Войти в почту

Нестандартное возвращение: почему Юрий Гагарин не приземлился в Пестравском районе

С аэродрома Кряж тройки пилотов-космонавтов облетели в сопровождении Героя Советского Союза, заместителя главнокомандующего ВВС по космосу генерал-лейтенанта Николая Каманина и Героя Советского Союза генерал-инспектора по космосу - помощника главкома ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов генерал-майора авиации Леонида Горегляда предполагаемые места приземления. Командующий ВВС Приволжского военного округа генерал-майор авиации Константин Цедрик тогда сообщил корреспонденту "Красной Звезды" по ПриВО подполковнику Илье Максимову, что расчётной точкой посадки на юге Куйбышевской области является райцентр Пестравка вблизи с границей Саратовской области. А почему гагаринский "Восток" не долетел тогда до Пестравки, а приземлился в заволжской степи у села Узморье, на землях бывшего Николаевского уезда нашей Самарской губернии, стало известно лишь, когда рассекретили подробности первых пилотируемых космических полетов. Дело в том, что спускался корабль Юрия Гагарина совсем не штатно, то есть совсем не по той расчетной баллистической кривой, в конце которой его ожидали. Спустя годы он рассказал журналисту Ярославу Голованову подробности окончания своего полета. Спуск с орбиты Юрий Гагарин переживал тревожнее, чем подъём на орбиту. Багровые всполохи, которые видел сквозь шторки иллюминатора, страшили безотчетно. Ему было известно, что раскаленная от трения о воздух термостойкая асбестотекстолитовая обмазка спускаемого аппарата должна гореть, что перегрузки будут сильнее, чем во время подъема. У Гагарина были поводы волноваться. Команда на разделение спускаемого аппарата с приборным отсеком вовремя не прошла. Специальный замок на "голове" корабля не сработал. Стальные ремни не разорвались и не отпустили от герметичного "шарика" спускаемого аппарата крепко пристегнутый полуторатонный приборный отсек. Предвидя такой нештатный вариант, разработчики "Востока" считали, что четыре металлические полосы-ленты на спускаемом аппарате корабля во время торможения в плотных слоях атмосферы отгорят сами по себе. И они действительно отгорели, рассыпались через несколько пламенных минут. Фото: Министерство обороны РФ Как пишет Голованов, за это время гагаринский "Восток" немного "клюнул", чуть "провалился" - и потому приземлился примерно на 250-260 километров раньше "расчетной точки" - райцентра Пестравки у реки Большой Иргиз. В остальном все в 1961 году прошло нормально. Хотя, как рассказывает заместитель генерального конструктора РКЦ "Прогресс" почётный гражданин Самары, Герой Социалистического Труда Геннадий Аншаков, это отклонение в пределах максимальных 350 км, которое тогда было у первых пилотируемых кораблей-спутников "Восток-3КА". Стоит отметить, что если бы стальные стяжки на спускаемом аппарате вовремя не отгорели, "Восток" сорвался бы в нерасчетный спуск, весь гнёт которого позднее, в 1969 году, испытал на себе товарищ Гагарина по отряду космонавтов Борис Волынов на "Союзе-5". Тогда во время спуска из-за сбоя в системе приборный отсек не отделился от спускаемого аппарата корабля. По этой причине спуск был баллистический, с большими перегрузками, а не скользящий, когда перегрузки примерно втрое ниже. При торможении корабль начал вращаться, и был риск закрутки строп парашюта. В результате парашют мог сделать "свечу", что привело бы к падению спускаемого аппарата и неизбежной гибели космонавта при столкновении с землей. К счастью, этого не произошло. Но в момент приземления Волынов получил несколько серьёзных травм. Однако уже на следующий день в 10 часов утра он вместе с тремя остальными космонавтами отчитывался перед Государственной комиссией о выполненном полёте. Фото: Управление государственной архивной службы Самарской области С подачи военного краеведа, полковника Андрея Бондаренко и журналиста Валентины Полетаевой на КПП военного санатория "Волга" и в здании для ВИП-гостей появились мемориальные доски, посвящённые Юрию Гагарину. Ведь именно этот санаторий посетили космонавты на Самарской земле одним из первых. Напомним, что 16 марта их разместили на отдых именно на 7-й Просеке. Будущие космонавты сутки отдыхали: играли в бильярд, шахматы, гуляли в парке на берегу Волги. Фото: Юлия Рубцова По некоторым данным, после полета в космос они встречались с его работниками. Впрочем, как и с коллективами других предприятий Куйбышева. Чаще всего это были визиты на заводы № 1 и № 18. Как пишет в своих мемуарах Дмитрий Глотин, 18 августа 1962 года Юрий Гагарин и Герман Титов прибыли в цех сборки ракет-носителей завода № 1 ("Прогресс"): - Там в середине цеха были поставлены две высокие стремянки, и космонавты около часа рассказывали о своем полете и отвечали на вопросы присутствующих, а их было около 200 человек. После выступления космонавты осмотрели производство ракет-носителей, головных частей ракет, космических кораблей фоторазведки "Зенит-2". Пока Юрий Гагарин находился в сборочном цехе, около его ворот собралась большая толпа любопытных работников завода численностью 300-400 человек. Директору завода Виктору Литвинову предложили изменить маршрут выезда космонавтов с завода и осуществить отъезд не из сборочного цеха, а из соседнего цеха клепаных конструкций. Руководство завода приняло предложение. При входе в клепальный цех нам показалось, что в цехе никого нет. Впереди группы шел директор завода, затем Титов и Гагарин. Когда мы дошли до середины здания, из-за барьерной стенки выбежала девушка, обняла за шею Гагарина, поцеловала его и исчезла за барьерной стенкой и стоящими за ней хвостовыми и приборными отсеками ракет. Все рассмеялись, но руководству завода было неудобно из-за возникшей ситуации. Фото: Управление государственной архивной службы Самарской области

Нестандартное возвращение: почему Юрий Гагарин не приземлился в Пестравском районе
© СОВА