Войти в почту

Москва и Пекин получают контроль над небом

На фоне драконовских санкций против российского авиапрома вполне реальной перспективой становится взаимодействие с китайскими производителями гражданских самолетов. Сегодня китайское самолетостроение – одно из самых быстро развивающихся в мире. Даже западные эксперты вынуждены признать: при таких темпах развития Китай скоро заткнет за пояс и Boieng, и Airbus.

Москва и Пекин получают контроль над небом
© Свободная пресса

Дэн Сяопин подарил Китаю воздушную независимость

Китай – уникальная страна, которая самостоятельно способна обеспечить себя всем, чем угодно. От ракетных двигателей до микрочипов. Технологическую автономию Китай выстраивал десятилетиями, начиная с реформ Дэн Сяопина. Китай становится одновременно и более открытым для глобального мира, развивая внешнюю торговлю. И в то же время более самодостаточным, развивая критические технологии.

Одна из них – это самолетостроение. Сейчас в Китае работает уже несколько крупных производителей самолетов, среди них Xi’an Aircraft Industrial Corporation (XAC), Harbin Aircraft Industry Group (Hafei), Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) и другие.

Эволюцию китайских самолетов отследить по моделям, которые производит корпорация XAC. Самолет модели Xian Y-7, который совершил первый коммерческий полет в 1986 году, был фактически копией советского Ан-26. Всего было выпущено более сотни бортов, большинство из которых уже списаны и не летают.

Следующий самолет Modern Ark 60, который китайская компания начала выпускать в 1993 году, имел канадский двигатель Pratt & Whitney, систему автопилота американской компании Collins и американский же винт Hamilton Standard.

Последняя же модель, которая разработала корпорацией, – это турбовинтовой Modern Ark 700. Пока что в нем установлен все еще канадский двигатель Pratt & Whitney, однако в перспективе должна появиться полностью локализованная версия. Уже сейчас подписаны контракты на поставки почти трехсот новых китайских самолетов для авиакомпаний Китая, Южной Африки, Пакистана и ОАЭ.

Самолет позволит вмещать до 86 пассажиров, дальность полета – 2700 километров, что позволит эффективно использовать его в таких больших странах, как Россия. Причем китайский самолет приспособлен для взлета из самых сложных погодных условий, поэтому его можно эксплуатировать практически везде. За исключением разве что Тибета. Хотя, скажем, уже 10 новых машин готова закупить непальская авиакомпания Air Avenues.

«Река Янцзы» для китайских лайнеров

Harbin Aircraft Industry Group с 1985 года выпускает турбовинтовой самолет Harbin Y-12, который позволяет перевозить не больше 17 пассажиров. Самолет благодаря своей надежности и дешевизне стал очень популярным во многих странах: его активно закупали авиакомпании из разных стран Азиатско-Тихоокеанского регионе, от Малайзии до Индонезии.

Но все же флагманом китайского самолетостроения является принадлежащая государству корпорация COMAC. В 2008 году партия поставила задачу создать современный и комфортный самолет для ближнемагистральных перевозок, так началась работа над Comac ARJ21.

Уже в апреле 2014 года самолет совершил первый испытательный полет в Северной Америке, а в октябре начал испытательные полеты между китайскими городами. В сентябре 2015 года чудо-самолет совершил первый демонстрационный полет, а в июне 2016 года начал коммерческие полеты. Одновременно проектировщики работали над созданием новых модификаций Comac ARJ21.

Вместе с запуском Comac ARJ21 китайская корпорация начала работу над новым самолетом COMAC C919, который, в отличие от своего предшественника, будет полностью локализованным. Сначала на самолете будет американский двигатель производства CFM International, но уже с 2025 года лайнеры станут оснащать китайским двигателем ACAE CJ-1000A. Он же – «Река Янцзы».

Китайская компания планирует, что самолет с новым двигателем сэкономит 15% топлива и будет перевозить на 8-10 пассажиров больше, чем аналогичные модели Boeing 737 и Airbus A320.

Российско-китайская «вечность» полетит через три года

Корпорация разрабатывает первый в китайской истории дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет COMAC C929. Планируется, что он будет рассчитан на полеты дальностью 12 тысяч километров и сможет перевозить 280 человек.

Первый коммерческий полет новый самолет сможет сделать уже к началу 2025 года. Причем партнерами по разработке является китайская COMAC и российская «Объединенная авиастроительная корпорация», которые создали совместное предприятие.

C и R в названии нового самолета обозначают Китай и Россию соответственно, «9Х9» - это символ вечности, а «2» указывает на то, что авиалайнер разработан совместно предприятиями двух стран.

В конце ноября 2020 года в России завершились аэродинамические испытания нового лайнера. После этого авиационные власти Китая и России начали предварительные переговоры по утверждению летной годности CR929. К началу 2021 года китайская сторона сообщила, что проектирование CR929 завершено, а сборка должна стартовать в ближайшее время.

Китайская корпорация уже заявила, что уже сейчас предзаказы на новые самолеты превышают тысячу бортов. Это позволит полностью покрыть потребности в самолетах как для России, так и для Китая.