Войти в почту

Советский беспилотник с украины долетел до Хорватии

Запущенные с территории Украины ударно-разведывательные беспилотники в пятницу попали во все мировые СМИ. "Зафиксировано два случая использования Украиной беспилотного летательного аппарата Ту-141 "Стриж". Первый из них упал в районе города Красноперекопска в Крыму, второй - в Загребе в Хорватии, пролетев более 700 километров", - сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

Советский беспилотник с украины долетел до Хорватии
© Российская Газета

Стоит отметить, что такой беспилотник - это не просто маленький самолетик, который управляется с земли. Это, по словам специалистов, реактивный самолет уменьшенного размера. Он способен нести достаточно серьезную бомбовую нагрузку - до 1 тонны.

По данным источника, оба беспилотника выполняли пристрелочные полеты и оба направлялись в сторону Крыма. Но один по техническим причинам сбился с курса и долетел аж до столицы Хорватии.

Обломки украинского БПЛА обнаружили российские пограничники 10 марта в 10.35. Место падения находится в 17,6 км от госграницы и в 8,5 км от Красноперекопска на берегу озера Красное. Были найдены обломки крыла, части фюзеляжа, регистратор полетных данных и тормозной парашют.

В тот же день, только с утра, президент Хорватии Зоран Миланович сообщил, что упавший ночью на окраине Загреба беспилотник был запущен с территории Украины. Он выразил удивление тем, что летательный аппарат старого образца провел больше часа в небе над странами, входящими в НАТО, и никто этого не заметил.

Беспилотников, особенно ударно-разведывательных, нашей армии в настоящее время не хватает. Между тем еще 40 лет назад мы были несомненными лидерами в их создании. Яркий тому пример - Ту-141 "Стриж". Он проектировался как стратегический разведчик, способный проникать в воздушное пространство врага на сотни километров. Оснащался фото- и инфракрасной аппаратурой, что позволяло использовать его в любое время суток. После выполнения задания аппарат возвращался и опускался на землю при помощи парашютной системы, расположенной в хвостовой части. Важнейшей характеристикой "Стрижа" было то, что имевшиеся в то время радары ПВО стран НАТО видеть его были не в состоянии. Как оказалось, не видят и по сей день.

Увы, военное ведомство в то время особого интереса к Ту-141 не проявило. Беспилотник выпускался малыми партиями на Харьковском авиазаводе с 1979 по 1989 год. Базировался в основном на территории западных военных округов и в советских частях Варшавского договора. После распада Союза летающие "Стрижи" остались только на Украине. По прямому назначению не применялись, использовались на учениях для имитации крылатых ракет.

Трудно сказать, с какой целью был запущен в небо силами ВСУ аппарат, упавший в Загребе. Разведать он ничего не мог, а управление им было потеряно, что очевидно, сразу после взлета. Но примечательно другое. Ту-141 спокойно летал над территорией нескольких стран НАТО, и ни один радар хваленой системы ПРО его не засек. Упал "Стриж", когда в его баках закончилось топливо.

В начале 1990-х на фирме "Туполев" попытались реанимировать проект Ту-141. В 1994 году даже успешно испытали тяжелый беспилотник "Коршун", созданный на базе "Стрижа". Интересно, что за рубежом дронов с подобными характеристиками тогда не было и в помине. Аппарат полностью соответствовал названию. Его техническое зрение было столь же острым, как и у птицы. Но наш дрон мог не только видеть с высоты все, что нужно, он нес под крыльями практически любые боеприпасы, а в случае крайней нужды сам мог превращаться в крылатую ракету и наносить точечный удар по врагу.

По техническим характеристикам "Коршун" ничуть не устарел. Возможно, невидимый полет прототипа "Коршуна" над странами НАТО реанимирует этот уникальный проект.