Войти в почту

«Азовсталь»: Что будет с заводами Ахметова, когда оттуда выкурят бандеровцев и наемников

Мариуполь все ближе и ближе к дню полного освобождения от нацистов. А вот его крупнейшие предприятия – «Азовсталь», Металлургический комбинат имени Ильича и построенный на его базе «Азовмаш», сильно пострадавшие в ходе боев, похоже, не скоро распахнут свои ворота.

«Азовсталь»: Что будет с заводами Ахметова, когда оттуда выкурят бандеровцев и наемников
© Свободная пресса

Формально эти предприятия принадлежат «Метинвесту», активу Рината Ахметова. Хотя, мало кто на Донбассе и в России допускает даже мысль о том, что теперь украинского олигарха, который, как уже сообщала «СП», подозревается в пособничестве нацистам, снова допустят к мариупольским сталелитейным заводам.

Но довольно мрачное будущее этих предприятий обозначил в своем прогнозе украинский политолог, глава аналитического центра «Донбасский институт региональной политики» Энрике Менендес:

«Если предположить, что Мариуполь останется под контролем России или тем более ДНР, то, конечно, никакое восстановление этих комбинатов невозможно представить даже в принципе, потому что у них просто не будет рынка сбыта, куда продавать этот металл… У России своих металлургов хватает, насколько я понимаю, учитывая то, что Россия из-за санкций сейчас тоже не сможет продавать свой металл за границу по большому-то счету. Это вообще бьет по металлургам по обе стороны: по российским, по украинским».

- Мариупольские заводы конкурентами нашим металлургам не будут. Они могут очень гармонично вписаться в наш машиностроительный комплекс, продукция которого очень востребована во многих странах, особенно развивающихся. А также на внутреннем рынке России, - считает доктор технических наук, профессор, президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга Владимир Евсеев:

- Кому будет принадлежать металлургическое, сталелитейное и машиностроительное производство в Мариуполе - пусть решают власти ДНР и РФ. А вот, что касается инвестиций и самих заводов, как единого комплекса, это в нашей компетенции – машиностроителей и металлургов России. И в этом мы у себя в стране подходим комплексно. Потому что металлургия, литейное производство и вообще металлообработка, как поставщики комплектующих для машиностроительных отраслей промышленности, долгое время как бы варились в своем соку.

Сейчас серьезная модернизации литейного производства до современного технологического уровня, плюс автоматизация и оснащение современным оборудованием – это задача №1. Что в России, что на Украине, что в Белоруссии, с которой мы плотно работаем в этом направлении. Это с точки зрения дальнейшего хода событий по обеспечению машиностроения.

«СП»: - Шанс на возрождение есть у всего металлургического комплекса в Мариуполе?

- Все три мариупольских завода надо будет поднимать. Но мы пока не знаем, каков там масштаб ущерба. Подсчитаем, и тогда надо будет составлять комплексный план развития, а точнее – возрождения этого производства. Пусть это будут три завода – не важно, важно то, что это будет единый комплекс, в котором необходимо предусмотреть все составляющие технологического процесса и его обеспечения - организационную, технологическую, кадровую и инвестиционную. Такой комплекс мы всегда рассматриваем в обязательном порядке. Для этого нужно разработать стратегию, план реализации и соответствующий проект. Это будет конкретизировано, когда станет понятно, что будут собой представлять эти заводы, и кто будет их владельцем.

Будет ли это ДНР или РФ? Или это станет их совместной собственностью? Или это будут частные инвесторы, которые приобретут эти заводы? В любом случае, важно, чтобы инвестирование в них тоже было комплексным – это веление времени.

Конечно, заинтересованность нашего государства и властей Донбасса, безусловно, должна быть представлена в этом проекте и плане его комплексного возрождения. Соотношение вложений госбюджета и частного порядка – это отдельный разговор, который пойдет, когда будет ясно, что собой представляет собой план возрождения, какова будет линейка плановой продукции – и металлургической, и машиностроительной.

Будет ли это то, чем эти предприятия традиционно занимались ранее или еще что-то новое – вот это все предстоит определить совместно с органами государственной власти, профильными специалистами и с потенциальными инвесторами, заинтересованными людьми.

«СП»: - В России найдутся инвесторы в мариупольские заводы?

- Конечно, у нас будет много заинтересованных инвесторов, скажем так, из среды владельцев российских металлургических комбинатов и заводов, машиностроителей. К тому же, у нас же есть и Союз машиностроителей, и госкорпорации – «Ростех», и другие корпорации, которые работают по отраслевому принципу. Конечно, наши инвесторы будут пытаться войти в эти проекты.

Но доли и виды участия будут зависеть от того, как у нас внутри страны пойдут дела. И как будут выстроены обновляющиеся взаимоотношения государства с крупным бизнесом. Ведь если надо восстанавливать народное хозяйство, то вводится мобилизационная модель, когда все ресурсы концентрируются в одних руках, естественно, в государственных.

И составляется стратегия, план развития всего народного хозяйства. В частности, мариупольского металлургического комплекса или всего Донбасса. Это все будет государственный уровень. И там сейчас, с одной стороны, ограничения и запреты, а другой – послабления бизнесу: и в налоговом отношении, и в инвестициях, и т.д.

«СП»: - Как вы считаете, инвесторы из такой мощной державы, как Китай, также могут заинтересоваться этим проектом?

- Есть такой пример.

Если помните, китайцы пытались купить на Украине известное предприятие «Мотор-Сич», производящее современные авиационные двигатели для летательных аппаратов различного применения. Купили. Но в дальнейшем правительство Зеленского под давлением США показало китайцам от ворот поворот. Естественно, китайцы обиделись, они же вложили в это предприятие средства, что-то прикупили для его модернизации, теперь терять инвестиции что ли? Поэтому теперь, я думаю, они будут осторожны. Здесь ведь главное – с кем иметь дело. Одно дело с нынешней властью Украины, другое – с властями ДНР или РФ. Или с какими-то инвесторами совместно. Есть варианты. И интерес у китайцев, я думаю, будет.

Если Донбасс войдет в состав России, то тут и вопросов нет. Если ЛНР и ДНР сохранят статус самостоятельных народных республик, тогда разговор будет немножко другой. Но все равно, из поля зрения, из поля влияния нашей экономики развитие вот этих мариупольских заводов, которые строились и развивались еще в период Советского Союза, мы не имеем права упускать.

«СП»: - А восстановление мариупольского металлургического комплекса нашим сталелитейщикам не помешает в плане дополнительной конкуренции? Ведь из-за санкций мировые рынки для российского металла уже сужены…

- Я уверен, что мариупольские заводы конкурентами нашим металлургам не будут. Они очень гармонично могут вписаться в наш машиностроительный комплекс, который тоже надо развивать, модернизировать. Здесь мы и с Белоруссией будем интегрироваться. И даже, если санкции Запада будут работать на запрет поставки нашей продукции – металлургии и машиностроения в страны Евросоюза и США, это ни в коей мере не повлияет на наши торговые отношения с другими странами, особенно развивающимися – это Юго-Восточная Азия, Африка, Средний и Ближний Восток. Там нужны металлы, нужна машиностроительная продукция.

И более того, нам нужно насыщать свой рынок машиностроительной продукцией. У нас же импортозамещение практически было сведено к нулю в последние годы, его надо сейчас поднимать. А для этого нужны современные мощности. И это будет работать здесь.

Конкуренция – да, будет как-то обозначаться, но при правильном стратегическом планировании все будет поставлено на свои места. Всю эту продукцию купят – в стране и за рубежом. И комплексный подход, если мы его реализуем, всегда найдет место и будут скоординированы работы по освоению даже новых видов продукции, чтобы обеспечить все ниши потребностей как внутри страны, так и на внешнем рынке.