Войти в почту

Благотворители из НАТО: зачем Киеву обещают возродить из пепла его ВПК

Недавняя встреча министров обороны стран НАТО (c примкнувшим главой военного ведомства Украины), которая состоялась 12 и 13 октября, произвела сенсацию. Впрочем, почему-то замеченную далеко не всеми СМИ и политиками. "Мы будем искать способы восстановить оборонную промышленность Украины", — приводит слова высокопоставленных источников в альянсе американское издание Politicо. Оно тем самым указывает, что основная суть плана Североатлантического альянса заключается в том, чтобы обеспечить полную совместимость Украины с НАТО.

Благотворители из НАТО: зачем Киеву обещают возродить из пепла его ВПК
© ТАСС

Обещать — не значит жениться

Речь, судя по тексту статьи, идет о реализации так называемого Киевского соглашения по безопасности, проект которого был опубликован в середине прошлого месяца. Документ, разработан совместно бывшим генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, который довольно долго проработал в Киеве представителем альянса, и руководителем офиса украинского президента Андреем Ермаком. Соглашение предполагает предоставление со стороны западных стран гарантий безопасности Украине в виде, прежде всего, помощи в повышении ее собственных оборонных возможностей.

На днях тот же журнал Politico сообщил, что Расмуссен провел серию встреч в европейских столицах и Вашингтоне, обсуждая как дальнейшие поставки Украине вооружений, так и восстановление ее оборонной промышленности. "По словам бывшего генсека, — пишет издание, — план, который он и Ермак представили Зеленскому, в долгосрочной перспективе снимет давление с Европы и США по оснащению украинских вооруженных сил западной боевой техникой, поскольку восстановление разрушенной украинской промышленной базы позволит Киеву самостоятельно обеспечить свою оборону". Именно в этом заключается основной смысл подготовленного Расмуссеном и Ермаком проекта соглашения, предполагающего, что лучшей гарантией безопасности для Украины является ее максимальная милитаризация. И не за счет США, а, видимо, за счет Евросоюза.

Гладко на бумаге

Во-первых, никто не знает, что останется от Украины после окончания специальной военной операции. По крайней мере, уже сегодня ясно, что основные производственные площадки по производству высоколегированной стали и других материалов, крайне необходимых для выпуска военной продукции, находятся теперь в России. Среди них металлургический комбинат "Азовсталь" в Мариуполе, рядом с ним комбинат имени Ильича, потом Донецкий металлургический комбинат, Донецкий сталепрокатный завод, Северо-донецкий химико-металлургический завод, металлургические комбинаты в Макеевке, Краматорске, Керчи… Пусть не все они сегодня в рабочем состоянии — восемь лет постоянных обстрелов со стороны Киева, безусловно, сказались на их техническом уровне и производительности. Но нет сомнений, что через какое-то время они вновь заработают на полную мощность или будут перепрофилированы в соответствии с потребностями нашей страны и новых российских регионов. А вот то, что они уже никогда не будут работать на украинскую оборонку, очевидно. Без металлургии, как и без другой продукции оборонной промышленности, которой у Киева уже нет, ни танка, ни самолета, ни ракеты, ни корабля не создать.

Правда, кто сказал (и это во-вторых), что натовцы собираются воссоздавать украинскую сталелитейную, химическую или авиастроительную, судостроительную, ракетостроительную, танкостроительную и прочую высокоинтеллектуальную промышленность?! 30 лет они активно помогали киевским властям разворовывать и разрушать тот богатейший оборонно-промышленный потенциал, который им достался после развала Советского Союза, — явно не для того, чтобы из своих якобы бескорыстных благотворительных побуждений они стали его неожиданно восстанавливать и создавать себе конкурента на мировом оружейном рынке.

Давайте вспомним, что осталось на Украине, когда она стала независимой.

"Алмазы" украинской оборонки

Среди оборонных "алмазов" первой величины на Украине, несомненно, числится конструкторское бюро Антонова. Все самые большие и мощные военно-транспортные самолеты СССР были созданы здесь. Например, самый большой в мире Ан-225 "Мрия" ("Мечта" в переводе с украинского на русский), на котором перевозили на Байконур многоразовый космический корабль "Буран" (эта единственная "Мечта" сгорела в феврале нынешнего года на аэродроме Густомель от украинской мины). Также антоновцы создали тяжелый транспортник Ан-124 "Руслан", который до сих пор летает по всему миру, служит в том числе (сильно модифицированный) и нашим десантникам.

Эти и другие легендарные самолеты создавались в Киеве, а строили их в основном в России — в Ульяновске, еще раньше в Узбекистане — в Ташкенте. Те штучные экземпляры, которые могла производить Украина после обретения независимости на своих опытных предприятиях, продавались очень плохо. С 2016 по 2018 год, как утверждают украинские СМИ, антоновцы не произвели ни одной серийной машины. Просто у них нет серьезных заказов. Тогда как натовский четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет Airbus A400, подозрительно похожий на совместный российско-украинский самолет Ан-70, теперь летает по всему миру. Но Украина (в части производства и сборки) не имеет к нему никакого отношения.

Аналогичная история и с николаевскими судостроительными предприятиями: бывшим заводом имени 61 Коммунара и бывшим Черноморским судостроительным. Первый был основан еще в царской России в 1788 году, второй — в 1895-м. Оба предприятия были награждены высшими орденами за строительство трети всех надводных кораблей советского ВМФ. В Николаеве, в частности, были построены крупнейшие советские военные корабли: в том числе и тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов", флагман ВМФ России. Кроме него большие противолодочные корабли проекта 1134-б класса "Керчь", шесть таких ракетных БПК, а еще ракетные крейсеры проекта 1164 "Атлант" класса "Слава", по одному для каждого флота — Черноморского, Северного и Тихоокеанского. "Москва", "Адмирал Ушаков" и "Варяг", вооруженные ракетным комплексом Р-500 "Базальт", также плоды этих ныне украинских предприятий.

Был (впрочем, еще и есть) четвертый аналогичный корабль, который называется "Украина". Ржавый и безоружный, он стоит у стенки завода, готовый на 75%, но не имеющий ни ракет, ни торпед, ни глубинных бомб… никому не нужный и безжизненный. Я бы именно его назвал символом нынешнего состояния украинского ВПК. Продать его Киев тоже не может — никому не нужен устаревший, не имеющий вооружений корабль. Даже разобранный "на иголки". Довести его на буксире, например, до индийского или корейского завода, где его можно будет размонтировать, никто не берется: вдруг потонет по пути, а страховку никто не заплатит — нет таких страховщиков, кто рискнет своими деньгами.

Другое дело "родной брат" "Адмирала Кузнецова" — авианесущий крейсер проекта 11435 "Рига" (а потом "Варяг"), который купили недостроенным китайцы. Дотянули на буксире до Макао, превратив его на какое-то время в казино. А потом, то ли опомнившись, то ли сбросив маскировку, достроили его в качестве своего первого авианосца "Ляонин", докупив у той же Украины оставшийся на ее территории российский корабельный истребитель Су-33. И теперь у Поднебесной три похожих на "Адмирала Кузнецова" авианосца, хотя и частично модернизированных — с катапультой. А Черноморский завод уже обанкрочен, уничтожена даже его печать. Завод 61 Коммунара проходит процедуру банкротства.

С конкурентами не церемонятся

Вряд ли в планах Андерса Фог Расмуссена, его вашингтонского и брюссельского начальства и всей натовской и украинской верхушки восстанавливать эти судостроительные предприятия. Если бы у них было хоть малейшее желание поддержать их на плаву, Николаев и его заводы получили бы хоть какой-то заказ, но его как не было, так и нет. Думаю, одна надежда на Россию, но это может быть только в будущем.

А пока вспомним о других почивших в бозе флагманах украинской оборонки.

О днепропетровском КБ "Южное" и заводе "Южмаш" в мире знают не понаслышке. И не только потому, что здесь секретарем парткома, а затем и директором работал экс-президент Украины (второй по счету) Леонид Кучма. Тот самый, кто написал книгу "Украина — не Россия". Известный также как тесть крупнейшего украинского олигарха Виктора Пинчука. Но сейчас не о нем. В КБ и на "Южмаше" выдающимися ракетными конструкторами Михаилом Янгелем и Василием Уткиным был создан непревзойденный до сих пор стратегический ракетный комплекс Р-36М УТТХ "Воевода", который за Западе называют "Сатана" (РС-20А, или SS-18). Его ракета летает на 16 тыс. км, весит 210 т, оснащена десятью разделяющимися боеголовками индивидуального наведения мощностью по 750 кт каждая.

Когда-то у нашей страны было 308 таких ракет, которые держали в страхе всю Америку и их вассалов по НАТО. Сейчас, по открытым источникам, их осталось 46. На смену южмашевскому "Воеводе" идет российский "Сармат", который ни в чем не уступает "Сатане", а по дальности пуска и по количеству боеголовок даже превышает своего предшественника. Кроме того, он может летать даже через Южный полюс. А если учесть, что на "Сармате" могут быть размещены гиперзвуковые планирующие блоки "Авангард", то замена вполне адекватная и эффективная. А вот "Южмашу" уже запрещено выпускать ракетную технику. Троллейбусы — пожалуйста. Ракеты — ни-ни. И потому многие его ракетные специалисты уже давно работают в России, Китае и даже в Северной Корее… Откуда у нее такие успехи в ракетостроении, как вы думаете?!

Но продолжим рассказ об утраченных Украиной оборонных компетенциях. Многие российские военные и не военные тоже слышали о харьковском танкостроительном заводе имени Малышева. Именно здесь в предвоенные годы (правда, завод назывался паровозостроительным имени Коминтерна) был создан Михаилом Кошкиным с сотоварищами легендарный танк Т-34 — лучший танк Второй мировой войны, что признавали и на Западе. В послевоенные годы предприятие и его конструкторское бюро выпустили самый, пожалуй, современный танк на то время Т-64, потом производили танки Т-80УД. Так они составляли реальную конкуренцию нижнетагильскому "Уралвагонзаводу" с его боевой машиной, дизельным Т-72, и питерскому Кировскому заводу с его газотурбинным Т-80. Сейчас, после обретения Киевом независимости, предприятие представляет собой печальное зрелище. Его сотрясают коррупционные скандалы, основное производство нацелено на выпуск экспортной продукции, в частности бронетранспортеров, да и по ним немало нареканий за производственный брак и нарушение технологии. С 2009 года, как утверждают СМИ, завод выпустил только один танк для родных ВСУ, а его знаменитый "Оплот", который с гордостью демонстрируется на парадах незалежности, на танковом марафоне, который по примеру России время от времени проводят в НАТО, на последнем состязании даже не дошел до финиша — сломался на европейских полигонных трассах.

Еще хуже обстоят дела и с запорожским моторостроительным заводом "Мотор Сич" (в названии, как многие догадались, отсылка к Запорожской Сечи, центром которой был остров Хортица, что на Днепре в центре Запорожья). Предприятие с момента своего основания в Российской империи в 1907 году занималось серийным производством авиационных двигателей, имело тесную связь, особенно в советское время, с питерским КБ имени Климова. Там создавали двигатели для самых разных типов самолетов и вертолетов, даже для авиационных ракет класса "воздух — воздух", а в Запорожье их серийно выпускали. 55 типов двигателей для 61 типа самолетов и вертолетов — они шли в основном в Россию и на дальний экспорт.

Все, очевидно, рухнуло в 2014 году, когда заводу "Мотор Сич" запретили сотрудничество с Россией. Руководство предприятия, в частности его легендарный руководитель Вячеслав Богуслаев, стали искать новые рынки сбыта продукции и кооперации с сильными промышленными игроками. Так они вышли на китайские фирмы Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Xinwei Group, которые выкупили 50% акций запорожцев и даже создали филиал украинского предприятия в Чунцине. Но тут всполошились американцы. В Киев зачастили помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон и будущий президент США Джо Байден. Соединенным Штатам такой мощный авиационный конкурент, как Китай, был совсем ни к чему.

Видимо, усилиями заокеанских визитеров президент Украины Владимир Зеленский сделку с китайцами приостановил, долг в $3,5 млрд Пекину выплачивать отказался. "Мотор Сич" ожидает, как и другие предприятия Укроборонпрома банкротство. Тем временем буквально на днях был арестован по подозрению в государственной измене многолетний руководитель завода, при котором завод возвратил былое процветание, 83-летний Вячеслав Богуслаев.

А КБ имени Климова построило под Санкт-Петербургом свой серийный завод, который сам выпускает авиационные двигатели уже без оглядки на Запорожье…

Поживиться на трагедии

О трагедии украинского ВПК, как и всей Украины, можно рассказывать бесконечно. Остановимся на минуту. Зададимся вопросом, который я поставил в начале этого материала. Зачем НАТО, лично Андерсу Фог Расмуссену и его киевскому визави Андрею Ермаку план по восстановлению погибшего украинского ВПК? Зачем им стегать, как любят говорить на Западе, мертвого льва? Оживить его усилиями натовских стран невозможно, да это им и ни к чему. Не затем они устраивали госпереворот на Украине, 30 лет создавали из нее антипод и врага России, чтобы превращать в сильное и промышленно развитое государство, равноправного партнера и союзника Североатлантического альянса.

Десятилетний план натовцев, о котором пишет американское издание Politicо, по воссозданию украинской оборонки нужен для простой, банальной причины — поживиться на трагедии. Под лозунгом "Поможем ВПК Украины" можно собрать с членов Североатлантического альянса и сочувствующих немалую сумму: кто говорит о $100 млн, кто — о $500 млн. Важно не то, сколько будет денег, а куда они пойдут. Можно сказать однозначно, что точно не Киеву как таковому, Запорожью, Николаеву или Харькову. А думается мне, что в натовскую казну, ну и немножко, возможно, процентов по десять — Фог Расмуссену и Ермаку как авторам идеи.

Так, как они, поступил фольклорный персонаж Ходжа Насреддин, когда пообещал падишаху за десять лет научить шахского осла читать. Когда жена спросила Муллу, зачем он так рисковал, муж ответил: "За десять лет сдохнет или ишак, или падишах".

На это, видимо, и рассчитывают натовские благотворители.