Гаяз Исхаки — чешский солдат

Анализируем дневники великого татарского писателя в эмиграции

Гаяз Исхаки — чешский солдат
© Реальное время

Продолжаем читать дневники Гаяза Исхаки, изданные Институтом языка, литературы и искусства. Он уже пожил в , немало пережил в . В прошлой части мы оставили Исхаки во время проверки паспортов на пути во . Он должен сесть на чешский пароход, который довезет его до Европы под видом солдата.

Видео дня

Пан Хайнек Схазел

Писатель проехал немало километров. Сначала . Потом Токио — Иокогама. Далее долгий путь до Харбина: на поезде Иокогама — Окаяма — Симоносеки, пароходом до и поездом через Корею ( — Чанчунь — Куаньчэн — Харбин). Он становится свидетелем бойни в Ичане.

"Вот еще один контролер. На этот раз военный контролер: отдаю наши паспорта, вздрагивая изнутри, — свое фальшивое удостоверение. Офицер внимательно смотрит. Сейчас спросит, почему я в штатском. Или с помощью других вопросов поймет, что мои бумаги фальшивые. Но офицер, не сказав ни слова, возвращает документы, подтвердив, что я могу въехать во Владивосток. Идем в номера. Там нет комнаты. Подсуетившись, заселяемся в комнате одного учителя, вместо него самого. И этот вопрос решен".

Через пару дней выясняется, что с комнатой вновь возникли проблемы: "Стучим, внутри человек. "Кто вы, откройте". — "Я, — говорит, — хозяин комнаты. Вы взяли комнату у учителя, а она не учительская, она одного мишара. Даже не самого мишара, нет, а одного казанского татарина".

Пребывая по сути нелегально во Владивостоке, нигде не отмечаясь, Исхаки идет в чешский штаб, где ему дают новое имя — "Һайнек Схазел, Hynek Schazel", под которым он сядет на ближайший пароход.

На пароходе музыка играет

3 октября Исхаки отправляется в новый путь на пароходе "Кarachi maru": "Наше место внизу, с солдатами, не очень хорошо. Пароход новый, поэтому не грязный. На месте мы понимаем, что у нас нет ничего с собой поесть. Отправили провожающего нас Исхака за продуктами. В три часа проводить пароход приезжают чешские высокие чины. Здешние солдаты встречают их с музыкой. Чехи играют свой национальный гимн. Право играть у них есть. Они из ниоткуда создали новое государство".

С едой, но без чайника (не успел его Исхак довезти) начинается путешествие в 60 дней. Мимо , Кореи, , , Юго-Восточной Африки, , , .

"Когда увидим сушу, когда ступим, снова ступим на землю, когда вновь появимся на российской земле — одному Аллаху известно. По словам здешней команды, мы не будем останавливаться в , плывем в Сингапур. Мы будем в Сингапуре через десять дней. До этого нигде не остановимся. Это сообщение портит наши планы, значит, наши письма в Милли Идарэ (Национальное правление мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, — прим. пер.) в Харбин не будут отправлены до Сингапура. И смогут быть отправлены только через французскую, английскую цензуру. Одно это портит настроение. Но что поделать? Весь наш план сейчас состоит из случайностей. Наша цель — также пленница в руках случая".

Кругом вода

Через два дня их настигает шторм: "Сегодня встали в пять утра. Снаружи льет как из ведра. На море поднялся ветер. Играет нашим пароходом как мячиком. Облака настолько низкие, что задняя часть парохода окутана туманом. Где море, где облака — не различишь. Вода внизу, вода вверху, вода справа, вода слева. Вода в туалете, вода в комнате отдыха, и в каютах тоже вода. Посидеть негде, море бушует, большинство людей лежит. Но не спят. Растянулись, болеют. Наша комната теперь похожа на больницу. У меня сильная головная боль из-за сильного гриппа. Настроение очень подавленное".

"Еду на 12 часов нам подают только в шесть вечера. Чай на четыре часа — в девять. Мало того, наш пароход получил телеграмму, что сильный тайфун приблизился к острову Формоза (Тайвань, — прим. пер.), что находится на нашем пути. Поэтому мы вынуждены укрыться в бухте недалеко от одной корейской деревни. Долго ли это будет — одному Аллаху известно. Наступает ночь. Хотя волны и не спали, пароход на приколе качает не так сильно. Луна, звезды, гоняясь одна за другой, купаются в море. Словно танцуют лезгинку, бегают друг за другом. Мы долго не ложимся спать. Потому что все любуемся чистым воздухом, красивым небом и звездным морем".

"Когда мы проснемся сегодня, наш пароход все еще будет в заливе в Корее. Прекрасный день. Погода ясная. Но дует очень сильный ветер. В нашу бухту вошли еще два парохода. Говорят, что отправимся после полудня. Но к вечеру новость оказывается ложной. Мы остаемся ночевать в бухте. По сообщению радиотелеграфа, один английский пароход был потоплен тайфуном у берегов Японии. Тайфун все еще властвует в открытом море. Весь день проходит медленно. Оркестр чехов один или два раза дает концерт. Группа певцов несколько раз собирается и поет. Персонал парохода — японские парни — устраивают фехтование".