Войти в почту

Путешествия с Ростехом: Санкт-Петербург

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Екатеринбурге, Жуковском, Перми, Туле, Уфе и других городах, а сегодня отправляемся в северную столицу страны – Санкт-Петербург.

Путешествия с Ростехом: Санкт-Петербург
© Ростех

Культурная столица и промышленный центр

Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира, который не нуждается в особом представлении. Сюда можно возвращаться бесконечное количество раз, заново открывая для себя Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость, Петергоф и другие достопримечательности.

Петербург привлекателен в любое время года, но все же основной туристический сезон приходится на весну и лето, когда открываются дворцово-парковые ансамбли, включаются фонтаны и разводятся мосты. Праздник открытия фонтанов стартует в середине мая в «русском Версале» – музее-заповеднике Петергоф. На май приходятся и главные торжества – по случаю дня рождения города. В этом году 27 мая Санкт-Петербургу исполнилось 318 лет. Дата хоть и не самая круглая, отметили ее традиционно с размахом.

Начало туристического сезона совпадает с важным событием в мире экономики и бизнеса – Петербургским международным экономическим форумом. В этом году очередной, 24-й по счету, ПМЭФ проходит со 2 по 5 июня. На форуме заключаются сотни соглашений, проходят заседания и панельные дискуссии. Но помимо официальной деловой программы, есть еще выставка, свои стенды на которой представляют страны, регионы, ведущие предприятия. Некоторые арт-объекты ПМЭФ можно сравнить с произведениями искусства. Например, Ростех в этом году организовал выставку современного искусства, посвященную переработке отходов. Известные художники создали для стенда Корпорации арт-объекты из ткани, стекла, металла, бумаги и даже остатков пищи.

Помимо статуса культурной столицы, делового и туристического центра, город на Неве на протяжении столетий носит звание крупного промышленного центра. Так исторически сложилось, что экономика Петербурга с самого начала была ориентирована на обеспечение нужд армии и флота. Здесь производили пороховые мельницы, артиллерийские орудия, строили военные суда. В прошлом столетии промышленность города определяла развитие отечественной радиоэлектроники и приборостроения, оптики.

Сегодня в Петербурге работают около 700 крупных и средних предприятий. Это легендарные предприятия машиностроения, такие как Кировский завод, «Электросила» и прочие, а также знаменитые судостроительные заводы – «Северная верфь», Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и др. В Санкт-Петербурге расположены несколько десятков организаций Госкорпорации Ростех, в том числе Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова (входит в качестве ведущей научной организации в холдинг «Швабе»), ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей «ОДК-Климов», целый ряд предприятий холдинга «Росэлектроника», КРЭТ и другие.

Успешный «Вектор» для радиоэлектроники страны

Санкт-Петербург в начале прошлого столетия стал центром промышленного производства средств радиосвязи. Здесь работал Александр Попов, располагались высшие учебные заведения по профилю, открывались первые радиотехнические предприятия. Одним из них стало «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ), которое в 1908 году основал молодой инженер Семен Айзенштейн. Именно с РОБТиТ началась история Санкт-петербургского научно-исследовательского института «Вектор» (сегодня входит в концерн «Вега» холдинга «Росэлектроника»). Можно сказать, что НИИ «Вектор» – первое российское промышленное радиотехническое предприятие.

Мобильный комплекс борьбы с беспилотниками «Защита». Фото: «Росэлектроника»

В 1930-е годы это уже крупная научно-исследовательская и производственная радиотехническая организация, где трудятся известные ученые-радиотехники, в числе которых М.А. Бонч-Бруевич, В.П. Вологдин, А.А. Пистолькорс. Предприятием производились судовые радиопередатчики, всеволновые радиоприемники, была разработана антенна первого в стране локатора. Накануне Великой Отечественной начато строительство самой мощной в стране радиопередающей станции мощностью 1200 кВт, которое было успешно завершено уже в военные годы. Параллельно предприятие снабжало фронт полевыми радиостанциями и передатчиками танковых радиостанций.

В последующие годы предприятие наращивало опыт создания инновационной продукции в интересах Минобороны и других силовых ведомств страны. Сегодня НИИ «Вектор» занимается разработкой и производством автоматизированных комплексов радиомониторинга в мобильном, стационарном, морском, аэрокосмическом и портативном исполнениях, средств контроля безопасности связи. Из гражданских направлений активно развиваются системы противодействия БПЛА. Одна из последних разработок – мобильный комплекс борьбы с беспилотниками, получивший название «Защита». Такой «антидронный» чемоданчик способен подавлять управление беспилотником в радиусе двух километров в любую погоду и время суток.

ГОИ им. Вавилова: век оптических открытий

Государственный оптический институт (ГОИ) зародился в 1918 году по инициативе известного русского физика Дмитрия Рождественского. На выделенные государством средства ему удалось превратить оптический кружок в серьезное научное учреждение. По уровню оборудования и численности сотрудников (около 600 человек) институт тогда входил в число лучших в мире. В кратчайшие сроки группа ученых ГОИ под руководством Рождественского создала физико-химические основы сложного процесса оптического стекловарения. Это позволило СССР уже к началу 1927 года полностью избавиться от импорта оптического стекла.

В 1939 году Дмитрий Рождественский покинул пост руководителя, оставив после себя преемника – физика Сергея Вавилова, основателя советской школы оптики, в честь которого в 1951 году назовут институт.

За более чем столетие в ГОИ сменилось несколько поколений ученых, было сделано множество открытий для оптической отрасли. Например, разработаны первые отечественные каталоги с марками оптических и радиационно-стойких стекол, позволяющих создавать сложные оптические объективы. В начале 1970-х тематика исследований ученых и технологов института пополнилась кристаллическим направлением. Здесь создавались монокристаллы рубина, фторидные кристаллы, лейкосапфиры, лазерные кристаллы. Тогда же в институте начались работы в области волоконной оптики. Волокна для оптической связи, радиационно-стойкие волокна, волокна для трансформации лазерного излучения, фотонно-кристаллические волоконные материалы – оптимизацией всех этих материалов в ГОИ занимаются и сегодня.

Развитие оптического приборостроения невозможно представить без разработок оптической элементной базы. Прежде всего это относится к созданию в ГОИ дифракционных решеток. Именно здесь в 1949 году была нарезана первая дифракционная решетка в СССР. Сегодня лаборатория дифракционных решеток института выпускает все известные типы нарезных решеток. Дифракционные решетки ГОИ им. Вавилова работают в странах СНГ, Европе и Америке.

«ОДК-Климов»: поднимая в небо самолеты и вертолеты

Ведущий российский разработчик и производитель газотурбинных авиационных двигателей «ОДК-Климов» – одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, в октябре отмечает 107 лет со дня основания. Во время Великой Отечественной войны предприятие освоило выпуск поршневых двигателей сотой серии. Завод из Ленинграда эвакуировали в Уфу, где под руководством главного конструктора Владимира Климова продолжался выпуск и модернизация авиадвигателей. М-105-й, который прозвали «Мотором Победы», поднимал в небо больше половины фронтовой советской авиации. Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с моторами «Климова» стали лучшими советскими самолетами в своем классе. И в послевоенные годы «климовские» двигатели были первыми. Здесь создавались уникальные по своим характеристикам двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков.

В 1946 году в Ленинграде было создано Опытно-конструкторское бюро, возглавляемое Климовым. Здесь был сконструирован первый крупносерийный турбореактивный двигатель ВК-1. Он устанавливался на истребителях МиГ-15-бис, МиГ-17 и на других самолетах, ставших главными представителями отечественной военной реактивной авиации первого поколения.

Фото: «ОДК-Климов»

После смерти Владимира Яковлевича Климова в 1962 году завод возглавил еще один выдающийся конструктор – Сергей Петрович Изотов. В 1963 году предприятие было переименовано в Машиностроительный завод № 117 имени В. Я. Климова – в честь основателя. Сегодня на предприятии, входящем в ОДК, продолжаются традиции этих легендарных конструкторов.

Основная линейка продуктов «ОДК-Климов» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, вертолетных двигателей ВК-2500, ТВ3-117, реактивных двигателей РД-33, РД-33МК. Предприятие также разрабатывает и производит системы автоматического управления двигателей. Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38, турбовинтовой ТВ7-117СТ предназначен для нового российского военно-транспортного самолета Ил-112В, а ТВ7-117СТ-01 – для пассажирского Ил-114-300. Самый массовый современный двигатель «ОДК-Климов» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать в сложнейших условиях новейшие вертолеты «Ми» и «Ка».