Войти в почту

От диверсии до отказа электрики: версии гибели экипажа Ту-22М3

Появились первые версии причин трагедии на аэродроме Шайковка под Калугой, где 23 марта погибли три члена экипажа бомбардировщика Ту-22М3.

От диверсии до отказа электрики: версии гибели экипажа Ту-22М3
© Уралинформбюро

По данным СМИ, один из находившихся в кабине выжил: он успел пристегнуться, остальные, предположительно, еще закреплялись. Предположительно, в этот момент сработала так называемая командирская катапульта, позволяющая покинуть салон всем членам экипажа, кроме КВС, передает "Уралинформбюро".

В Минобороны позже сообщили, что инцидент произошел в ходе плановой подготовки к полету, в тот момент, когда судно еще находилось на земле. "Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы, не совместимые с жизнью", - уточнили в ведомстве.

Комиссия ВКС разбирается в причинах произошедшего. Тем временем в СМИ стали появляться предположения о том, по какой причине катапульта убила экипаж. Если верить публикациям, жертвами стали летчик-инструктор, командир полка Вадим Белослюдцев, штурман полка майор Денис Султанов, штурман-инструктор Александр Подсобляев. Четвертым членом команды был заместитель командира авиационной эскадрильи майор Александр Скворцов, он не пострадал.

К слову, Вадим Белослюдцев был активным пользователем Instagram. В его аккаунте опубликованы снимки различных военных самолетов. Себя он обычно не показывал, однако одну фотографию найти все же удалось.

Ту-22М3. Фото: Вадима Белослюдцева/Instagram

В telegram-канале Aviaincident появился предварительный отчет по ЧП на Шайговке. В нем указывается, что при подготовке к полету произошло срабатывание системы принудительного покидания экипажа, запуск которой, судя по всему, осуществил Александр Скворцов.

"Механизмы катапультных кресел сработали штатно, отделение членов экипажа и ввод в действие спасательных парашютов произошел штатно, но из-за отсутствия условий безопасного покидания воздушного судна (скорость менее 130 километров в час), купола парашютов не наполнились. Три члена экипажа погибли при падении на бетонную поверхность стоянки самолетов с высокой вертикальной скоростью", - уточняется в отчете.

Данное авиационное происшествие квалифицируется как катастрофа.

В беседе с "Московским комсомольцем" Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов сообщил, что причиной нештатной ситуации могла стать диверсия. По его словам, система катапультирования проверена десятилетиями и применяется в том случае, когда у самолета отказывает двигатель и резко снижается скорость. Вероятно, что под Калугой никаких предпосылок для приведения механизма в действие не было, поскольку бомбардировщик находился на земле.

Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов предположил, что причиной инцидента могла стать ошибка летчика, находившегося в кресле командира экипажа. Дело в том, что рядом с его местом располагается тумблер "принудительное покидание", который используется для того, чтобы катапультировать троих членов экипажа, пишет "Взгляд".

Генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в эфире радио Sputnik заявил, что к случившемуся мог привести отказ электрики, например, из-за короткого замыкания. При этом эксперт добавил, что подобные случаи бывают крайне редко. Обычно этому способствуют погодные условия.

Следует добавить еще одно не менее важное мнение. Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев, испытывавший систему катапультирования на данной модели бомбардировщика, прокомментировал: "Она нормально работает даже при высоте 0 метров и скорости 0 километров в час. Вот пусть Министерство обороны отвечает за свою беспечность и так далее. Но такого не может быть, чтобы они погибли при катапультировании", - подчеркнул он в эфире НСН.

Дальний сверхзвукой Ту-22М3 предназначен для поражения морских и наземных целей управляемыми ракетами и авиабомбами.