Войти в почту

Юг России усиливают «Торами»

Военное руководство РФ продолжает наращивать потенциал системы ПВО Южного военного округа (ЮВО). Так, в начале этого года, по информации газеты «Известия» со ссылкой на источники Минобороны, партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М2» получила 20-я гвардейская Прикарпатско-Берлинская мотострелковая дивизия.

Юг России усиливают «Торами»
© Русская Планета

Соединение дислоцировано в Волгограде и Волгоградской области. Дивизия входит в состав 8-й общевойсковой армии ЮВО, которая была создана в 2017 году с целью укрепления южного фланга ВС РФ для сдерживания растущего военного присутствия НАТО, военной активности Грузии и Украины.

В зону ответственности 8-й армии входят республики Северного Кавказа, Крым, Ставрополье, Кубань, земли Южного Дона и Калмыкии.

«Уникальными ЗРК укомплектован зенитный полк этого соединения… Боеготовности подразделений противовоздушной обороны сейчас уделяют особое внимание. Расчеты «Тор-М2» в 2021 году провели не менее десяти учений на полигонах Южного, Западного, Восточного округов и Балтийского флота», — говорится в тексте статьи.

На сегодняшний день «Тор-М2» — самая совершенная модификация семейства этого ЗРК ближнего радиуса действия. Комплекс выпускается на Ижевском электромеханическом завода (ИЭМЗ) «Купол» (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей»).

«Тор-М2» — один из немногих ЗРК, способных вести огонь на марше. Данное средство ПВО может прикрывать колонны военной техники на скорости от 20 до 45 км/ч. Применение этого комплекса позволяет практически не снижать скорость переброски войск по пересечённой местности или шасси.

В зоне ответственности «Тор-М2» находятся цели на расстоянии 32 км. На такой дистанции он способен обнаруживать до 48 воздушных объектов и сопровождать 10 из них.

Максимальная дальность поражения целей составляет 15 км, высота — 12 км. Одновременно комплекс может обстреливать четыре летательных аппарата. В боекомплект каждой машины ЗРК входят 16 ракет.

Мишенями для «Тор-М2» является почти вся номенклатура средств воздушного нападения: самолёты, в том числе выполненные по технологии «стелс», вертолёты, крылатые и баллистические ракеты, планирующие и управляемые авиабомбы, разведывательные и ударные беспилотники.

В прошлом году на полигоне Капустин Яр Астраханской области состоялись учения по отражению массированной воздушной атаки с участием ЗРК 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии.

В условиях сильных радиолокационных помех расчёты «Торов» успешно отработали задачи по захвату целей и поражению целей в движении. В условном нападении участвовали порядка 80 мишеней, имитировавших беспилотные и сверхзвуковые летательные аппараты, а также баллистические ракеты.

Данное учение вкупе с реальным боевым применением в сирийской операции не могло остаться без внимания Минобороны РФ. Напомним, в САР расчёты «Тор-М2» сбили десятки целей, в их числе разнообразные беспилотники и снаряды реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Вероятность поражения целей этим ЗРК приближена к 100%, чем не может похвастаться ни один зарубежный комплекс подобного класса.

Столь впечатляющего показателя удалось достигнуть за счёт существенной модернизации радиолокационной станции (РЛС) обнаружения целей. Радар работает в сантиметровом диапазоне и позволяет фиксировать объекты вне зависимости от их маневренных характеристик и величины эффективной площади рассеяния (ЭПР).

Помимо этого, в состав оборудования «Тор-М2» входит фазированная антенная решётка, способная оперативно сканировать окружающее воздушное пространство.

О самой ракете 9М338К ижевского ЗРК известно немного. В открытых источниках можно найти информацию о том, что она была разработана ГМКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова. Сам боеприпас достаточно компактный, но отечественным конструкторам удалось вдвое повысить боекомплект одной боевой машины благодаря вертикальному старту ракет с помощью газогенераторов.

В предыдущей модификации «Тора» применялся катапультный старт, требовавший установку дополнительных механизмов, что естественным образом не позволяло разместить большее количество ракет.

На театре военных действий «Тор-М2» не действует в одиночку, хотя гипотетически на это способен. Экипажи ЗРК выполняют задачи совместно с более дальними средствами ПВО — С-300В4 и «Бук-М3».

Поставка «Торов» в войска будет продолжаться по меньшей мере до 2027 года, то есть на протяжении всей действующей Госпрограммы вооружения (ГПВ). Помимо типичной гусеничной модификации, армия РФ получает арктическую версию «Тор-М2ДТ» на платформе двухзвенного тягача-вездехода ДТ-30 «Витязь».

Ранее этот ЗРК вместе с радарами был смонтирован на вертолётной площадке фрегата «Адмирал Григорович» (проект 11356). Поэтому нельзя исключать, что морские модификации «Тора» будут появляться на новых кораблях и строевых платформах ВМФ, проходящих модернизацию.

В прошлом году на международном военно-техническом форуме «Армия-2021» завод «Купол» представил ряд модификаций этого ЗРК: «Тор-Э2», «Тор-А» и «Тор-М2КМ».

Особое внимание привлекает «Тор-М2КМ», представляющий собой воплощение модельной архитектуры в технике ПВО. Этот комплекс можно установить практически на любую платформу (включая стационарные) грузоподъёмностью не менее 20 т.

Ранее в колёсном исполнении этот ЗРК предлагалось монтировать на автомобильное шасси КамАЗ, которое относительно легко перебрасывается в нужную точку на внешней подвеске тяжёлого вертолёта Ми-26Т и самолёта Ил-76. В отличие от гусеничных модификаций колёсный комплекс ПВО может форсировать водные преграды вплавь, что значительно повышает его мобильность и географию применения.

Колёсная версия «Тора» актуальна для применения Сирии, экспортных поставок партнёрам Москвы по линии военно-технического сотрудничества и развёртывания в Южном военном округе, где достаточно большое количество водных преград и есть разветвлённая сеть грунтовых и асфальтовых дорог.