Войти в почту

Вертолёт-кран Ми-10К — особенности интерьера

В 1960 годах в Советском Союзе специально для нужд армии и народного хозяйства разработали транспортный вертолёт Ми-10. На самом деле данная разработка являлась логическим продолжением другой известной советской техники – МИ-6. Через некоторое время новинка получила ещё одну интересную модификацию, о которой знали немногие. Вертолёт получил обозначение "К" в названии. Кроме того, он стал обладателем одного весьма специфического элемента – деревянного винта.

Вертолёт-кран Ми-10К — особенности интерьера
© Car.ru

В 1961 году стало понятно, что вертолёт МИ-6 не нуждается в смене, но ему был крайне необходим какой-то помощник. В результате ОКБ Миля получил поручение создать новую транспортную машину для нужд армии. Вся разработка велась более трёх лет. Уже в 1964 году на Ростовском вертолётном предприятии начали выпускать новую технику. Интересно, что ещё на раннем этапе развития данного проекта специалисты решили сделать не просто новый вертолёт, а летающий кран. Его грузоподъемность должна была составлять не менее 12 т, а перелетать он должен был как минимум на 250 км.

Такая техника, в первую очередь, была необходима для военных. Они должны были использовать вертолёт МИ-10 для транспортировки боевых ракет. С техническим заданием конструкторы в Советском Союзе справились полностью. Самые первые испытания МИ-10 завершились аварией, но уже через год вертолёт сумел поставить рекорд по грузоподъемности – 15 103 кг. Для того времени это был абсолютно максимальный показатель. В ходе испытаний удалось поднять груз на высоту 2200 м. Армия в то время не нуждалась в большом количестве таких вертолётов, поэтому выпуск модели МИ-10 проводился в ограниченном тираже. Со службой в армии по прямому назначению у версии МИ-6 не сложилось. Ещё до начала 1970 годов военные отказались от транспортировки ракетного вооружения при помощи вертолётов-кранов.

Вместе с выпуском оригинальных МИ-10 ОКБ Миля разработала ещё одну интересную версию данной техники. Речь идёт о вертолёте МИ-10К. Данный транспорт предназначался для проведения разнообразных монтажных работ. За один год в Советском Союзе собрали 17 вертолётов Курской специализации. Немного позже специалисты выпустили дополнительные четыре экземпляра, которые были переоборудованы на основе МИ-10.

Главной особенностью конструкции стала подвесная кабина с круговым обзором и дополнительным комплектом рычагов управления. Ещё одно нестандартное техническое решение для того времени – применение деревянных рулевых винтов. Данные комплектующие изготавливались на предприятии в Ленинграде из специальной прессованной древесины. Такой материал выбрали не просто так – в 1960 годах не существовало альтернативного варианта.

В период с 1975 по конец 1980 годов вертолёты двух версий активно применялись в различных строительных проектах. Модель МИ-10К чаще эксплуатировалась при возведении телебашен. В последний раз этот уникальный вертолёт был запущен в дело в 2003 году, когда проводилась установка шпиля на Триумф-Палас в Москве. Все оставшиеся вертолёты находятся во владении частной компании UTair. Всего насчитывается восемь экземпляров, семь из которых уже давно не вылетают. Объяснить это можно тем, что для ремонта советской техники просто не находится необходимых комплектующих. И речь в данном случае идёт о деревянных винтах.

Итог. Вертолёт МИ-10К – уникальная советская разработка, которая отличалась высокой грузоподъемностью. Изначально модель МИ-10 разрабатывалась для транспортировки ракетного вооружения, но потом от такой идеи отказались.