Войти в почту

Когда-то здесь летали самолеты

Сейчас, проезжая по Волоколамскому шоссе, мало кто обращает внимание на светло-зеленое здание, которое стоит по правой стороне, с памятником Ленину у входа. А ведь именно с ним связаны имена наших легендарных летчиков. Это бывший Центральный аэроклуб СССР. Он появился в 1935 году. Если посмотреть на здание с высоты, то его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан.

Когда-то здесь летали самолеты
© Вечерняя Москва

За годы своего существования аэроклуб подготовил десятки тысяч летчиков, планеристов и парашютистов, а также воспитал выдающихся авиаконструкторов. Его спортивная комиссия регистрировала все отечественные авиационные рекорды, включая мировые достижения Валерия Чкалова, Михаила Громова, Владимира Коккинаки и других. В ноябре 1993 года на базе Центрального аэроклуба СССР создали Национальный аэроклуб России имени Чкалова. Предприятие сохранило опытные кадры и продолжает развивать авиационные виды спорта.

По соседству со зданием аэроклуба в 1930-е годы возвели еще одно административное здание, в котором разместилось Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Рядом построили жилой городок для летчиков. Некоторые здания сохранились до сих пор.

Еще одно знаковое место — Тушинский аэродром. Это сейчас на его бывшем летном поле стоит стадион «Спартак» и «Чкалов Арена», а раньше там проходили авиационные парады и ставились мировые рекорды. Так, 25 июля 1937 года под патронажем Центрального аэроклуба на Тушинском аэродроме стартовал рекордный перелет 19 легкомоторных самолетов по маршруту Москва — Севастополь — Москва. Здесь же испытывали «изделия» многих известных авиаконструкторов. Создатель знаменитых МиГов Артем Иванович Микоян свое первое детище, авиетку «Октябренок», запустил в небо именно в Тушине.

Воздушные парады на Тушинском аэродроме были для москвичей настоящим событием — желанным и ожидаемым наряду с ноябрьскими парадами на Красной площади. Праздники авиации устраивали для всех. Правда, попасть туда было непросто: билетов не достать, да и добраться до аэродрома — проблема. Доехать можно было либо по железной дороге, либо по Волоколамскому шоссе, тогда еще узкому и вдрызг разбитому, либо трамваем, который ходил по теперешнему шестому маршруту. Последний воздушный парад в Тушине состоялся 9 июля 1961 года, длился он почти 2 часа. Почетным гостем был первый космонавт Юрий Гагарин. Он наблюдал за парадом с балкона Центрального аэроклуба.