раз констатировала голословность обвинений и отсутствие доступа к материалам расследования, на основании которых можно делать какие-то выводы. "Крушение MH17 произошло на фоне локального вооруженного конфликта на Украине, и Киев несет полную ответственность за все, что происходит на его территории. Любой юрист-международник понимает, что украинские власти обязаны были закрыть воздушное пространство в зоне боевых действий, но этого не сделали. Вина Киева очевидна, однако почему-то отвергается экспертами ССГ. Россия же может выразить свою волю на участие или неучастие в следственных действиях – это ее суверенное право. Кроме того, навязывать государству ответственность за то или иное событие – это очень опасный прецедент, которых в мире старательно избегают. Если таковой будет создан, на США официально возложат вину за ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, и последствия такого шага могут быть крайне печальными для Вашингтона. В принципе такой прецедент вызовет иски всех ко всем. Также никому не выгодно создавать прецедент официального принуждения к выплате компенсаций – это не менее опасная практика. Та же Голландия может ответить многими миллиардами евро за морские войны в эпоху географических открытий. А Штаты будут возмещать Сирии, Ираку, Ливии и многим другим странам последствия от деструктивных действий. По нормам международного права представляющие ССГ государства бессильны в обвинениях против России. Москва же, наоборот, занимает достаточно сильные позиции – ей ничего не могут предъявить, кроме голословных обвинений, а с учетом политизированности всей истории с MH17, доказательств причастности нашей страны к крушению просто не может быть", - заключает Дмитрий Лабин.