Войти в почту

Как Украине пробудить к себе интерес Запада через искусство

В этом году британская столица пышно отмечает столетие большевистской революции 1917 года выставками в ключевых галереях и музеях. Но об Украине там упоминаний нет. На этих выставках не упоминается об Украине и о бурном периоде украинской независимости 1917-21-го годов, есть только упоминания о гражданской войне, об украинских анархистах и антисемитизме. На выставке в Королевской академии искусств целый зал посвящен Казимиру Малевичу, «великому мастеру русского авангарда», но никоим образом не упоминается о его связи с Украиной, хотя экспонированные полотна частично принадлежат к его киевскому периоду. Об Александре Довженко, всемирно известном украинском кинорежиссере этого периода, вспоминают лишь, что он рожден на Украине, несмотря на то, что большинство своих фильмов он снял на Украине и на украинском материале. Украине не стоит ожидать, что ей будет отведено место в этом величественном нарративе — все они организованы в сотрудничестве с ведущими российскими музеями и профинансированы российскими олигархами. Украина должна начать формировать собственный нарратив событий 1917 года, понятный для западной аудитории. Не просто стандартное «Мало кто на Западе знает об освободительной борьбе на Украине, которая происходила параллельно с русской революцией в Петрограде». Как говорит ведущий американский историк, профессор Марк фон Хаген, западное сообщество должно пройти процесс «внутренней деколонизации» и отделить события на Украине от общеимперского российского нарратива. На Украине вышло много исследований, посвященных этому периоду, однако мало какие из них известны на Западе. Большинство книг, изданных здесь о русской революции, остаются российскоцентристскими, хотя украинские события этого периода не менее захватывающие. Украина была в эпицентре огромного конфликта империй и обществ: здесь сошлись украинские националисты, большевики, белогвардейцы, западные альянсы, а также украинские анархисты. Богатейший материал для исследований, книг, кинофильмов. Масса нерассказанных личных историй. Лишь некоторые из них известны на Западе в переводе таких произведений как «Конармия» Исаака Бабеля. Возможно, Украина смогла бы пробудить интерес западных аудиторий к этому периоду через искусство. Украинское наследие авангарда — в кино, живописи, литературе — предлагает уникальный украинский взгляд на те события в модернистском ключе. Так, важно вести дискуссию о многослойной идентичности таких художников как Малевич или Александра Экстер. Но не менее важно представить на Западе таких несомненно украинских художников как Федор Кричевский, Александр Богомазов, братья Бойчуки, которые находились под воздействием европейского авангарда и которых важно отделить от салата «русского авангарда». Подготовка выставок дорогое и длительное дело. Впрочем, есть более дешевый, но не менее эффективный способ донести ключевые месседжи об украинском культурном наследии этого периода. Речь идет об украинском кино 20-х годов. Здесь мы имеем все: всемирно известные имена Александра Довженко и Дзигы Вертова, ряд замечательных фильмов, бережно отреставрированных Национальным Центром Александра Довженко. В дополнение, эти черно-белые немые фильмы содержат новый оригинальный музыкальный саундтрек, написанный современными украинскими композиторами. Один из таких проектов — фильм Александра Довженко «Земля», положенный на музыку этно-группы «ДахаБраха» — был представлен в Лондоне несколько лет назад. Прошлое — это настоящее и будущее — вот какой должен быть ключевой месседж таких художественных акций. Ведь украинская революция 1917 года простирается на века, до революции достоинства 2013-14 годов и революции украинской национальной идентичности, которая продолжается до сих пор.

Как Украине пробудить к себе интерес Запада через искусство
© ИноСМИ