Войти в почту

Как Украина теряет экономический суверенитет

На днях президент Порошенко не без восторга сообщил в Твиттере о том, что Украина теперь будет закупать не только американский уголь и ядерное топливо, но и американские тепловозы. Затем президент поделился секретом своего успеха: «Могу раскрыть тайну, с чего все начиналось. В июне 2017, в ходе моего визита в США, в Белом доме во время моей встречи с президентом США Дональдом Трампом мы договорились о том, что должны наполнить украинско-американские отношения новым содержанием. И это случилось».

Зачем Порошенко американские тепловозы
© president.gov.ua

Подобный восторг можно было бы ожидать от президента независимого государства, которому удалось наладить выпуск собственных тепловозов или производство турбин. В данном же случае мы видим реакцию, свойственную, скорее не президенту независимого государства, а резиденту другой страны, сумевшему славно поработать на благо метрополии. Ведь, по сути, мы наблюдаем постепенную утрату Украиной экономического суверенитета и усиление ее зависимости от других стран.

Давайте лишь представим себе реакцию американского общества на торжественное заявление Трампа о закупке угля в ЮАР и тепловозов в Южной Корее. Что же касается президента Украины, то он не словом, а делом реализует основной предвыборный лозунг, только не свой, а Дональда Трампа: «Make America great again».

Речь в данном случае идет о подписанном недавно соглашении между Украиной и компанией General Electric о закупке американских тепловозов. Соглашение на общую сумму один миллиард долларов было подписано в Киеве представителями американской компании и двух украинских — «Укрзализныця», «Укрэксимбанк». На церемонии подписания присутствовали президент Украины Петр Порошенко и посол США Мари Йованович.

«Эти соглашения позволят достигнуть интегрированности наших экономик и создать сотни новых рабочих мест и в США, и в Украине. Используя американские технологии, Украина модернизирует свою сеть железных дорог и таким образом расширит возможности экспорта сельскохозяйственных товаров и экспорта в целом», — отметила Мари Йованович.

Мари Йованович не случайно говорит об экспорте сельскохозяйственной продукции. Украина может ощутить на себе все прелести старой доброй колониальной торговли: вы нам дешево продаете сырье, мы вам — по завышенным ценам продаем промышленные товары с высокой добавленной стоимостью.

Как говорится на сайте компании General Electric, в прошлом году украинские фермеры потеряли потенциальную возможность экспортировать миллионы тонн зерна из-за перегруженности украинской транспортной системы. И этой осенью тепловозы компании должны помочь осуществить своевременную доставку урожая.

«Сельскохозяйственный экспорт — это становой хребет их экономики», — утверждает генеральный менеджер компании General Electric.

И компания делает вывод, что тепловозы для вывоза зерна необходимо произвести в кратчайшие сроки, поставить на Украину уже к осени, чтобы они смогли доставить зерно в порты.

Численность первой партии — 30 тепловозов. Один локомотив GE обойдется примерно в 4,5 миллиона долларов. Второй этап предусматривает поставку Украине в течение 7 лет от 150 до 175 американских тепловозов.

По иронии судьбы тепловозы будут производить все в той же благословенной Пенсильвании, щедро снабжающей Украину углем. Крупнейший завод по производству тепловозов компании General Electric работает там уже более ста лет, однако в 2017 году заявил о возможном закрытии и увольнении работников из-за резкого падения спроса на тепловозы на внутреннем американском рынке. Решение вызвало недовольство рабочих завода.

«У нас здесь есть рабочие, которые почти 50 лет строили тепловозы и закрытие предприятия окажет пагубный эффект на все наше сообщество», — заявил в июне 2017 года в интервью Bloomberg рабочий Скотт Слоусон, проработавший на этом заводе 13 лет.

И тут, как нельзя кстати, в июне в Белом доме появляется президент одной гордой заокеанской страны, где недавно победила «революция достоинства», и ему говорят: «Купите наши тепловозы».

В результате, как сообщает Financial Times, «сделка будет способствовать созданию рабочих мест в Пенсильвании — штате, сыгравшем решающую роль в победе Дональда Трампа на президентских выборах».

Американское предприятие спасено. Рабочие завода Пенсильвании могут вздохнуть с облегчением, в отличие от рабочих Крюковского вагоностроительного завода, который в состоянии производить аналогичные тепловозы, но за меньшую сумму.

Нельзя сказать, что Украина так уж сильно нуждалась именно в тепловозах. Александр Кава, бывший замминистра инфраструктуры утверждает, что как раз тепловозов у нас достаточно.

«У нас профицит магистральных тепловозов, в них нет недостатка. У нас дефицит отремонтированных тепловозов — сотни стоят в неисправном состоянии. Рабочий парк магистральных тепловозов, который нужен «Укрзализныце», — порядка 240 единиц. Больше не нужно. Есть более 600 единиц, но подавляющее большинство требует ремонта. Провести модернизацию было бы гораздо дешевле, и по такому пути пошли все наши соседи: Венгрия, Польша, Беларусь, Латвия, Литва. Модернизация с заменой дизель-генератора позволяет существенно повысить эффективность тепловоза», — говорит Александр Кава.

Помимо этого, цена на американские тепловозы, по мнению Кавы, не совсем адекватная.

«Техника неплохая, но вопрос в том, нужна ли она нам? Это очень дорого. Недавно General Electric продавал в Индию тысячу тепловозов Evolution. 700 из них мощностью 4,5 тыс. лошадиных сил (это такие же, как и для Украины), а 300 — 6 тыс. л.с., то есть более мощные локомотивы. Тысяча тепловозов обходится в 2,5 млрд долл., при условии, что General Electric потратит еще 200 млн долл. на строительство завода в Индии по сборке части этих тепловозов», — утверждает экс-замминистра инфраструктуры.

Иными словами, Индии каждый такой же тепловоз той же компании обошелся на 2 миллиона долларов дешевле. Тем не менее, никакого конкурса на Украине не было. Без тендера удалось обойтись потому, что УЗ будет эксплуатировать тепловозы на условиях финансового лизинга. Покупать их будет государственный Укрэксимбанк за счет своих средств под гарантии американского Citibank. Техника будет частью его активов, которую он отдаст в лизинг «Укрзализныце». Такая схема позволяет обойти необходимость конкурсного отбора поставщиков, хотя General Electric далеко не единственная компания на этом рынке.

Что же касается утверждения компании General Electric о проблемах украинских фермеров при транспортировке зерна в порты, то проблема действительно была, но дело не в тепловозах, а зерновозах — вагонах для транспортировки зерна. В 2017 году зернотрейдеры жаловались на Укрзализныцю из-за недостатка вагонов для перевозки зерна. В свою очередь «Укразилзныця» обвиняла зернотрейдеров в задержке оборота вагонов, которые простаивали в Одесском порту в ожидании выгрузки по 14-15 дней. Однако завод в Пенсильвании, испытывающий проблемы со сбытом продукции, не производит вагоны для зерна, он производит тепловозы. Значит, покупаем тепловозы без учета реальных потребностей.

Такова обычно логика действий колониальной администрации, для которой первоочередными являются интересы метрополии. Так действовали в свое время британские генерал-губернаторы в колониальной Индии, уничтожая местное производство тканей, чтобы продать в Индостан хлопчатобумажные ткани британского производства.

В данном же случае мы видим, как руководство страны покупает себе поддержку на международной арене за счет отказа от значительной доли экономического суверенитета страны. И речь идет не только о чиновниках и президенте. Крупные украинские бизнесмены тоже вынуждены покупать лояльность к себе путем заключения контрактов с той же General Electric, являющейся одним из моторов американской экономики.

Например, в январе 2018 года компании ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова и General Electric заключили договор о приобретении, установке и дальнейшем обслуживании 26 ветротурбин.

«General Electric рада сотрудничеству с ДТЭК, самым крупным независимым производителем электроэнергии и лидером сектора возобновляемой энергетики Украины», — прокомментировал Питер МакКэйб, президент и исполнительный директор подразделения наземной ветроэнергетики GE. При этом на Украине существует производство ветротурбин. Как утверждал в 2016 году Александр Люшня, директор харьковского предприятия по производству ветротурбин «Мир ветра», по качеству они оказались даже лучше голландских и американских.

По сути, поддержка со стороны западных партнеров и кредиты МВФ имеют вполне четкие экономические условия, которые сводятся к усилению зависимости от западных производителей и отказу от развития собственного производства. Как следствие миллионы украинцы «спасают конкурентоспособность польской экономики», о чем с гордостью заявил в январе министр иностранных дел Украины.