Войти в почту

Глава Департамента МИД РФ: Запад действиями против России "пилит сук, на котором сидит"

Директор Четвертого Европейского департамента МИД РФ Юрий Пилипсон в интервью ТАСС рассказал о текущей ситуации вокруг Косово, оценил перспективы создания газового хаба в Турции, а также ответил на вопрос о перспективах открытия прямых рейсов между Россией и Кипром.

Глава Департамента МИД РФ: Запад действиями против России "пилит сук, на котором сидит"
© ТАСС

— В последние дни ситуация на Балканах заметно обострилась. Как вы можете оценить нынешнее положение в регионе с учетом того, что диалог Белграда и Приштины, похоже, не принес никаких результатов? Каковы риски перехода этого кризиса в военную фазу? Какую роль играет Евросоюз в данном вопросе?

— Косово остается крупнейшим очагом нестабильности на Балканах. Происходящая там эскалация, к сожалению, закономерна. С самого начала США и ЕС пестовали в этом квазигосударстве радикальный албанский национализм, закрывали глаза на ползучие этнические чистки в отношении коренного сербского населения. Потакание косоварам, в особенности после прихода к власти в крае ультрарадикальной партии "Самоопределение", не могло не привести к нынешнему обострению на грани вооруженного конфликта.

Чувствуя свою безнаказанность, Приштина цинично играет "на повышение". Каждый ее шаг порождает новые угрозы безопасности и ухудшает положение сербов. Многолетняя привычка Вашингтона и Брюсселя решать все вопросы в Косово за сербский счет лишь попустительствует этому.

Посредничество Евросоюза в диалоге Белграда и Приштины провалено. Налицо неумение и нежелание ЕСовцев добиться от косоваров выполнения согласованных договоренностей прежде всего создания в крае Сообщества сербских муниципалитетов с широким кругом полномочий для обеспечения выживания косовских сербов. Все шаги Брюсселя сводятся к усилению нажима на Сербию. Вброс с подачи Вашингтона так называемого "франко-германского проекта" урегулирования стал очередным свидетельством стремления Запада любыми способами принудить сербов поступиться национальными интересами, территориальной целостностью и в той или иной форме согласиться с косовской "государственностью". Драматичное развитие событий вокруг Косово подтверждает актуальность и безальтернативность резолюции Совета Безопасности ООН 1244, которая определяет рамки выработки сбалансированного, справедливого решения косовской проблемы, соответствующего международному праву.

— Насколько сложной сейчас является обстановка в энергетической сфере на Балканах? Как обстоят дела с поставками российских энергоресурсов в Сербию?

— Непростая обстановка в энергетической сфере во всей Европе, включая Балканы, — логичный результат незаконных односторонних решений Запада в отношении России. Причем не секрет, что все это изобретают в Вашингтоне, а Евросоюз, не задумываясь, "пилит сук, на котором сидит".

Разумеется, есть европейские государства, где в данной ситуации руководствуются собственными национальными интересами. К их числу относится Сербия. Вопросы поставок российских энергоресурсов в эту страну обсуждаются в конструктивном и доверительном ключе между профильными российскими и сербскими структурами. Надеемся, у наших партнеров все будет в порядке.

— Как продвигается процесс создания газового "хаба" в Турции? Когда стороны смогут выйти на реализацию проекта? Есть ли информация, в какие именно третьи страны может быть перенаправлен российский газ?

— Вопрос создания газового "узла" в Турции решается профессионально, активно и в полном соответствии с интересами России. Проект такого масштаба требует делового подхода сторон и основательной проработки.

Руководство России не раз подробно разъясняло причины волатильной ситуации на международных рынках "голубого топлива", прежде всего, из-за влияния на них недальновидной энергетической политики ряда западных стран. Дополнительным дестабилизирующим фактором стали теракты на критически важных объектах газотранспортной инфраструктуры: трубопроводах "Северный поток" и "Северный поток-2". На этом фоне совместная российско-турецкая инициатива должна быть привлекательной для многих государств с учетом успешного опыта нашего двустороннего взаимодействия с Анкарой в указанной сфере.

— Прислушалась ли Турция к доводам Москвы против наземной операции в Сирии, или российская сторона исходит из того, что решение о ее проведении уже принято? Какими будут действия России, если Турция все же приступит к осуществлению своих планов? Планируются ли в ближайшее время контакты с Анкарой по Сирии?

— Профильные министерства и ведомства двух стран находятся в непрерывном плотном контакте по сирийскому вопросу. Как известно, единственный на сегодняшний день эффективный способ урегулирования кризиса в САР, Астанинский формат, запущен именно благодаря усилиям России, Турции и Ирана. Регулярно проводим переговоры стран-гарантов "Астаны" на экспертном уровне. Последний раунд — Международная встреча по Сирии — состоялся 22-23 ноября в столице Казахстана. В нем участвовали представители не только России, Турции и Ирана, но и соседних с Сирией стран, которые наиболее сильно затронул конфликт, и, что немаловажно, ключевые внутрисирийские игроки в лице Дамаска, оппозиционных сил, гражданских активистов.

По теме планируемой Турцией военной операции в САР плотный контакт поддерживают генштабы и разведки двух стран.

В целом считаем, что такая операция является преждевременной, может привести к дальнейшей эскалации обстановки, стимулировать сепаратистские настроения и обострить вооруженное противостояние.

— В Турции в последнее время стали происходить резонансные теракты. Ведется ли взаимодействие России и Турции для предотвращения подобных атак? Какие совместные меры предпринимаются для противодействия террористической угрозе? Может ли она возрасти, если Турция решится на проведение наземной операции в Сирии?

— В последнее время в мире вообще нестабильно. Достаточно продолжительное время властям Турции удавалось обеспечивать безопасность в условиях острой внутриполитической борьбы и непосредственной близости к региону, где сосредоточены базы различных деструктивных сил и ячеек, использующих для достижения своих неблаговидных целей самые разные методы: от шантажа и бандитизма до террора.

То, что произошло 13 ноября в Стамбуле на одной из самых оживленных улиц, стало настоящей трагедией. В результате теракта, как известно, пострадало в том числе трое россиян, которым благодаря оперативному подключению сотрудников Генконсульства России в Стамбуле была оказана необходимая помощь. Конечно, хотелось бы, чтобы подобных инцидентов не было вовсе. Для этого необходимо плотное взаимодействие правоохранительных органов России и Турции. Настроены его продолжать. Убеждены, что поддержание традиционно взаимоуважительного и профессионального диалога, совместная заинтересованная работа внесут значительный вклад в стабилизацию обстановки в регионе.

— Обсуждает ли российская сторона с Никосией возобновление прямых авиарейсов?

— В настоящее время возобновление прямых авиарейсов с Республикой Кипр не стоит на повестке дня с учетом введенных Евросоюзом в отношении российских перевозчиков незаконных санкций, закрывших европейское небо для наших самолетов. Эти ограничения в полной мере соблюдаются Никосией. Притом что кипрская сторона сама неоднократно заявляла о значительных убытках, которые терпит национальная экономика из-за обвала туристического потока из России. Дополнительные комментарии, думаю, не требуются.

— В следующем году в ОБСЕ будет председательствовать Северная Македония. Какие у Москвы ожидания на этот счет? Продолжит ли Северная Македония линию польского председательства, или можно надеяться на выправление ситуации в пользу конструктивного взаимодействия на этой площадке?

— Польша являет собой вопиющий пример того, как не надо председательствовать в Организации. Недопустимо, а именно этим занималась Варшава, подчинять ОБСЕ своим эгоистичным интересам, использовать ее в качестве инструмента взвинчивания конфронтации. Площадка, которая могла помочь преодолеть взаимное недоверие и повысить предсказуемость системы безопасности в Евро-Атлантике, стараниями польского действующего председательства (ДП) превратилась в крайне токсичное место сведения политических счетов, где попираются правила и нормы дипломатической этики, подвергаются обструкции российские и белорусские дипломаты.

Призываем Северную Македонию выстраивать свою работу в строгом соответствии с решениями СМИД в Порту 2002 года о роли ДП и правилами процедуры ОБСЕ, аккумулируя и транслируя консенсусное мнение всех государств-участников, а не отдельных групп стран, сколь бы многочисленными или шумными они ни были. Задача Скопье весьма трудна — нужно санировать последствия вреда, который нанесла ОБСЕ Польша. Если у государств-участников есть интерес в сохранении Организации, то надо позаботиться о жизнеспособности действующего председательства как одного из ее основных элементов. В противном случае институт ДП будет окончательно дискредитирован, и нужда в нем отпадет. Со своей стороны подтверждаем открытость к диалогу с северомакедонскими коллегами, готовность оказать им любое необходимое содействие.

Беседовал Артем Попов