Войти в почту

Несостоявшийся "Перл-Харбор" для Балтийского флота

80 лет назад, 4 апреля 1942 года, началась крупная операция германских военно-воздушных сил под кодовым наименованием "Айсштосс" ("Ледовый удар"), направленная на уничтожение кораблей Балтийского флота на стоянках в Ленинграде. Главной ее идеей было потопить или повредить советские боевые корабли, пока они скованы льдом и не могут маневрировать. Причем с самого начала в планирование операции было заложено неустранимое противоречие. Германское верховное командование ставило задачу уничтожить корабли Балтфлота до того, как Финский залив освободится от льда. Это указывало на необходимость предотвратить использование советского флота в набеговых операциях и прорыва в Балтийское море из Финского залива. Для крупных кораблей — двух крейсеров и линейного корабля — выход в море был практически исключен. Финский залив был густо заминирован, и опасность гибели перевешивала практически все возможные цели выхода. Куда большую опасность в отношении прорыва в Балтийское море представляли подводные лодки. Они действительно выходили на просторы Балтики и топили немецкие и шведские корабли летом и осенью 1942 года.

Несостоявшийся "Перл-Харбор" для Балтийского флота
© ТАСС

С точки зрения опасности воздействия корабельных орудий на немецкие войска готовившийся немецким командованием план прорыва вдоль западного берега Ладожского озера никак не зависел от поражения больших артиллерийских кораблей. Они бы просто не доставали своими пушками до района намеченного наступления. Какое-то воздействие могли оказать вошедшие в Неву эскадренные миноносцы с их 130-мм орудиями. Эти два соображения естественным образом нацеливали люфтваффе на эсминцы и подводные лодки. Тем не менее планирование "Айсштосса" пошло совсем другим путем.

Командующий 1-м воздушным флотом генерал-полковник Альфред Келлер подписал приказ на проведение операции 26 февраля 1942 года. В приказе предписывалось "уничтожить находящиеся в Финском заливе тяжелые корабли русского флота (1 линкор, 2 крейсера типа "Киров", 1 минный крейсер "Марти")". На склады воздушного флота завозились тяжелые бронебойные бомбы PC-1000 и PC-1400, а также крупнокалиберные фугасные SC-1000, SC-1800. Т.е. Келлер готовился бить по крупным боевым кораблям, а не подводным лодкам и эскадренным миноносцам.

У германских ВВС уже был опыт ударов по кораблям Балтийского флота в Кронштадте в сентябре 1941 года. Тогда был тяжело поврежден с детонацией носовых погребов боезапаса советский линейный корабль "Марат". Однако этот опыт вообще никак не использовался в планировании "Айсштосса". Объяснение тому крайне простое: в сентябре 1941 года Кронштадт бомбил 8-й авиакорпус, а весной 1942 года задачу получил 1-й авиакорпус. При этом задача была уже намного сложнее: корабли стояли в устье Невы, где их прикрывала мощная ПВО Ленинграда.

Любопытно отметить, что незадолго до начала операции, в конце марта 1942 года, отдельным приказом Келлер приказал провести учения с бомбардировкой нарисованных краской на одном из озер в Ленинградской области контуров боевых кораблей Балтфлота. Необычную "живопись" заметил советский самолет-разведчик, что заставило советское командование задуматься о планах противника и быть настороже.

Тем не менее удар все равно оказался неожиданным. Во второй половине дня 4 апреля 1942 года с нескольких аэродромов в воздух поднялись 62 пикирующих бомбардировщика Ю-87, 33 двухмоторных Ю-88 и 37 Хе-111. Истребительное сопровождение составляли 59 Ме-109. Тревога была объявлена, когда первые бомбы уже были сброшены. Однако подавить сильную противовоздушную оборону Ленинграда выделенными для этого несколькими бомбардировщиками немцам не удалось. Самолеты встретил плотный зенитный огонь. Сброс бомб был неточным, а попавшая в крейсер "Киров" бронебойная бомба пробила палубу, наружную обшивку и ушла в Неву. Обычная фугасная того же калибра, без задержки детонации на пробитие брони, принесла бы куда больше бед. В 02:00 ночи налет был повторен, на этот раз главной целью был линкор "Октябрьская революция". Не попавшие в корабли бомбы падали не только в Неву, но и на городские кварталы, принося новые разрушения и жертвы.

Ввиду отвлечения люфтваффе на поддержку сухопутных войск налеты на корабли Балтфлота были приостановлены. Следующий удар последовал в конце апреля. Новая операция формально получила название "Гётц фон Берлихинген" (в честь германского рыцаря XVI века), но по сути являлась продолжением "Айсштосса". 23 апреля 1942 года Нева очистилась ото льда. Это позволило произвести перестановку боевых кораблей и их маскировку. На место стоянки крейсера "Киров" поставили учебное судно "Свирь" — большой теплоход иностранной постройки. С воздуха "Свирь" можно было перепутать с боевым кораблем.

Новый налет последовал 24 апреля 1942 года. На этот раз подавление зенитных батарей поручили дальнобойной артиллерии. Вместо одного большого налета в штабе 1-го воздушного флота решили нанести несколько ударов небольшими силами. Немецким летчикам удалось поразить двумя бомбами небольшого калибра (50 кг) крейсер "Киров". Попадание вызвало пожар и детонацию боекомплекта зенитных пушек. Потери экипажа составили 78 человек убитыми и 46 ранеными. Остальные корабли получили многочисленные, но неопасные осколочные повреждения. Налет 25 апреля стал безрезультатным со всех точек зрения. ПВО Ленинграда подняла в воздух 60 истребителей, зенитки огня не вели, чтобы не сбить своих. Однако истребители ПВО разминулись с противником в облачности. Немецкие летчики в условиях плохой видимости вышли к целям 12 машинами и отбомбились неудачно. Случайной жертвой стал невооруженный блокшив (плавучий склад) "Ворошилов", затонувший на месте стоянки.

27 апреля вновь последовал удар, и на этот раз в прицелы немецких пикировщиков попал недостроенный учебный корабль "Свирь", "спрятанный" под маскировочной сетью на старой стоянке крейсера "Киров". Он получил одно попадание и сел на грунт. 30 апреля 1942 года немецкая авиация выполнила еще один налет, но в этот раз обошлось даже без пострадавших. Доложив командованию, что русские корабли получили тяжелые повреждения бронебойными бомбами, скрытые под палубами, командование 1-го воздушного флота с легким сердцем переключилось на поддержку действий сухопутных войск.

Реальные результаты операции можно оценить как полный провал люфтваффе. Корабли Балтийского флота получили незначительные и устранимые повреждения. Ни одного результативного попадания крупной бомбой достигнуто не было. Полновесного удара по подводным лодкам, что могло сорвать их использование на Балтике в кампании 1942 года, так и не состоялось. Одновременно реальные потери немецкой авиации составили всего два пикирующих бомбардировщика (0,3% от числа вылетавших). Это говорит о том, что пилоты старались не входить в зону зенитного огня и бросали бомбы с большой высоты и неточно. "Перл-Харбора" не получилось. Момент внезапности и растерянности перехода от мирного к военному времени давно прошел.