Алексей Антонов: «серый кардинал Победы» и доверенное лицо Сталина

В этом году исполняется 80 лет битве на Курской дуге – одному из главных сражений Великой Отечественной войны. 23 августа 1943 года советские войска нанесли противнику сокрушительное поражение, в результате чего стратегическая инициатива в войне окончательно перешла к Красной армии. Эта грандиозная военная операция привела к освобождению Орла, Белгорода, Курска, Харькова и стала нашей блестящей победой, переломным моментом в войне.

Алексей Антонов: «серый кардинал Победы» и доверенное лицо Сталина
© Мир24

А спланировал эту операцию талантливый штабной генерал, начальник оперативного отдела Генштаба при маршале Василевском Алексей Антонов, имя которого в то время было известно очень немногим. Рассказываем, как генерал Антонов спроектировал первый успешный контрудар советских войск и почему чаще всех командующих встречался со Сталиным.

Победу Красной армии в этом сражении обеспечили не только солдаты, но и советская разведка. Неизвестные факты, секретные операции, двойные агенты – смотрите об этом в документальном фильме «Схватка разведок» 23 августа в 00:55 на телеканале «МИР».

Потомственный офицер из рода обрусевших татар

Алексей Антонов родился 15 сентября 1896 года в городе Гродно в семье артиллеристского офицера. Его отец, Иннокентий Антонов, был командиром батареи царской армии. Он происходил из старинного дворянского рода обрусевших крещеных татар. Все мужчины в роду Антоновых были офицерами.

Иннокентий Антонов 10 лет прослужил на Дальнем Востоке, после чего успешно сдал экзамены в Академию Генерального штаба. Но зачислен туда он не был в связи с католическим вероисповеданием жены. Она была полькой. «Если ваша жена перейдет в православие, вы будете зачислены в академию», – сказали ему. Но неволить жену молодой офицер не стал, отказался от учебы в академии и был направлен на службу в Гродно, где у пары родились дочь и сын. Впоследствии отец семейства дослужился до чина подполковника и был награжден пятью орденами, но до Первой мировой войны и революции в России не дожил.

Артиллерия в то время была особым родом войск, требовавшим от офицеров отличного образования и владения точными науками. Прекрасное образование впоследствии получил и Алексей Антонов. Но легким его путь не был.

Отец семейства умер, когда Алексею было всего 12 лет. Семья переехала в Петербург. Там они жили на военную пенсию и доходы от уроков, которыми подрабатывала мать. Но вскоре умерла и она, после чего прекратилась выдача пенсии за отца. Тем не менее Алексею все-таки удалось окончить Первую Санкт-Петербургскую гимназию бесплатно – в этом ему пошли навстречу как неимущему сыну офицера. В 1915 году юноша даже поступил в университет на физико-математический факультет. Однако очень скоро из-за нужды ему пришлось оставить учебу.

Он пошел работать на завод, а затем в 1916 году был призван в Русскую императорскую армию. Там он прошел ускоренный курс обучения в Павловском военном училище и в чине прапорщика был направлен в лейб-гвардейский егерский полк. Боевое крещение Антонов получил летом 1917 года. Он участвовал в боях, был ранен и в июле 1917 года за храбрость награжден Орденом Святой Анны 4-й степени.

Как молодой офицер РККА стал талантливым военным стратегом

Раненый Алексей Антонов оказался на лечении в Петрограде. Когда стало известно о Корниловском мятеже и в столице началось формирование отрядов Красной гвардии, он принял в этом самое активное участие – занимался обеспечением отрядов оружием и обмундированием. Именно тогда он решительно встал на сторону революции.

Будущий стратег Великой Отечественной достойно проявил себя уже в Гражданскую войну. В 1919 году он был назначен на должность помощника начальника штаба дивизии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и направлен на Южный фронт.

Дивизия, в штабе которой служил Антонов, победоносно прошла по югу России и сражалась против Белой армии в Крыму. Многие историки утверждают, что именно Алексей Антонов, служивший в штабе, блестяще спланировал операцию по форсированию озера Сиваш, одну из самых известных операций Гражданской войны. За это в 1923 году он был награжден Почетным оружием Реввоенсовета.

О том, как продолжался жизненный и военный путь будущего начальника Генштаба Красной армии, подробно рассказывает в своей книге «Генерал армии Алексей Антонов» Сергей Штеменко, служивший его заместителем. В ней он пишет: «Мирные годы между Гражданской и Великой Отечественной войнами были для Антонова временем напряженной учебы и работы, периодом его становления как коммуниста и военачальника с большим политическим и военным кругозором».

В 1928 году Алексей Антонов стал членом партии и слушателем командного факультета Военной академии имени Фрунзе. «В процессе учебы выявились его большие способности к военному делу, склонность к научным исследованиям и аналитический склад ума», – пишет генерал Штеменко. После окончания академии, проработав некоторое время в войсках на должности начальника штаба 46-й стрелковой дивизии, Антонов вернулся к учебе и в 1933 году окончил оперативный факультет академии Фрунзе.

Эту академию в разные годы окончили такие советские военачальники, как Конев, Малиновский, Толбухин, Баграмян и многие другие легендарные полководцы, которые привели Красную армию к разгрому фашизма и победе в Великой Отечественной войне.

В сентябре 1935 года на Украине проводились грандиозные тактические учения с привлечением всех родов войск. В них участвовали 65 тысяч человек и 3 тысячи боевых машин. В разработке плана этих учений принимал участие Антонов. Еще до начала Великой Отечественной войны он выступал за новую стратегию ведения боевых действий, за то, чтобы воплощать в жизнь достижения советской оперативной школы. В частности, на этих учениях была впервые опробована та самая стратегия, которая впоследствии во многом решила исход Курской битвы.

Как Алексей Антонов оказался в Генштабе и почему так часто встречался со Сталиным?

С началом Великой Отечественной войны Антонов работал в штабах фронтов, а в ноябре 1942 года был назначен начальником штаба Закавказского фронта. Однако на этой должности оставался недолго: уже через месяц он возглавил Оперативное управление Генерального штаба. Дело в том, что до назначения Антонова на эту должность его предшественники сменялись целых семь раз! А все потому, что человек на таком посту должен был ежедневно бывать в Ставке ВГК и докладывать лично Сталину! После первого же доклада очередной штабной генерал оказывался в роли «хромой утки»: его дни на этой должности были сочтены. Совсем иначе произошло с Алексеем Антоновым. После первого же доклада Сталин стал требовать присутствия нового начальника Оперативного управления на любом важном совещании и не принимал ни одного принципиального решения, не выслушав его мнения.

Понять, что так привлекало Сталина в штабном генерале, отчасти помогает книга Сергея Штеменко. О личных качествах своего командира он пишет: «Без преувеличения можно сказать, что Алексей Иннокентьевич был незаурядным человеком. Его отличительными чертами были, прежде всего, высокая эрудиция, общая и военная культура, которая проявлялась в широте и глубине подхода ко всем вопросам, в языке, поведении и отношении к людям. За шесть лет совместной работы в Генеральном штабе я ни разу не видел, чтобы он выходил из себя, вспыхивал, кого-то ругал».

А главное – Антонов не пытался угодить верховному главнокомандующему. Он был тверд в отстаивании своей позиции. Сталину это очень понравилось. С этого момента Антонов отчитывался перед грозным «отцом народов» почти ежедневно.

По какому сценарию могла пойти Курская битва

Антонов, как и некоторые другие выдающиеся стратеги Великой Отечественной войны, был последователем советского военачальника и крупнейшего военного теоретика конца 20-х – начала 30-х годов Владимира Триандафиллова. Тот умер еще до войны, и сейчас его имя помнят только историки. Между тем он был автором военной теории глубокой операции, защиту от которой разработали и воплотили в жизнь сам Антонов и другие генералы Генштаба. Суть идеи состоит в том, что танковые клинья с двух сторон вгрызаются в оборону противника, окружают крупную группировку врага, берут в «котел» и в окружении уничтожают ее.

Эту стратегию наши войска блестяще осуществили на практике в Сталинградской битве. После этого Гитлер и руководство вермахта планировали создать «котел» для самой Красной армии на Курском выступе. Свою операцию они назвали «Цитадель». С ее помощью верховное командование вермахта рассчитывало взять реванш за поражения под Сталинградом и захватить стратегическую инициативу в свои руки.

В Генштабе РККА был выработан план. Он заключался в том, чтобы противостоять наступлению немцев на Курской дуге глубоко эшелонированной обороной, измотать немецкие войска в оборонительных боях, а затем силами пяти фронтов перейти в контрнаступление и разгромить врага.

Была и другая точка зрения. Некоторые командующие фронтами рвались нанести превентивный удар до того, как противник начнет наступление, и Сталин был склонен прислушаться к ним. Но Жуков и Василевский уговаривали не делать этого.

В какой-то момент Антонова вызвали к Сталину, и главнокомандующий внимательно выслушал его доводы. Антонов был лаконичен, но предельно честен. Он обнаружил глубокое понимание ситуации на фронтах и дальновидность. В результате был принят план, предложенный Генштабом РККА, а Курская битва вошла в историю как одна из самых успешных операций Великой Отечественной войны.

«Генерал без имени»: почему Алексей Антонов оставался в тени

С моментом, когда Алексей Антонов пришел в Генштаб, специалисты связывают весь победный поворот событий в Великой Отечественной войне. После Курской битвы он участвовал в планировании всех крупных военных операций. Тем не менее имя его почти никому не было известно. За глаза Антонова даже прозвали «серым кардиналом Победы».

Он оставался в тени Рокоссовского, Василевского, Баграмяна, Жукова. Только после того, как были рассекречены архивы того времени, историкам стало понятно, что Алексей Антонов, безусловно, заслужил звание Маршала и Героя. Однако этого не произошло. Так уж повелось, что во всех армиях и во все времена талантливые штабные офицеры оставались в тени знаменитых генералов и боевых командиров.

Но вклад начальника Генштаба Красной армии Алексея Антонова в общую Победу все же был оценен. Он стал единственным советским генералом, получившим орден «Победа» – высший военный орден СССР – «за планирование боевых операций и координацию действий фронтов». Кроме него среди 16 кавалеров этого ордена были генералиссимус Сталин, десяток советских маршалов, а также несколько зарубежных героев, среди которых американский генерал армии Дуайт Эйзенхауэр (будущий президент США), фельдмаршал Соединенного королевства Бернард Монтгомери и король Румынии Михай I.

Многие знаменитые отечественные историки подчеркивали, что наиболее выдающимися творцами Победы считают Жукова и Антонова, ставя последнего в один ряд с такими военачальниками, как Рокоссовский, Толбухин, Малиновский, Василевский, Черняховский, Чуйков, Горбатов и другие.