Войти в почту

В День моряка-подводника экипаж крейсера "Дмитрий Донской" приглашает на борт

Когда корабли этого класса (проект 941 "Акула", по НАТОвской - Typhoon) занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие, их генеральный конструктор академик Сергей Ковалев не удержался: "Следовало бы добавить - и самые надежные".

В День моряка-подводника экипаж крейсера "Дмитрий Донской" приглашает на борт
© Российская Газета

А еще Сергей Никитич пророчески заметил: "Мои корабли меня переживут". Так и вышло: 29 декабря 2021 года исполнилось 40 лет, как головной корабль этой серии вступил в строй и до сих пор несет службу. Сейчас он приписан к Беломорской военно-морской базе Северного флота и дислоцируется в Северодвинске.

Именно там и сделан этот в буквальном смысле "горячий" и детальный репортаж. Он позволяет увидеть и оценить, как устроен "Дмитрий Донской" изнутри, какие условия для службы и поддержания боевой готовности экипажа были заложены в проекте и реализованы строителями корабля.

Некоторое время назад журналистам "РГ" - авторам проекта "Русское оружие" - довелось и самим побывать на борту "Дмитрия Донского". Тогда мы познакомились с его экипажем, взяли интервью у командира и старших офицеров, стали свидетелями нескольких тренировок, которые регулярно проводятся на корабле, даже когда он находится в базе. Обо всем, что увидели и смогли понять, об истории ТК-206 и его послужном списке мы подробно рассказали в спецпроекте "Непотопляемый ракетодром".

А сегодняшний фоторепортаж пусть сопровождают только рассекреченные документы и слова профессионалов - руководителей ЦКБ "Рубин", где спроектирован подводный ракетоносец-катамаран, и ПО "Севмаш", где была построена вся серия из шести таких кораблей.

Генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит:

- Это уникальная подводная лодка, которую наш генеральный конструктор Сергей Никитич Ковалев в силу особенностей ее конструкции справедливо называл самой надежной в мире. Создавая проект, инженеры "Рубина" проработали более 200 вариантов корабля, выполнили много исследований по прочности, ходкости, управляемости, акустике. Государственный заказчик дал задание сконструировать платформу, в которую могли быть интегрированы крупногабаритные морские баллистические ракеты, поэтому размеры корабля получились внушительными…

Фото: Максим Воркунков

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ "Рубин":

Тактико-техническое задание на создание платформы под МБР Конструкторского бюро машиностроения (ныне - "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева") было выдано 1972 году. Разработкой концепции руководил генеральный конструктор, академик Сергей Ковалев. В результате была спроектирована подводная лодка нового архитектурного типа: "катамаран" с большим запасом плавучести. Ракетные шахты размещены между двумя прочными корпусами. Длина корабля составляет почти два футбольных поля, а подводное водоизмещение превышает полное водоизмещение легкого авианосца.

Генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко:

- Для того, чтобы построить корабли третьего поколения - серию ТАПК проекта 941 и АПЛ проектов 949, 949А - на предприятии провели масштабную реконструкцию. Главный стапель "Севмаша" был введен в эксплуатацию в 1974 году. Его строили в течение четырех лет. Через год после постройки в цехе заложили головной крейсер проекта 941.

Отмечу, что впервые в мировой практике корабелы "Севмаша" освоили модульно-агрегатный метод строительства атомных подводных лодок. Этот принцип заключается в том, что корабль строится при помощи стыковки готовых блок-секций. Такой метод позволил сократить сроки строительства всей серии ТАПК проекта 941.

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ "Рубин":

Головной корабль серии был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1980 году и вступил в состав флота 29 декабря 1981 года. Всесторонние испытания ракетоносца подтвердили заявленные эксплуатационные качества, в том числе маневренность и управляемость. Впервые в мире на атомной подводной лодке были созданы очень комфортные условия для экипажа: спортзал, сауна, бассейн и салон для отдыха.

В центре обучения подводников в Палдиски (Эстония) для тренировок экипажей "Акулы" был создан специальный тренажер - построено отдельное трехэтажное здание с имитацией отсеков подводной лодки.

Фото: Максим Воркунков

Из воспоминаний генерального конструктора С.Н. Ковалева:

"Важные преимущества подводных лодок проекта 941 состоят в том, что они имеют две автономные энергетические установки, размещенные в разных корпусах, так что авария любой установки не отражается на работоспособности установки другого борта. Любая авария ракеты не ведет к повреждению корпуса и травмированию личного состава".

Генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит:

- Корабли проекта 941, патрулируя под ледяным панцирем Арктики, были практически неуязвимы для гидроакустической разведки противника. Требования по обеспечению скрытности были очень жесткими, и они тоже были выполнены. Моряки, конструкторы и заводчане гордятся этим замечательным кораблем, его техническим совершенством, надежностью, комфортом для экипажа и удобством в эксплуатации и управлении.

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ "Рубин":

Уже второй автономный поход головного ТК-208 (декабрь 1983 года - апрель 1984 года) стал рекордным: впервые в мире продолжительность непрерывного пребывания в подводном положении составила 121 сутки. Командовал крейсером капитан 1 ранга Александр Ольховиков. За освоение уникального корабля ему присвоено звание Героя Советского Союза. В период с 1982 по 1996 годы корабли проекта 941 выполнили более 30 боевых служб в высоких широтах Арктики.

"Дмитрий Донской" трижды проходил на "Севмаше" ремонт и модернизацию. Он 40 лет находится на службе, в последние годы обеспечивает испытания современной военно-морской техники.

Генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко:

- Вместе с другими кораблями Беломорской Военно-морской базы подводный крейсер обеспечивает проведение испытаний современных атомных подводных лодок, строящихся на "Севмаше". Так проявляется своего рода связь третьего и четвертого поколений АПЛ. Под бережной опекой "старшего брата" новые корабли учатся совершать свои первые морские шаги, проходят заводские ходовые и государственные испытания. Дальше их ждет служба в местах приписки, а тяжелый атомный подводный крейсер "Дмитрий Донской" - новые задачи. Желаю экипажу здоровья и благополучия, а также успешного выполнения задач на благо Отечества!

Фото: Максим Воркунков

Игорь Вильнит, генеральный директор ЦКБ "Рубин":

- Сейчас "Дмитрий Донской" находится в хорошем техническом состоянии, однако срок службы любого корабля хоть и длителен, но все же, к сожалению, ограничен. Дальнейшую его судьбу будет определять флот, но мы пока не расстаемся с его экипажем: "Донской" обеспечивает испытания своих более современных собратьев.

В этот особый день команда проекта "Русское оружие" поздравляет экипаж ТК-208 "Дмитрий Донской", всех военных моряков-подводников и создателей подобных кораблей.

Прошлым летом, как мы уже сообщали, на стапеле "Севмаша" было заложено два новых ракетоносца по проекту "Борей-А". И тогда же стало известно, что одному из них будет дано имя "Дмитрий Донской". Значит - эстафета продолжится. А те шесть-семь лет, что неизбежно потребуются на постройку и испытания подводного крейсера четвертого поколения, его предшественник службу продолжит. Как заявил главком ВМФ адмирал Николай Евменов, ТК-208 будет оставаться в боевом составе флота до полной выработки активных зон в его ядерных реакторах. И работа, связанная с испытанием новых систем вооружения и подводной техники ему найдется.