Войти в почту

Чем опасна новая противоракета США и причём здесь Украина?

Пять лет назад военные США и американская корпорация Raytheon начали лётные испытания новейшей противоракеты SM-3 Block IIA. На сегодняшний день было осуществлено шесть пусков: четыре оказались успешными, два неудачными.

Чем опасна новая противоракета США и причём здесь Украина?
© Русская Планета

Тем не менее в Пентагоне остались довольными полученными результатами. До конца текущего года Raytheon должна завершить доработку SM-3 Block IIA. Основной акцент сделан на интеграции усовершенствованного программного обеспечения. После этого, как предполагается, Минобороны США начнёт массовую закупку этих боеприпасов.

Противоракеты должны появиться на сухопутном комплексе ПРО в Польше, а также войти в арсенал кораблей первого ранга ВМС США.

Огромное количество денег и усилий, вложенных в создание SM-3 Block IIA, не были напрасными. В отличие от предшествующих образцов новая противоракета способна с высокой вероятностью перехватывать все типы баллистических целей на разных стадиях полёта.

Кинетический перехват

SM-3 Block IIA — наиболее современная модель семейства Standard Missile, появившегося ещё в годы холодной войны. До создания SM-3 Block IIA самой эффективным образцом являлся боеприпас SM-3 Block IB, оснащённый двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения. Снаряд способен разгоняться до 3 км/с (10 Махов) и поражать цели на дальности до 700 км.

Противоракеты типа SM-3 предназначены для запусков из установок вертикального типа Mk.41 многофункциональной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) Aegis, которая используется ВС США в сухопутном и морском исполнениях.

Наземные модификации Aegis Ashore сейчас развернуты в Восточной Европе — в польском Редзиково и румынском Девеселу. Первая система «приглядывает» за восточным (российским) направлением, вторая — за южным (иранским). Каждая вмещает до 24 боеприпасов.

Помимо противоракет, Aegis Ashore способна применять противоракеты класса SM-3 и крылатые ракеты Tomahawk. Данное обстоятельство послужило предлогом для обвинений Вашингтона в нарушении ДРСМД.

До 2020 года планировалось построить несколько Aegis Ashore в Японии с целью противодействия Китаю и КНДР, но парламент Страны восходящего солнца не согласовал такой план. В итоге Токио решил продолжить устанавливать БИУС на крупнотоннажных кораблях Сил самообороны. Этой системой оснащаются эсминцы, строительство каждого обходится примерно в 1,5 млрд долларов. Со стороны Японии в проекте по разработке и производству SM-3 Block IIA участвует Mitsubishi Heavy Industries.

В американских ВМС Aegis развёрнута на эскадренных миноносцах Arleigh Burke и части крейсеров Ticonderoga. В будущем в усовершенствованном виде Aegis будет устанавливаться на платформах DDG(X), которые США планируют начать вводить в строй с 2030-х годов для замены всех вышеперечисленных кораблей и не слишком удачной серии эсминцев Zumwalt.

В SM-3 Block IIA, как и в остальных противоракетах Соединённых Штатов, реализован принцип кинетического перехвата (hit to kill). Вместо боевой части, которая разрывается неподалёку от цели, на американской ракете имеется специальная кинетическая боевая ступень, которая на гиперзвуковой скорости врезается во вражеский летательный аппарат, разрушая его. Обломки сбитой ракеты или спутника сгорают в верхних слоях атмосферы.

Кинетический перехват требует высочайшей точности. В сфере ПВО-ПРО она достигается прежде всего за счёт сверхпроизводительного вычислительного оборудования. Данная аппаратура способна безошибочно просчитать траекторию полёта вражеского боеприпаса и выбрать упреждённую точку, где противоракета должна «встретиться» с целью. Кроме того, жесточайшим критериям качества должна соответствовать и головка самонаведения (ГСН), которая получает целеуказание от различных источников.

Очевидное преимущество кинетического перехвата заключается в том, что он позволяет освободить в противоракете внутреннее пространство, которое занимает традиционная боевая часть. Оно может быть заполнено более габаритной силовой установкой и большим объёмом топлива, что положительно сказывается на дальности и скоростных характеристиках.

Естественно, интеграция продвинутого технического функционала априори предполагает разработку чрезвычайно дорогостоящей аппаратуры.

По разным оценкам, одна противоракета SM-3 Block IIA обойдётся Пентагону в сумму от 15 до 35 млн долларов. Однако, с точки зрения национальных интересов США, подобные расходы полностью оправданы, так как при определённых условиях такое оружие позволяет сковать возможности стратегических сил РФ, Китая, КНДР и обнулить иранский ракетно-ядерный потенциал.

Характеристики SM-3 Block IIA несопоставимы с предшествующей противоракетой (SM-3 Block IB), которая могла эффективно работать только по баллистическим ракетам средней и меньшей дальности.

Точных параметров SM-3 Block IIA ни Пентагон, ни Raytheon не раскрывают, однако в публичном пространстве нетрудно найти информацию о том, что новая противоракета кратно эффективнее предшественницы.

По данным западных СМИ, скорость новой противоракеты США составляет 4-4,5 км/с (около 13-15 Махов), а максимальная дальность стрельбы — 1,5-2,9 тыс. км. Таким образом SM-3 Block IIA в 1,5 раза быстрее предшествующего снаряда, а преимущество по дальности увеличено примерно в 2-4 раза.

Подобные характеристики свидетельствуют о том, что американцы добились невероятного успеха в совершенствовании силовой установки, цифровой высокопроизводительной системы управления и материалов, способных выдерживать колоссальные динамичные и тепловые перегрузки.

Согласно открытым данным, SM-3 Block IIA оснащается мощным газодинамическим блоком из четырёх твердотопливных ракетных двигателей поперечного управления TDACS. Их сопловые модули запитываются от единого газогенератора и управляются посредством быстродействующих газораспределительных клапанов.

Нависшая угроза

Несколько лет назад в российской экспертной среде звучали мнения о том, что проект новой американской противоракеты не несёт серьёзной угрозы безопасности РФ, хотя МИД и Минобороны России выступали с противоположными оценками. Немало скепсиса было и внутри США — слишком фантастическими казались заявленные возможности снаряда.

Однако лучшим ответом на все сомнения стали испытания 16 ноября 2020 года, когда пуском с эсминца John Finn SM-3 Block IIA поразила имитатор межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Испытания проходили северо-восточнее от Гавайских остров, а в качестве мишени использовался летательный аппарат, запущенный с распложенного неподалёку атолла Кваджалейн, входящем в группу Маршалловых островов.

Учитывая близость носителя SM-3 Block IIA с местом пуска, вполне разумно сделать вывод о том, что испытания 16 ноября 2020 года имитировали перехват российской МБР, запущенной с европейской части страны, американскими комплексами в Восточной Европе.

Причём, по всей видимости, военные США отработали наиболее идеальную для них схему поражения МБР на начальной (разгонной) стадии полёта, которая длится примерно 5-7 минут. Безусловно, для её реализации требуются средства обнаружения и сопровождения, но развернуть такую инфраструктуру в Восточной Европе несложно — эти функции могут выполнять американские ЗРК THAAD и Patriot PAC-3.

Напомним, что Aegis, THAAD, Patriot PAC-3 и ряд других комплексов США сопрягаются друг с другом и могут формировать единую эшелонированную систему ПРО для перехвата баллистических целей на всех трёх этапах полёта — разгонном, заатмосферном и терминальном (финальном).

Например, THAAD предназначен для нанесения ударов по целям на терминальном участке, а его радар способен выдавать целеуказание на дальности примерно в 1 тысячу км, помогая остальным средствам ПВО-ПРО.

Чем ближе эти ЗРК находятся к российским рубежам, тем больше угроз появляется для сил стратегического сдерживания РФ и, прежде всего, для РВСН, где сосредоточено более 60% ядерных боезарядов.

Какое же отношение вся вышеизложенная информация имеет к Украине и спецоперации ВС РФ? К сожалению, самое прямое, хотя власти РФ вновь молчат по этому поводу и не публикуют вменяемой информации о реальных военных угрозах, которые исходили с территории соседнего государства.

Известно, что киевское руководство неоднократно обращалось к США с просьбой развернуть или передать ВСУ Patriot и THAAD. Последняя просьба, которая утекла в СМИ, была зафиксирована в начале февраля текущего года.

Если бы Вашингтон пошёл навстречу пожеланиям Украины, то для Москвы данный шаг стал бы уже не красной чертой, а гранью, за которой фактически открывается перспектива Третьей мировой. ВС РФ были бы вынуждены уничтожить поставленные Киеву ЗРК из-за их противоракетного потенциала. А при таком сценарии трудно было бы исключить вероятность гибели американских военнослужащих или инструкторов.