Войти в почту

Срок за Бандеру, или Почему Польша ревнует Европу к Украине

Польша вряд ли введет уголовную ответственность за бандеровскую идеологию на своей территории, но антиукраинские тенденции во внешней политике Варшавы сохранятся, и отношения двух стран будут ухудшаться и дальше. Так считает эксперт Центра Украинистики и белорусистики МГУ Дмитрий Степанов.

Почему Польша ревнует Европу к Украине
© ФБА "Экономика сегодня"

Резолюция по Волынской трагедии, принятая в Польше в прошлом году, может быть заменена новым законом о дне памяти польских жертв от рук украинских националистов.

Такое мнение озвучил лидер оппозиционной Польской крестьянской партии (PSL) Владислав Косиняк-Камыш, представивший проект такого закона.

"Закон является актом высшего уровня, намного более продолжительным, чем любая резолюция", - отметил Косиняк-Камыш.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в закон об Институте национальной памяти (IPN). В частности, речь идет о добавлении в каталог преступлений против поляков или граждан Польши другой национальности преступлений, совершенных украинскими националистами в период с ноября 1917 года до 31 июля 1990.

Кроме того, вводится запрет на пропаганду идеологии ОУН-УПА* (экстремистская организация, запрещена в РФ) на территории Польши, за которую предлагается наказывать штрафом и тюремным заключением до двух лет.

"Мы продолжаем борьбу за историческую правду. Никоим образом речь не идет об обострении польско-украинских эмоций, чтобы никто на это не смотрел таким образом", - подчеркнул польский политик.

Запоздалая реакция

Несмотря на то, что польский истеблишмент высказывается очень резко против любых проявлений идеологии бандеровцев, принятие закона об уголовной ответственности за это маловероятно, говорит Дмитрий Степанов: "В Польше вообще нет законов, порицающих некую идеологию, например, тот же коммунизм".

Но в целом, отмечает эксперт, польское общество относится очень негативно к попыткам Украины включать в свой официальный дискурс упоминания о бандеровском движении как о части государственной истории.

Руководство страны, которое настроено консервативно, не менее неодобрительно воспринимает подобные "телодвижения" Украины, и очевидно, что отношения Польши и Украины будут планомерно ухудшаться и дальше.

"Реакция на "перезагрузку" бандеровской темы - это запоздалая реакция. Евромайдан воспринимался на Западе как попытка освободиться от коррумпированной элиты, в Восточной Европе - как желание уйти от России и советского прошлого, и тогда ни в обществах стран Европы, ни со стороны политических элит вещи, связанные с пропагандой на Украине профашистских и коллаборационистских движений, прошли незаметно", - сказал Степанов.

Теперь же наблюдается обратный процесс - когда все это осознается и выливается и в конфликты, и в конкретные законопроекты

Все дело в экономике

Внешняя политика Польши в сфере исторической памяти агрессивна не только по отношению к Польше, но и к России, напомнил эксперт, и она во определяет в целом качество связей с этими странами. Причины такого поведения лежат в экономической плоскости.

"Антироссийский и антиукраинский тренд Варшавы вполне понятны. Российский рынок ведь для польских товаров во многом закрыт, а что касается Украины, то любое ее включение в европейское экономическое пространство угрожает конкуренцией польской сельскохозяйственной продукции", - сказал Дмитрий Степанов.

Предпосылок к изменению позиции Варшавы по отношению к Киеву эксперт не видит. "Польша может стать менее агрессивной во внешнеполитическом пространстве, но вряд ли в значительной степени, - общий курс все равно сохранится", - заметил он.