Войти в почту

Начало полярной авиации: 85 лет назад летчик Павел Головин достиг Северного полюса

Юбилейная дата в истории покорения Арктики: 85 лет назад Павел Головин стал первым в мире пилотом, достигшим самой северной точки земного шара. Это была часть научного проекта, которую сейчас сравнивают с первым полетом человека в космос, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.

Меховые унты и зимняя полярная шапка. Как раз в этой шапке он стоит вместе со штурманом Жуковым на льду дрейфующего каравана. Личные вещи летчика-полярника Павла Головина – гордость музейной экспозиции на родине героя, в Наро-Фоминске. Именно в этом головном уборе и обуви пилот покорял Арктику.

«Это собачий мех настоящий. За основу взяты материалы, которые используют северные народы в холодных условиях», – рассказал научный сотрудник Наро-Фоминского историко-краеведческого музея исходники Федор Пущин.

Вот так 5 мая 1937 года летчиков провожали на авиаразведку за полярный круг. Задача – проверить, возможна ли посадка тяжелых самолетов на дрейфующую льдину. Полет- часть уникального научного эксперимента по изучению природы Северного полюса. Вместе со званием Героя Советского Союза за этот перелет Головин получил и всенародную славу.

Газеты распухали от подробностей: куда летел одиночка Головин, сколько дней ждал благоприятной погоды, где, когда и как приземлился.

Позже по проложенному Головиным маршруту на самолетах на первую в мире дрейфующую станцию доставят экспедицию Ивана Папанина. Она длилась 274 дня. И все это время снабжение ученых осуществлялось по воздуху. На заре покорения Арктики каждый рейс за полярный круг был сродни подвигу.

«Был случай, когда он попал в шторм, и ему пришлось посадить свой самолет на воду. Сам он спасся, но ничего поделать не мог, и ему пришлось трое суток наблюдать, как его самолет шел ко дну. Это действительно сложно», – рассказала библиотекарь информационно-библиографического отдела Центральной библиотеки Наро-Фоминского городского округа Елена Павлова.

На счету Головина несколько спасательных операций. Он вызволял из ледового плена «папанинцев» и экипажи караванов ледоколов. Погиб летчик-полярник в 1940 году при испытаниях нового бомбардировщика. Имя героя носит улица в Наро-Фоминске и мыс на острове Кун в Арктике.