Войти в почту

Герой Советского Союза Василий Черненко жил и работал в военном городке Заря

В первый день 2021 года Василию Ивановичу Черненко исполнилось бы сто лет. До своего векового юбилея прославленный «сталинский сокол», лётчик-ас истребительной авиации Военно-морского флота, не дожил всего четыре года!.. Василий Иванович родился в 1921 году в селе Александровка ныне Азовского района Ростовской области в семье крестьянина. Юность прошла на хуторе Валуево Мясниковского района. Окончил 7 классов школы в слободе Советка Неклиновского района. Нищета давила, и 16-летний Вася, имея решительный и неукротимую бодрость духа отправился в Ростов. Пошел пешком и босиком, потому как денег на обувку, как говорят в тех краях, было «нетути»! Устроился монтёром на Центральном телеграфе в Ростове-на-Дону. Вопросы житейские – от ботинок до жилья – решил. Но, как и многих ровесников, его тянуло к авиации, а первой ступенькой «лестницы в небо» стал Ростовский аэроклуб. В ноябре 1939 года Василия призвали в Красную армию и направили на учёбу в Ейское военно-морское авиационное училище. В августе 1941 года Василий Черненко зачислен в состав 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота, который в январе 1942 года преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского флота. С этим полком прошёл всю войну — от пилота в звании сержанта до командира эскадрильи в звании капитана. Военная служба началась с освоения в запасном полку новых боевых машин, в том числе «Харитонов», как называли наши лётчики британские истребители «Хаукер Харрикейн». Все надписи на табличках в кабинах были на английском, высота указывалась в футах, бензин – в галлонах. Но ко всему привыкли, приноровились. Сметливые были крестьянские парни. К тому же, как оказалось, Василий Черненко был и непревзойдённым разведчиком, и его даже старшие сослуживцы порой невольно называли его по имени-отчеству. В период воздушных боёв при охране «Дороги жизни» через Ладожское озеро, в ходе Синявской операции и прорыва блокады города Ленинграда Черненко делал в день по 5-6 вылетов и проводил по 2-3 успешных воздушных боя. В девяти воздушных боях уничтожил семь самолётов противника, из них – два лично. 5 сентября 1942 года в воздушном бою выручил командира группы, которому грозила гибель, но сам был подбит, однако дотянул до своего аэродрома. «В кабине появился запах гари из мотора, Я готовился прыгать с парашютом, но прыгать в октябре месяце, в воду ? Это бесполезно ! Стал управлять самолётом с помощью ручки газа. Добавил газу — самолёт пошёл вверх, убавил — вниз. Один элерон справа работал и таким образом можно было повернуть вправо, а продолжая делать разворот, и влево. Дошёл до аэродрома. Первая посадка не получилась, сел со второго раза. Все удивлялись, что удалось долететь и сесть. Через неделю самолёт отремонтировали», — вспоминал Василий Иванович. Еще из его рассказов: «Запомнилась лобовая атака «Фокке — Вульфа». Мы дежурили с лётчиком Островским, моим ведомым. Со стороны Финляндии к нам часто прилетал немецкий охотник, видно, опытный. Всегда, когда наши штурмовики возвращались с выполнения задания, немец подстерегал отстающих и сбивал. И вот, когда мне дали команду прикрыть Ил-2 идущие с задания, я вылетел с Островским встретить своих. Смотрю — позади штурмовиков летит самолёт. Видимо, наш Ил-2 отстал, и догоняет своих. Думаю, надо ему помочь. Подхожу, смотрю, самолёт несколько похож на Ил-2, тоже горбатый, но со свастикой ! Мы его догнали, а немец сбросил газ, и я оказался в невыгодном положении, потому что проскочил его. Решил сделать левый разворот, а «Фокке — Вульф» делал как раз правый. «Василий Иванович, не надо !», — закричал Островский, когда понял, что я иду в лобовую атаку. Но решение было принято, мы пошли друг на друга и открыли огонь. Разошлись метрах в пяти — семи. Немец пошёл со снижением и приземлился на воду. Я тоже был подбит. При заходе на посадку правая нога не вышла. Потом оказалось, что пробит воздушный цилиндр. Пришлось делать посадку на одной ноге». Командуя разведывательным звеном эскадрильи, Василий Черненко облетал весь островной район Финского залива. Возвращаясь, буднично говорил: «Это я, Вася, с работы пришедши!» — и тут же, щепочкой по земле, вычерчивал силуэты ближайших островов. «Вот это Готланд, а это Большой Тютере. Тут идут в Финляндию два вражеских сторожевых корабля. Вы можете их перехватить, если подниметесь немедленно», — пояснял он. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Гвардии старший лейтенант Черненко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Представляя Василия Черненко к высшей награде Родины, командир полка указал не только 20 сбитых им самолётов. Прикрывая ведущих, Черненко дал им возможность сбить 16 немецких машин! Последний боевой вылет Василий Иванович совершил 9 мая 1945 года при высадке советского десанта на остров Борнхольм в Дании и атаке по уходящим вражеским судам. «9 мая 1945 года мы выстроили свои самолёты, зарядили их боеприпасами и как следует отсалютовали!» – вспоминал он тот памятный день. Всего за время Великой Войны Черненко совершил 321 боевой вылет. В декабре 1945 года Василий Иванович женился на девчонке из соседнего села. Пока он воевал, она два года была в оккупации. Вместе с Ольгой Филипповной они прожили 70 лет. После окончания войны В.А.Черненко продолжал службу в ВВС, служил заместителем командира авиаполка на Северном флоте. Окончил сначала Военно-воздушную академию, затем Военную академию Генерального штаба. С июля 1963 года продолжил службу начальником штаба 15-го отдельного корпуса ПВО в частях Бакинского округа ПВО. С декабря 1969 года являлся старшим группы советских военных специалистов в Индии. После возвращения в СССР в июле 1972 года назначен начальником спецфакультета для иностранных слушателей в Военной командной академии ПВО в Калинине. С августа 1975 года — заместитель командующего войсками Московского округа ПВО по боевому применению. С декабря 1979 года — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по боевому управлению штаба, расположенного, как известно, в посёлке Заря, где прослужил вплоть до выхода в запас в 1983 году в звании генерал-майора авиации. За годы службы освоил 15 типов самолётов, в том числе МиГ-15 и МиГ-17. В последние годы жил и работал в Москве, в Научно-исследовательском институте автоматической аппаратуры. Вышел на пенсию в 1990 году. Скончался 25 апреля 2017 года. Похоронен на Введенском кладбище. Помимо Звезды Героя, Василий Иванович Черненко был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями. Святослав Коновалов

Герой Советского Союза Василий Черненко жил и работал в военном городке Заря
© Большая Балашиха