Войти в почту

35 лет назад в Цемесской бухте погибли 423 человека, история крупнейшей в мирное время черноморской катастрофы

«Адмирал Нахимов» и «Петр Васёв»

35 лет назад в Цемесской бухте погибли 423 человека, история крупнейшей в мирное время черноморской катастрофы
© runews24.ru

Пароход «Адмирал Нахимов» построили в 1925 году на немецкой верфи Бремер-Вулкан в Бремене. До 1939 года корабль носил название «Берлин» и принадлежал компании «Норддойче Ллойд». Он выполнял трансатлантические рейсы между Бремерхафеном и Нью-Йорком, а в 1930-х годах совершал средиземноморские рейсы. С 1939 года судно являлось частью военно-морских сил Третьего рейха, а после поражения Германии во Второй мировой войне «Берлин» достался СССР. В 1986 году его планировали выводить из состава транспортного флота ЧМП и списать с баланса пароходства ввиду возраста – кораблю к тому моменту исполнился 61 год.

Балкер «Петр Васёв» построили в 1981 году на судоходной верфи Minaminippon Shipbuilding в Японии. Спустя четыре года его передали Черноморскому пароходству. Корабль специализировался на перевозке зерна. После столкновения с «Адмиралом Нахимовым» судно ремонтировали на Ильичевском судоремонтном заводе, и уже в 1987 году балкер продолжил работать под названием «Подольск». В 1996 году корабль продали, в 2012 году его передали в Бангладеш на слом.

Обстоятельства, предшествующие катастрофе

29 августа 1986 года в 20:00 мск корабль «Адмирал Нахимов» покинул порт Одессы. Корабль ушел в круизный рейс по Черному морю и должен был заходить в порты Ялты, Новороссийск, два раза в Сочи, Батуми, после чего судно должно было вернуться в Одессу.

На борту «Адмирала Нахимова» находились 1 240 человек, все являлись гражданами СССР. Сразу после того, как корабль отчалил, началась дискотека и концерт, а в кинотеатре в 22:30 начался показ фильма «Я любил вас больше жизни». Танкер «Петр Васёв» подходил к Цемесской бухте примерно в это же время. Он был загружен 28 638 тоннами ячменя, шел сухогруз по курсу 58 градусов, а в 22:45 должен был лечь на курс 36 градусов, после чего проследовать в систему разделения движения судов.

В соответствии с расчетами, корабли должны были пересечься в районе мыса Дооб. По Международным Правилам предупреждения столкновений судов в море, «Адмирал Нахимов», как корабль, идущий слева, должен был пропустить идущий в противоположном направлении балкер. Пост регулирования движения судов предложил экипажу «Петра Васёва» пропустить пароход, и капитан Виктор Ткаченко согласился несмотря на то, что нарушил пункт 15 МППСС-72.

«Адмирал Нахимов» по Цемесской бухте шел без лоцмана – человека, хорошо ориентирующегося на местности. Пассажирский пароход ориентировался по створным знакам, однако по радиолокации дежурный лоцман берегового поста регулирования движения судов Иван Горбунов все же вел корабль. В 22:30 «Адмирал Нахимов» запросил обстановку на створах и на рейде, в ответ на запрос экипажу доложили, что сухогруз «Петр Васёв» идет со стороны пролива Босфор, к тому же судно пропустит пароход.

В 22:47 «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов, чтобы пройти систему разделения движения. Капитан корабля Вадим Марков проинструктировал вахтенного второго помощника Александра Чудновского, передал ему управление судном, покинул мостик и пошел отдыхать. В 23:00 рулевой Евгений Смирнов по приказу Чудновского взял пеленг (процесс определения углов между северным направлением меридиана и линией из точки наблюдения на объект) «Петра Васёва» и сообщил, что за две минуты пеленг изменился на два градуса.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко неотрывно наблюдал за монитором радиолокационной обстановки средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП). Какое-то изменение пеленга зафиксировано не было. Время от приема сигналов до выдачи результатов составляло 30 секунд, для обработки информации требовалось три минуты, так как на борту «Петра Васёва» было установлено примитивное оборудование от японской компании JRC. Другими словами, при сближении судов САРП становились бесполезными, поэтому экипажу приходилось устанавливать визуальный контакт. После 23:00 между экипажами кораблей состоялся короткий диалог, в котором было подтверждено – «Петр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова» в бухту.

Хронология столкновения «Петра Васёва» и «Адмирала Нахимова»

После переговоров по радиосвязи третий помощник Петр Зубюк доложил Виктору Ткаченко о том, что пеленг «Адмирала Нахимова» не меняется. «Знаю, не переживайте, штурман. Прибор показывает красивое расхождение», – ответил ему капитан сухогруза. Под этими словами он подразумевал, что корабли разойдутся на малом расстоянии. Коллеги Виктора Ткаченко в ходе следствия позднее отмечали, что он любил эти самые «красивые расхождения», когда корабли расходятся друг с другом на расстоянии 100-180 метров.

В 23:05 экипаж сухогруза начал снижать скорость, рукоятка машинного телеграфа была переведена в положение «Средний вперёд». Скорость движения составляла 12,5 узла (23 километра в час), до пассажирского парохода расстояние равнялось 3,7 километра. Второй помощник на «Адмирале Нахимове» Александр Чудновский в 23:07 принял решение отворачивать влево от «Петра Васёва», который стремительно шел навстречу. Он взял курс на 140 градусов.

Виктор Ткаченко приказал «Малый вперед», видя, как сокращается расстояние между кораблями. Спустя 30 секунд Чудновский связался с экипажем «Петра Васёва», уточнив, остановлены ли на балкере машины. Ткаченко ответил утвердительно, после чего отдал приказ стопорить главный двигатель. Чтобы выполнить эту команду, ушло 30 секунд, а в 23:09 Чудновский закричал: «Что вы делаете?! Немедленно работать назад!».

Капитан сухогруза тут же скомандовал «Средний назад» и «Полный назад», сопроводив команду тремя короткими гудками. Скорость движения за семь минут сократилась только на пять узлов, что произошло из-за несвоевременных действий экипажа сухогруза, а «Адмирал Нахимов» шел с той же скоростью – 12 узлов.

Когда между кораблями оставалось 125 метров, Чудновский скомандовал «Лево на борт», Ткаченко отдал приказ «Право на борт». В 23:12 капитан Марков вернулся на мостик, но предотвратить катастрофу было невозможно. В тот же момент «Петр Васёв» врезался в правый борт «Адмирала Нахимова» на скорости 5,4 узла. Сухогруз вошел с форштевнем и бульбом под углом 110 градусов в корпус «Адмирала Нахимова», за второй дымовой трубой между шпангоутами 90 и 110. Бульб под водой пропорол в обшивке парохода пробоину площадью 84 квадратных метра, которая протянулась от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Сухогруз же после столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, который был смят на 2-2,5 метра. Также была получено пробоина бульба и затоплен форпик. Примечательно, что ячмень даже не промок при столкновении.

Эвакуация пассажиров и затопление «Адмирала Нахимова»

После столкновения экипаж и пассажиры «Адмирала Нахимова» не осознали катастрофичность инцидента. Экипаж на мостике не объявил тревогу, а капитан Марков попытался посадить судно на мель, но спустя 20 секунд после столкновения на пароходе было отключено электричество из-за затопления судовой энергетической установки. Приборы тоже вышли из строя, корабль прошел по инерции 900 метров, после чего капитан отдал приказ объявлять шлюпочную тревогу и готовить шлюпки к спуску. Экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.

Тут стоит отметить, что пассажиров не инструктировали по поводу эвакуации с корабля. Второй механизм в 23:14 успел включить второй генератор, электричество восстановилось на 20 секунд, но Марков не объявил о тревоге и отправил вниз несколько матросов для установления масштабов повреждения. Всего за четыре минуты корабль накренился на 45 градусов на правый борт, что произошло из-за открытых иллюминаторов – пассажирам, отдыхающим в дешевых номерах, было жарко из-за отсутствия системы вентиляции. Так вот, вода начала поступать внутрь корабля через открытые иллюминаторы.

Спуск коллективных спасательных шлюпок был невозможен, поэтому матросы во главе с боцманом Вильямом Лабодой спустили с левого борта все 24 спасательных плота, с правого – восемь из 24 плотов. Капитан Марков подал сигнал на «Петр Васёв» с просьбой спускать на воду все имеющиеся спасательные шлюпки.

Многие пассажиры в панике начали прыгать в воду с открытых палуб, другие перелезли через борт и спускались по обшивке корабля в воду, куда уже стекало топливо и другие маслянистые жидкости из поврежденных при столкновении баков. В воде образовалась маслянистая пленка, которая сильно сковывала движение. Оставшихся на корабле людей сбивали незакрепленные скамейки и бочки с краской, в узких проходах толпились люди, давя друг друга, многих детей, запертых в каютах на ночь, не удалось спасти. Капитан Виктор Марков остался на мостике, пока его не выбросило водой за борт, а второй помощник Чудновский ушел к себе в каюту, заперся там и утонул вместе с кораблем.

Спасательная операция

Первое сообщение о столкновении поступило в 21:12 от экипажа лоцманского катера. Капитан сухогруза подтвердил информацию, но соврал о том, что врезался в пароход, идущий без огней. Сведения передали капитану порта Новороссийска Георгию Попову, который в 23:25 приказал всем судам отправиться к месту крушения. Были отправлены три быстроходных пограничных катера, курсантов Новороссийского высшего инженерного мореходного училища подняли по тревоге, и они отправились на спасение пассажиров пассажирского парохода на 11 учебных ялах – легких парусных лодках.

За бортом остались более 400 человек, на спасательные плоты и шлюпки вместились 500 человек. Не на всех людях были надеты спасательные жилеты, поэтому многим приходилось бороться за любое плавающее неподалеку средство, другие же отдавали спасательные жилеты старикам, женщинам и детям.

«Петр Васёв» прибыл к месту затопления парохода к 23:40, экипаж спас 37 человек и вытащил тело одного погибшего. Всего к месту катастрофы прибыли 64 корабля, один лишь теплоход на подводных крыльях «Комета-57» вывез 248 утопающих. Рейдовые катера «Базальт» и «РК-34» развезли более 150 утопающих на стоящие рядом танкера. В спасательной операции также участвовали семь кораблей, вышедших из Геленджика. Всего за четыре часа были спасены 755 человек, выловлены 16 трупов, последнего выжившего заметили спустя 15 часов после кораблекрушения. Пассажиры потеряли много имущества, но все найденное складывалось в здании морского вокзала, причем случаев мародерства не было зафиксировано.

Огромный вклад сделали формирования гражданской обороны, поднятые по тревоге. В гостиницах Новороссийска в первый день катастрофы установили 80 дополнительных телефонов и телеграфов, железнодорожники за полдня подготовили и отправили по домам 301 человека уже к 1 сентября.

Судебное разбирательство по крушению «Адмирала Нахимова»

Уже 2 сентября 1986 года Виктор Ткаченко и Вадим Марков были взяты под стражу. Правительственная комиссия во главе с членом Политбюро Гейдаром Алиевым занялась расследованием катастрофы. Руководил следствием старший следователь Генеральной прокуратуры СССР по особо важным делам Борис Уваров. В первые дни после трагедии все документы, которые касались погибшего судна, были изъяты из офисов Черноморского пароходства морскими следователями и сотрудниками КГБ. Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии опросила 11 человек из экипажей «Адмирала Нахимова» и «Петра Васёва», также опрошены были оба капитана и лоцман поста регулирования движения судов порта Новороссийск.

"Виктор Ткаченко допустил опасное сближение кораблей, не принял во внимание данные о визуальных наблюдениях вахты на мостике, а также обращение к нему вахтенного помощника «Адмирала Нахимова». Кроме того, Виктор Ткаченко не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для расхождения судов, в том числе проявил самонадеянность и халатность в управлении кораблем. Капитан Вадим Марков несвоевременно покинул мостик, не согласовав с капитаном «Петра Васёва» условия расхождения. Также он не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов, к событиям на мостике он проявил «самоуспокоенность и безразличие», говорится в материалах дела. В марте 1987 года суд в Одессе приговорил обоих капитанов к 15 годам лишения свободы. В 1992 году капитанов помиловали и освободили.

Вот так случается, когда опытные мореходы допускают нелепые ошибки. Армейский устав в прямом смысле пишется кровью, то же самое касается правил техники безопасности в гражданской жизни – человечество должно учиться на своих же ошибках.

Фото: Википедия / из открытых источников