Войти в почту

Именем Бандеры. Как западноукраинские ценности навязывали всей стране

Казалось бы, зачем это, учитывая, что вождь ОУН* и главнокомандующий УПА* и так с 2010 года являются почетными гражданами Львова (а также Тернополя, Ивано-Франковска, Луцка), а памятниками им и так заставлены западные области страны. В 2015 — 2016 годах в ходе декоммунизации 34 улицы и проспекта в разных городах Украины (включая Киев) были переименованы в честь Бандеры, установлены 4 посвященных ему новых памятника. Эта глорификация вождя ОУН уже создала огромные проблемы с Польшей, глава МИД которой заявил, что Бандера стоит на пути вступления Украины в Евросоюз. Зачем еще больше осложнять реализацию заветной мечты о полной евроинтеграции? Но дело в том, что этот вопрос для жителей Западной Украины сравним религиозному. Бандера стоит в центре той идентичности, которую они хотят навязать всем, включая даже поляков. Какова была реакция в украинских СМИ на заявления Польши помимо дежурных ссылок на козни Кремля? Рассуждения о том, что в Польше тоже есть «неправильный» электорат, который прямо сравнивают с избирателями Партии регионов. Мол, придется и их «перевоспитывать». Марш памяти жертв Волынской резни в Польше Стоит заметить, что героизация ОУН-УПА и ее вождей в 1990-е годы расколола общество даже на Западной Украине, которая за пределами трех областей к западу от Збруча была все же не настолько монолитна в этом вопросе. «Как только политики начали прославлять УПА… эта проблема прошла кровавым рубцом посреди семей, — рассказывал в 2002 году «Московскому комсомольцу в Донбассе» нынешний генпрокурор Юрий Луценко, выросший в Ровно и сделавший карьеру вплоть до замглавы Ровенской областной рады (1994 год). — Было множество семей, где один дед воевал в «яструбках» (ласковое название «истребительных батальонов НКВД». — Прим. авт.) или советских партизанах, а другой был на стороне бандеровцев. Об этом стали моментально спорить в семьях… Муж с женой разводятся, потому что он склоняется перед героями УПА, а у нее трое погибших в семье от рук УПА. Причем, это не единичные факты, а целая система. Область тряслась с 1991 по 1995 год». К началу 1990-х годов ситуация в Ровенской области выглядела, по словам Луценко, так: «У нас 30% было в УПА, 30% — воевало против УПА, 20% — было и там, и там, а остальные — приезжие… В каждом ровенском селе каждый знает, где находится колодец, в котором лежат связанные колючей проволокой жертвы УПА, а где могилы бандеровцев, которых убили или НКВД или, что крайне редко, немцы». Однако, всего за десятилетие региону (как и многим другим) была навязана более-менее единообразная официальная идентичность (а неофициальную можно было и советское время исповедовать — но втайне). Делалось это порой грубо, с применением насилия со стороны бойцов оформившихся к тому времени «Тризуба имени Степана Бандеры»* и тому подобных националистических военизированных организаций. «До 1995 года на День Победы у нас ветеранов… били, — рассказывал Луценко непривычным к этому дончанам. — Каждый год шел такой парад памяти, и каждый год колонну атаковали бандформирования, иначе не могу назвать, Волынской сечи, которые возглавлял тогда народный депутат Василий Червоний. Каждый год у нас с ними были настоящие драки с применением палок, прутьев… Доставалось обеим сторонам, мы как могли пытались прикрыть ветеранов». После победы первого Майдана Червоний стал главой Ровенской областной государственной администрации. Затем настал черед прочей части Украины. Факельное шествие состоялось в Киеве в память командующего УПА Романа Шухевича «Еще в 1990-е годы, в первой половине нулевых Киев, Харьков, Одесса были русскими по культуре и языку городами. Там действовали отделения русских национал-патриотических организаций, члены которых пресекали выходки бандеровцев. Пророссийские взгляды имели многие крупные казачьи организации, — говорит руководитель исполкома Конгресса русских общин Алексей Рылеев. — Фанатское движение в той же Одессе было известно тем, что вплоть до конца нулевых вывешивало на трибунах черно-желто-белые флаг Российской империи. Победа Майдана в 2005 году вызвала мощную активизацию пророссийских сил, консолидировавшихся вокруг ряда политических проектов (какое-то время на роль центра таких сил претендовало «Братство»* Корчинского, который позже вновь ушел в украинский национализм), вокруг созданного тогда же «Верного казачества», «Славянской гвардии» и т.д. Доходило до того, что осенью 2005 года в Харькове целые боксерские клубы в полном составе ехали в Киев «бить бандеровцев» на первый марш ОУН-УПА». Первый марш УПА в Киеве 14 октября 2005 года был локальным мероприятием городских ультраправых: от ветеранов УНА-УНСО* и скинхедов до членов общины известного своими националистическими взглядами протоиерея Сергея Ткачука из Киевского патриархата. Однако уже осенью 2006 года за подготовку нового марша в столице Украины взялись вместе «Свобода», электорат которой находился тогда почти исключительно во Львове, и луцкий «Национальный альянс», годом ранее выделившийся из оуновского Молодежного националистического конгресса. Шествие быстро набрало людскую массу, и если в 2005-м в нем участвовало около тысячи человек, то в год накануне Майдана, когда бандеровский марш снова пустили на Крещатик, — уже порядка 15 — 20 тысяч. «Дети идут и к бандеровцам», — сетовал на прошедших в ноябре 2012 года под Киевом полевых сборах атаман «Верного казачества» Алексей Селиванов. Бандера в нулевые годы был умело пересажен как необходимый элемент в городские субкультурные движения в центре и востоке страны, далекие от жителей сел на Западной Украине. Национализм в модной упаковке захватывал и любителей рок-музыки, которым его пропагандировали группы «Кому вниз», «Тень солнца» и многие другие, и футбольных фанатов, которые бандеризировались на глазах даже в самых пророссийских регионах. Яркий пример — вывешенные 21 ноября 2007 года в Киеве во время матча сборных Украины и Франции баннеры с портретом Бандеры от ультрас Николаева и Симферополя, второй с надписью Following the heroes («Следовать пути героев») на черно-красном полотнище. В 2014-м ряд фанатов «Таврии» всплыл в АТО в «Азове», а фанатская трибуна «Корабелов» в Николаеве превратилась сейчас в оплот «Национального корпуса». В целом для общества Украины перелом наступил с победой Евромайдана. «Национализм окончательно перестает быть исключительно западноукраинским явлением, «переходит» не только Збруч, но и Днепр… Традиционные атрибуты ультраправых (символика, лозунги, пантеон героев) становятся приобретением всех сфер массовой культуры», — писал в 2015 году в работе «Украинские праворадикальные организации в контексте общественно-политических процессов» запорожский историк Эдуард Андрющенко. Праздник Героев во Львове О случившейся пересадке идей в сентябре 2014 году говорил автору этой статьи по поводу волны захватов националистами храмов УПЦ историк Владислав Петрушко, сравнивая ее с аналогичными событиями 1990-х годов на западе страны: «Те настроения, которые были ранее характерны для населения западных областей, охватили теперь и центр Украины». Связь церковного противостояния с бандеровщиной отметил Луценко в процитированном выше интервью 2002 года: «…политики начали прославлять УПА, а вторым этапом, кстати, стало возрождение Киевского патриархата… Бандеровцы, как правило, шли в Киевский, а, условно говоря, советские люди или потерпевшие от УПА — в Московский… Я лично был свидетелем противостояния, когда в течение года верующие Московского патриархата с вилами стояли на страже кафедрального собора в Ровно, который пытались перевести в Киевский патриархат. А другие верующие с топорами шли на них, пытаясь отбить церковь». Однако, многие из произносящих ныне «Слава Украине — героям слава» не вкладывают в это той полноты идей и чувств, что и истинные адепты бандеровской идеологии. Поэтому последние стараются «дожимать». «Уже в прошлом году была идея перенести фестиваль в Киев: для того, чтобы иметь возможность доносить идеи до тех, кто живет южнее… Мы не оставляем идею переносить западноукраинские взгляды ближе к столице. Людям и на Востоке, и на Юге надо передать национальные ценности, поэтому ищем для этого пути», — заявила 21 июня 2016 года «Радио.Трек» исполнительный директор проводимого с 2007 года в Луцке «Национальным альянсом» фестиваля «Бандерштат» Марина Хромых. И прославление Бандеры и Шухевича как Героев Украины — еще один шаг в этом. * Организации запрещены в России Верховным судом РФ.

Именем Бандеры. Как западноукраинские ценности навязывали всей стране
© Украина.ру