Войти в почту

Путин отправит Эрдогана на Луну

В ходе недавних переговоров Владимир Путин предложил Реджепу Тайипу Эрдогану масштабное сотрудничество в космосе. Об этом турецкий лидер рассказал прессе на борту самолета, возвращаясь из Сочи. «Роскосмосу» есть над чем подумать.

Путин отправит Эрдогана на Луну
© Свободная пресса

По словам Эрдогана, президентом РФ было предложено вместе работать над «строительством одной платформы на суше и одной в море и запуском с них ракет в космос». Кроме того, упоминался запуск турецкого космонавта. Ожидается появление дорожной карты сотрудничества двух стран.

Подробности 10-летней космической программы Турции стали известны в начале года, когда Эрдоган объявил о предстоящем запуске турецких космонавтов, строительстве собственных ракет и космодрома. Для этого в 2018 году было создано космическое агентство.

«Первая грубая посадка на Луну будет совершена с помощью нашей национальной гибридной ракеты, которая будет запущена на орбиту в конце 2023 года при международном сотрудничестве. С помощью Аллаха, полетим на Луну», - обещал Эрдоган.

Лунную экспедицию президент Турции намеревался реализовать в два этапа. Второй - при помощи чисто турецких ракет-носителей. Очевидно, на первом этапе понадобится партнер. Таким партнером и может стать Россия. Экспедиция будет приурочена к столетию образования республики Турция.

Насколько состоятельна Россия в качестве старшего партнера для Турции в космической гонке? Нужно ли это Москве? Каким конкретно может быть сотрудничество двух стран?

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин надеется, что сотрудничество с Анкарой поможет оживить российские космические «долгострои»:

- У Эрдогана амбиции очень большие. Космос до сих пор считается пропуском в элитный технологический и политический клуб. Президент Турции говорит об империи, пантюркизме, но ресурсов для территориальной экспансии у него особых нет. Однако есть часть высокотехнологичной промышленности, о чем свидетельствуют, например, беспилотники «Байрактар».

Поэтому амбиции Эрдогана частично подтверждены. Но для реализации масштабной космической программы этого недостаточно. Если Турция будет делать это своими силами, выращивать школу, потребуются десятки лет. С 1960-х годов никто с нуля, за исключением стран-лидеров космической отрасли, этого не сделал. Все на кого-то опирались.

«СП»: - Кто может стать турецким партнером?

- Один партнер у Турции появился — Украина. Хотя, я думаю, Эрдоган все понимает про нее. В советское время на Украине были очень мощные компетенции в ракетостроении, в спутниковых системах. Секрет полишинеля — Киев помог в свое время КНДР создать собственную ракетную программу. Они продолжают делать баки для американских ракет, делают что-то для Европы, пытаются сделать свою ракету «Циклон-4» на «вонючих компонентах».

Но все, что может предложить Украина, слишком близко к военной тематике. Повторения истории с КНДР никто не захочет. Остается Россия. Думаю, это вполне возможно, учитывая, что сотрудничество по космосу сближает партнеров, но в то же время не связывает их совсем уж неразрывными связями. Все-таки мы с Турцией не союзники. Мы сейчас это открыто признаем и не требуем от Анкары, например, признания Крыма. Космос для наших целей подходит.

Мы можем привлечь к сотрудничеству Казахстан, где есть давно «подвисший» совместный проект «Байтерек» (стартовый комплекс на Байконуре — Авт.). Бояться, что Россия пустит турецкого козла в казахстанский огород, не надо. Все-таки это не военная база. Причем, ракета там может использоваться солидная — 400 тонн, а не игрушки — 50 тонн. На такой и на Луну что-то можно запустить. Это несложно, если речь идет о легком объекте.

«СП»: - Может, Эрдоган сам захочет полететь на Луну? Переплюнет Путина, который летал только на истребителе... Какие еще возможны проекты?

- Это может быть «Морской старт», который тоже «подвис». Напомню, его перегнали из США на Дальний Восток. Проект принадлежит сейчас группе S7, но без «Роскосмоса» ей этот проект не оживить. Ракету для «Морского старта» делали совместно с Украиной, а потом перестали. Сделать новую ракету может только «Роскосмос». Если Турция войдет третьей стороной, вложит средства, то площадку можно перегнать к ней поближе - в Персидский залив. Там и экватор недалеко.

Если подключить еще и Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ, то проект вообще можно сделать панисламским. Инвестиции найти можно, загрузить ракету нагрузкой можно, потому что заинтересован будет весь мусульманский мир. Еще до S7, когда корпорация «Энергия» на смогла тянуть «Морской старт» в одиночку и искала стратегических инвесторов, вариант арабских инвесторов уже рассматривался. Вернуться к нему — очень перспективно.

«СП»: - Для Турции перспективно, а для России?

- И России выгодно. На «Морском старте» и на «Байтереке» будет использоваться одна и та же ракета. Как только этот проект станет международным, политическим, это заставит «Роскосмос» работать очень быстро. Ссылаться на санкции, пандемию, секвестр больше не получится. У Эрдогана и арабских шейхов не забалуешь. Иначе они пожалуются Путину. Поскольку «Роскосмос» по сути монополия, только международные проекты могут заставить его выполнять работы в срок и в рамках бюджета. Все складывается очень хорошо и красиво. Надо эти инициативы Эрдогана использовать.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев отмечает, что за турецкие деньги Россия в космической сфере может сделать практически все:

- Из крупных проектов мы можем подготовить турецкого космонавта и отправить его на МКС. В советское время космонавтов разных дружественных нам стран готовили и возили бесплатно. По политическим соображениям. А сейчас туркам придется заплатить. Мы возили на орбиту представителя ОАЭ. Но он был не турист, а командировочный. За него платила его страна. Политический эффект, естественно, обе стороны могут потом использовать как им нужно, но определять все будет оплата. Слетать на МКС туристу стоит примерно 50 млн долларов.

«СП»: - Конечно, пусть платят. Заработали на российских туристах в Анталье... Может, Эрдоган сам захочет полететь?

- Туркам интересно послать подготовленного человека. Они же собираются развиваться дальше. Это будет не турист, а командировочный с определенными задачами.

Также мы можем запускать турецкие спутники на околоземную орбиту. Запуск у нас отработан. Есть стандартный спектр нагрузок. Другое дело, что конкретно запускать? У турок есть свои небольшие аппараты, но если они захотят запустить что-то практичное, то нам придется участвовать в разработке. Если, конечно, турки не захотят купить аппарат на Западе.

Многое зависит от стратегии Анкары. Если они хотят в перспективе развивать свою космонавтику, то им выгоднее покупать технологии, обмениваться опытом, а потом, научившись, начинать развивать свое. По такой схеме работал раньше Китай. А теперь, смотрите, строит свою орбитальную станцию. Для турок, судя по их заявлениям, большое значение имеет престиж.

«СП»: - О каких платформах на суше и на море мог говорить Эрдоган?

- Турция находится в центре цивилизации. С ее территории запускать ракеты, не затрагивая интересы соседних государств, неудобно. Средиземное море маленькое - первая ступень ее перемахнет за две минуты. А дальше уже Европа... Морская платформа решает все эти проблемы, так как ее можно отбуксировать куда угодно, хоть на экватор. Можно предложить им купить наш «Морской старт».