Войти в почту

Легализованное пиратство: как морские разбойники работали на королей во всем мире

В многовековой истории пиратства есть множество жутких подробностей. Есть и романтика, которую нам демонстрирует литература и киноиндустрия (к примеру, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса и знаменитая серия фильмов «Пираты Карибского моря») — пираты были свободными людьми, какими мечтали стать путешественники, прибывшие в Новый Свет.

Легализованное пиратство: как морские разбойники работали на королей во всем мире
© Слово и Дело

Но что еще больше интересно — не все пираты, бороздившие моря и совершавшие набеги на корабли, считались преступниками. Некоторые из них переходили на службу короне и действовали в ее политических интересах. Этот момент также показан в «Пиратах Карибского моря» — капитан Барбоса надевает напудренный парик и воюет с испанцами во славу англичан.

С чего бы монаршим особам жаловать убийц и разбойников, и как они служили политическим целям, взяв под контроль море? Об этом рассказал историк Евгений Гурьев в материале «Слово и Дело».

Какие пираты служили монархам

«"Пираты традиционно боролись с режимом", — это и так, и не так. Эти вещи нужно разделять. Пиратами традиционно называют всех морских разбойников, однако между ними существуют принципиальные различия», — рассказывает Евгений Гурьев. — «Пират, он же флибустьер — это человек, который находится вне закона и занимается морским разбоем. В целом, рядовой бандит, но ведущий преступную деятельность не на суше, а на море».

Вторая разновидность пиратства — каперы или корсары. Это государственные пираты — люди, которые заключили со своим правительством некий договор. Например, что капер на свои средства строит/покупает/арендует корабль, набирает команду и ведет боевые действия на море пиратского профиля в интересах короны. То есть это легализованное пиратство — захват торговых суден, грабеж, убийства, но с позволения своего правительства.

«Такой пират действует под флагом того правительства, от имени которого он воюет. И захватывает корабли только тех стран, которые представляют угрозу его государству (обычно каперов нанимали в военное время)», — объясняет Евгений Гурьев. — «Государство за счет каперов усиливало свой флот, пираты для них были, говоря современным языком, частными военными компаниями, наемным флотом».

Разница между капером и флибустьером в том, что государственный пират обязан был отдавать часть добычи правителю, ему могли указывать, на какое судно ему нужно напасть. Но зато каперы были под защитой короны, так как имели официальный статус нахождения на службе. В случае, если таких пиратов захватили, на них распространяется закон, как на военнопленных.

Свободные пираты такой привилегией похвастаться не могли: если их ловили, то вздергивали на виселице, как прочих разбойников. Различать каперов и флибустьеров было просто — у государственного пирата имелся при себе документ, сообщающий о том, что он ведет боевые действия по приказу правительства.

«Именно такого рода пиратов начали впервые использовать в своих целях англичане», — рассказывает историк. — «В начале в своих водах, потому что разгром непобедимой испанской армады в 1588 году в прибрежных водах Англии — это во многом заслуга каперского флота, которым командовали знаменитые каперы Фрэнсис Дрейк и адмирал Хокинс».

Дрейк был даже фаворитом Елизаветы I Тюдор. В истории мирового пиратства было много знаменитых каперов — как британских, так и французских. Французы, по примеру англичан, тоже активно начали нанимать пиратские корабли для войны с Испанией и Англией. По словам историка, услугами каперского флота в основном пользовались Франция, Англия и Голландия против Испании в бассейне Карибского моря.

Пиратство незаконное тоже было в основном европейской практикой. И опять же, их преступная деятельность была направлена против испанцев, так как Испания, открыв и завоевав Америку, c XVI до XVIII века вывозила оттуда золото. Местные власти смотрели на охотников за сокровищами вне закона сквозь пальцы. И случаев легализации таких пиратов, которые богатели на подобных грабежах, было масса. Всего и нужно было — дать взятку местному губернатору и получить официальный статус. На пиратское прошлое новоиспеченной буржуазии закрывали глаза.

«Нелегальные пираты не были борцами с системой, хотя своими выдуманными флагами показывали свою непринадлежность ни к одному государству. Это был в чистом виде криминал», — отмечает Евгений Гурьев. — «Пик пиратства пришелся на XVII век, хотя и сегодня можно встретить такого рода промысел в неразвитых странах».

Петр I пользовался услугами пиратов?

Ходят слухи, что российский император Петр I привлекал к политическим играм наемный пиратский флот и всячески поощрял набеги разбойников на шведские корабли в Прибалтике. Однако историк Гурьев уверяет, что это было не так. Но прецедент сотрудничества с пиратами в российской истории все же существовал, произошло это задолго до Петра.

«Петр I пиратов не использовал, он изначально делал ставку на правила европейской морской войны, на строительство регулярного флота. А каперский флот во времена Ливонской войны стремился создать Иван Грозный», — рассказывает Евгений Гурьев. — «Когда русские войска захватили Нарву, там была создана каперская флотилия, которой командовал датский офицер Карстен Роде».

Корабли датчанина плавали под красным флагом, потому его прозвали Красным Корсаром. Его флотилия нападала на шведские корабли, но не очень долго, потому что в ходе Ливонской войны русские войска занимали Нарву всего несколько лет. Затем, так как исход войны сложился не в пользу России, она потеряла влияние на Прибалтике. На этом опыт каперства в истории России закончился.

Когда каперство изжило себя

Последние записи о морских боях с участием каперов датированы 1783 годом, когда будущие Соединенные Штаты боролись с Англией за независимость — американцы пользовались услугами наемного пиратского флота и частных кораблей, своего регулярного флота у них не было.

«К концу XVIII века эта практика сошла на нет. С развитием линейных флотов практика использования полу-пиратских флотов перешла в руки регулярного флота под командование регулярных кадровых офицеров», — объясняет Евгений Гурьев. — «По мере усиления государственной власти в Карибском бассейне, нелегально пиратство в XVIII веке сошло на нет».

В этом регионе морской разбой сошел на нет. После вспышки нелегального пиратства наблюдались на Мадагаскаре, в Алжире, Тунисе, Ливии. Было там и полугосударственное пиратство в странах Турецкой и Османской империи, но изжило себя чуть позднее, уже к концу XVIII века.

Современное пиратство носит исключительно нелегальный характер. По словам историка, распространено оно в нестабильных регионах — Африка, юго-восточная Азия. И так как золото на кораблях перевозят крайне редко, в основном новые пираты берут в заложники груз и экипаж и занимаются вымогательством. И в этом образе жизни нет уже ничего романтичного.

Современное пиратство

Действительно, в начале нулевых активно развивалось пиратство в Сомали. В 1990-х в стране началась затяжная гражданская война, жители умирали от голода и нищеты. Сомалийцы из региона Пунтленд, бывшие рыболовы, стали заниматься пиратской деятельностью, захватывать иностранные судна, в том числе и с гуманитарной помощью, чтобы потом требовать выкуп за моряков.

В 2010 году сомалийские пираты захватили российское нефтеналивное судно «Московский университет» — танкер атаковали на крохотных моторных лодках. Фрегат ВМФ России «Маршал Шапошников», который ранее сопровождал танкер, организовал спасательную операцию, прибыв на место происшествия чуть меньше, чем через сутки. Огневая фаза длилась 22 минуты, после чего военные забрались на борт, где пираты сложили оружие и сдались.

«Пираты постоянно под наркотиками, у них нет чувства боли, голода. Они вообще неадекватные сидят, в глаза смотрят, глаза залиты кровью, белки залиты все кровью — неприятное зрелище. Когда пираты увидели, что мы поднимаемся на судно уже, на борт, они бросили сопротивление и сложили оружие», — вспоминал морпех Андрей Ежов.

За захват корабля пираты получают в десятки раз больше, чем средний показатель заработка в бедных странах, поэтому и идут на такой шаг. Известно также, что в средневековой традиции один знаменитый сомалийский пират Мохамед Абди Хасан, разбогатевший на создании пиратской сети, пытался получить себя статус честного бизнесмена в Европе.

В 2012 году он заявил, что с пиратским прошлым покончено, хотя продолжал получать свой нелегальных доход. Он стал уважаемым человеком в Африке, его компании появились в ОАЭ и Европе. Разумеется, его план в современном мире бы не прокатил — пиратом заинтересовался Интерпол. Выманив Хасана в Европу, его тут же арестовали за покушение на жизнь иностранных граждан.

Пиратство существует по сей день, столкнуться с морскими разбойниками можно преимущественно у берегов Африки, Индонезии и Филиппин.

Это интересно: Почему в Европе ненавидели ведьм, а в России они стали фольклорным наследием