Войти в почту

Россия без «Зубров». Можно ли спасти проект уникальных кораблей?

На Балтийском состоялись тренировки экипажа десантного корабля на воздушной подушке (ДКВП) «Мордовия». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям из 30-мм автоматических установок АК-630 и осуществили постановку оборонительного противолодочного минного заграждения.

Россия без «Зубров». Можно ли спасти проект уникальных кораблей?
© Русская Планета

«Кроме минирования акватории, экипаж МДКВП отработал защиту от оружия массового поражения на переходе морем. Основное внимание было уделено выполнению нормативов по герметизации корпуса корабля и проведению специальной обработки корабля при условном попадании в область радиационного загрязнения», — говорится в сообщении пресс-службы Балтийского флота.

«Мордовия» относится к классу самых крупных в мире десантных кораблей на воздушной подушке — не имеющему аналогов проекту 12322 «Зубр». Кроме «Мордовии», в России только одна такая платформа — «Евгений Кочешков». Этот корабль тоже несёт службу на Балтфлоте.

«Зубр» был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) в 1980-е годы. Тем не менее, данный класс кораблей по своим тактико-техническим характеристикам по-прежнему не имеет равных в мире. Его преимущества обусловлены оптимальными конструкторскими решениями, подбором силовых агрегатов, бортовых систем и ударных вооружений.

Ленинградские специалисты опирались на опыт создания и эксплуатации малых ДКВП проекта 12321 «Джейран». Эта платформа могла вместить два танка Т-72 или четыре лёгких танка ПТ-76, а также до пяти БТР или 80 военнослужащих.

Концепция применения десантных кораблей на воздушной подушке нашла своё развитие в «Зубре», который алмазовцы сделали более габаритным, грузоподъёмным и вооружённым. В зависимости от задачи новинка советской оборонки могла взять на борт три Т-72, десять БТР со 140 военнослужащими, восемь БМП со 140 десантниками и целый батальон морской пехоты.

Такой корабль плохо виден радарами противника и обладает высокой скоростью, что позволяет неожиданно для неприятеля высаживать значительные силы и средства, в том числе на необорудованное побережье (в советские годы с помощью «Джейранов» и «Зубров» планировали захватывать Датский пролив и Босфор с Дарданеллами).

Бесценную роль ДКВП играет для перевозки грузов, мин, боеприпасов, эвакуации раненных и оказанию огневой поддержки десантируемым войскам.

Более того, конструктивные особенности воздушной подушки позволяют «Зубру» передвигаться по болотистой местности и по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения. Таким образом десантируемые силы могут быть высажены в глубине обороны противника.

«Для МДКВП (ДКВП) «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 процентов общей длины береговой линии морей и океанов мира», — говорится в материалах Балтийского флота.

Помимо крупных размеров корабль проекта 12322 стал самым скоростным десантным судном на воздушной подушке в мире. ДКВП способен передвигаться с фантастической крейсерской скоростью — 60 узлов (111 км/ч). Водоизмещение «Зубра» составляет 555 тонн, дальность плавания — 300 миль (482,8 км), автономность — 5 суток, экипаж — 27 человек.

Корабль оснащён пропульсивной установкой, включающей три тяговых газотурбинных агрегата М35-1 мощностью 10 тыс. лошадиных сил каждая, два нагнетательных газотурбинных агрегата М35-2, четыре нагнетателя НО10 и три воздушных винта АВ-98 из полимерных композиционных материалов.

Арсенал «Зубра» состоит из упоминавшейся выше АК-630 и реактивной системы залпового огня калибра 140 мм МС-227, которая скрытно установлена в носовой части судна. Радиотехническое вооружение корабля проекта 12322 включает радиолокационную станцию МР-123-01 и интегрированную навигационную систему «Горизонт-25».

«Зубр» изготовлен из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Несущая часть цельносварного корпуса корабля обеспечивает прочность и непотопляемость платформы.

Высадка техники осуществляется из средней части судна по танковым дорожкам и аппарелям.

Однако с распадом СССР кораблестроительная промышленность страны погрузилась в глубокий кризис, и планы насыщения флота «Зубрами» потерпели крах.

До 1991 года работы на Приморском судостроительном заводе позволили ввести в строй только пять платформ, последними двумя как раз стали «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Первые же три судна были списаны, а потом утилизированы.

В 1994 году корабелы Приморья собрали шестой по счёту «Зубр» МДК-118, который вошёл в состав греческих ВМС под наименованием «Кефалония» (Kefalonia). МДК-119 и МДК-120 достроить не удалось, а ещё две платформы «Керкира» (Kerkyra) и «Закинтос» (Zakynthos) были проданы Афинам.

Печальная судьба постигла и «Зубров», собранных на судостроительном заводе «Море» (Феодосия). Первые четыре судна МДК-57, «Краматорськ» (U422), МДК-123, «Артемівськ» (U424) были утилизированы. Другие доставшиеся Украине корабли проекта 12322 были либо проданы грекам и китайцам, либо не использовались по назначению.

Несколько собранных заново ДКВП были проданы за рубеж. Чтобы не делиться деньгами с петербургским «Алмазом», украинские конструкторы разработали модификацию по проекту 958 «Бизон».

До 2014 года Россия даже не пыталась наладить производство «Зубров» ни самостоятельно, ни в кооперации с Украиной, которая на мощностях запорожского «Мотор-Сич» выпускала газотурбинные агрегаты и сохранила производственную площадку в Крыму.

С вхождением полуострова в состав РФ в нашей стране заговорили о том, что было бы неплохо насытить флот кораблями проекта 12322, которые являются многофункциональным и весьма грозным оружием на оперативно-тактической глубине.

Конечно, современная Россия вряд ли собирается захватывать проливы, но такие корабли помогли бы усилить боевой потенциал и мобильность ВМФ. На Черноморском театре военных действий они стали бы предупреждением для Украины и стран-членов НАТО. В конце концов «Зубры» можно использовать и как оборонительное оружие в случае агрессии против РФ.

Однако для возрождения производства этих уникальных платформ, нашей стране потребуется создать как минимум новые двигатели и заменить все остальные комплектующие, которые изготавливала Украина и другие предприятия, оказавшиеся под пеплом кризиса от распада СССР.

При этом вряд ли на феодосийском заводе «Море» удастся разместить заказ на крупную серию (отечественная кораблестроительная отрасль в принципе не реализует крупносерийнных проектов). К сожалению, отечественный «Зубр» рискует остаться дорогим в постройке и эксплуатации кораблём.

Выходом из практически тупиковой ситуации может запуск сотрудничества с Китаем, который в связи с обострением соперничества в Восточной Азии, особенно из-за спорных островов, прилагает массу усилий для обновления и повышения мощи флота и морской пехоты.

На сегодняшний день в составе ВМС НОАК находятся четыре ДКВП и, если верить местным СМИ, Пекин ищет возможности для увеличения их количества. Гипотетически КНР может замкнуть производство «Зубров» на своих вервях, либо войти в кооперацию с РФ, но для этого нашей стране необходимо создать достойные аналоги силовых установок и других систем.