В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Как оптимизируют российский авиапром

В феврале родился судьбоносный документ – Протокол совещания по вопросам организационной трансформации группы ПАО «ОАК» (). Судьбы авиастроения решали пять человек. И почему-то идеологом и инициатором этой «трансформации» однозначно просматривается индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации . Само собой, поучаствовал сам президент ОАК . Но что от него сейчас зависит, когда за «трансформацию» взялся легендарный экс-министр обороны? Узкий круг реформаторов явно не ожидал, что документ вырвется на свободу и вызовет шквал в профессиональном сообществе. Пусть и уставшем от бесконечного реформаторства, с потухшими от несправедливостей глазами. Разберёмся по пунктам Сразу предупреждаю – очень скоро специалистам, то есть инженерам, конструкторам, технологам, работникам знаменитых КБ и заводов, эти реформаторы начнут разъяснять «текущий момент», переезжая с фирмы на фирму. А управленцы, в массе без инженерного образования, которые в последние десятилетия оккупировали командные места сначала в ОАК и ОДК, а затем на заводах и в КБ, все уже и так всё знают. Им не грозит ничего – смотрите, как они путешествуют по руководящим орбитам – из ОАК в КБ и обратно. В «Ильюшине» уже шестой вождь с 2014 го. Перечислять перемещения с места на место десятков и сотен «преемников» великих дел А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна и М.И. Гуревича, П.О. Сухого, А.С. Яковлева – занятие явно неблагодарное. В Протоколе о корпоративной трансформации группы ПАО «ОАК» есть чисто бюрократические пункты, вот первый: «Подготовить план-график по объединению ПАО «ОАК» с КБ и УП (управление программами) с указанием эффектов до конца 2021 г. Срок: 01.03.2021». Значит, план-график уже готов. Давно готов – он просто запущен в активную финальную фазу. О такой версии развития событий писали «Аргументы недели» и наши коллеги ещё лет пять назад. Следующий пункт: «Осуществить изменение юридических адресов , ПАО «ИЛ», , , на промышленные площадки (заводы)». Срок тот же. Орфография сохранена. Удивляет оскорбительная безграмотность исполнителей: «Миг» в серьёзнейшем документе – просто «миг между прошлым и будущим». А должно быть «МиГ»! За что удивительного конструктора Гуревича до маленькой буквы опустили? «Ил» – это «Ильюшин», знать эти вещи профильным управленцам надо. А не «ИЛ» придонный! Или ещё какой. И опять непонятка – как юридические адреса распределять по промплощадкам? У «Ильюшина» в на запущен в крупную серию тяжёлый военно-транспортный Ил 76МД 90А, в –топливозаправщики Ил-78 и самолёты ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления). В подмосковных на базе РСК «МиГ» – финишная сборка Ил-114 300. ВАСО – широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил 96 и лёгкий военно-транспортный Ил 112-100. Так где будет юридический адрес? Ладно, Луховицы – гнездо «МиГов», но Ульяновск или Воронеж? Кто и как рулить будет? Воронеж Ульяновском или наоборот? А Таганрог? Не проще ли оставить КБ и заводы там, где их для вас, господа из ОАК, предки построили? Так же много адресов у «Сухого». А «Туполев»? Возможно, . с из обоймы выпала. А делали когда-то там до 70 Ту-154 в год... На зависть нынешним оптимизаторам, способным с 2007 года за немыслимые деньги построить 207 очень слабо востребованных полуиностранных «Суперджетов». Ну ладно, с юридическими адресами вопрос решат и отправят на заводы тысячи человеко-единиц офисного планктона. Освободят золотую землю под торговые центры и «человейники». Неужели действительно думают, что нужные, опытные специалисты, как Павка Корчагин, уедут из Москвы в неизвестность? У нас не Запад, это там переезд на новое место работы – элементарный процесс. А тут дача, огород и сад с яблонями. А квартира в столице? Дети? Школы? Это готовить и готовить. Два пожара с переездом Из Протокола: «Подготовить предложения по размещению КБ и УП на одной площадке до конца 2022 г.». Срок исполнения – 1 апреля 2021 года. Отличная дата выбрана! День дурака... Некоторые его называют День смеха. Куда поедут конструкторы? Знаю абсолютно точно – когда начал товарищ Сердюков в роли министра мочить армейское образование и науку, изгонять из Москвы академии, следом в новое расположение из столицы не потянулась вереница академиков, профессоров и даже доцентов с кандидатами. В итоге – то, что мечтают создать китайцы, а другие нации даже не мечтают, а просто завидуют, мы просто гробим ради сиюминутной выгоды. Пардон, не мы, не «Аргументы недели». Есть желание разместить все умы, все технологии, конструкторскую мысль в одном месте? Отличная идея. Можно, например, в практически пустующем Национальном центре авиастроения в . Понемногу собирайте умников и умниц. А вот так, скопом, жить-то людям где? Но самое главное в другом – ломать не строить. Когда делали ремонт помещений в «Ильюшине» и перетаскивали документацию из одного места в другое, кое-что по сей день ищут. Молодёжь, твёрдо уверенная, что всё можно найти в компьютере, как-то не думала о бумажных «носителях информации». Когда-то фотокопии конструкторской документации делали централизованно в . И отдельно собственно в КБ. Теперь, после ремонтов, предыдущих оптимизаций и реорганизаций, концы многих документов найти невозможно. А что будет после размещения всех российских КБ и УП на одной площадке до конца следующего года? Да с глобальным переездом? Авиастроительный Армагеддон! Сколько лет потом будем мечтать о своих самолётах для российской гражданской авиации... Возможно, вершители судеб авиастроения думают так: «Соберём на единой площадке молодых специалистов, старые спецы сами сюда не поедут, отвалятся, ну их, и построим светлое будущее по созданию коммерчески выгодного продукта. В компании с Европой, которая когда-нибудь повернётся к нам лицом». Только маркетологи и финансовые гении не понимают одного, что если не будет российских школ проектирования и создания летательных аппаратов, включая двигатели и агрегаты, то никто никому ничего не продаст. Бухгалтер есть – самолёта нет Победители во Второй мировой войне фактически поставили крест и на германском и японском авиастроении. Сейчас вроде и позволяют что-то делать, но где КБ, где люди, где носители знаний и опыта? Что случается со странами, похоронившими свои научные школы? , страна высоких технологий, спотыкается на атомных проектах: фонящая АЭС «Фукусима» тому печальный пример. В авиастроении у японцев вообще сплошные проблемы. Региональный авиалайнер MRJ – Mitsubishi Regional Jet, его проект стартовал в 2003-м с амбициями выйти на мировой рынок, должен был стать стопроцентным конкурентом «Суперджета», а заодно слегка потеснить в сторону МС-21. Правительство Японии объявило, что лайнер поднимут в 2011 году. И что на деле? Полностью композитный лайнер оказался слишком тяжёлым и слишком дорогим. Удивительно, но сейчас самолёт состоит из композиционных материалов лишь на 15%. Двигатели американские, tney PW1200G, своих в этой стране нет. Испытания проходил США – в Японии нет собственной испытательной базы! История печальна – проект, в который вложено 8 миллиардов долларов, а может, и больше, по сей день не является серийной машиной. Это демонстрация отсутствия именно школы. Авиапрании и Японии были когда-то могучей силой. Сейчас бразильское авиастроение выглядит куда круче. Вывод: бухгалтерский подход «дадим денег, и всё сделают» – не прокатит. Стоит напомнить – до санк США препреги, основу композитных элементов для производства крыла МС 21, российские авиастроители покупали именно в Японии. Класс! Композиты у японцев есть, а самолёта нет... Это урок для капитанов отечественного авиастроения – потерял школу, плати деньги. Нет собственных двигателей – плати. Нет материалов – плати! Превратил аэродром «Раменскмова с самой длинной в Европе взлётно-посадочной полосой (пять с лишним километров!) и спецоборудованием в коммерческий аэропорт второго эшелона – плати! Ещё есть сведения, роны далеко не в восторге от телодвижений руководства госкорпорации. Например, слияния «Сухого» и РСК «МиГ». Может быть, военные как-то повлияют на оптимизаторов? Мы часто слышим слова о необходимости диверсификации производства, но всё уже давно было сделано. В КБ «Туполева» проектировали и создавали как военные, так и гражданские самолёты, тем же самым занят «Ильюшин». Чем не диверсификация? Или авиазаводы должны лопаты и грабли из спецсплавов выпускать? Нормальных людей очень настораживают действия функционеров в стиле украинских властей – там с собственным авиапромом поступают почти так же. Особенно в части кадровой политики. И некогда авторитетнейший «Антонов» сегодня тихо погружается в пучину небытия. Нам остались воспоминания о великом прошлом... Что больше всего огорчает в собрании этой «могучей кучки» из пяти человек с гигантскими полномочиями? Допустим, титаническими усилиями соберут некий «авиаконструкторский мозг». Но, как водится в новой реальности, в принятии решений специалисты не участвуют. Менеджеры – да. Но у них во главе угла не самолёты в штуках, а коммерческие схемы. И президенту страны про прекрасное далёко нашей промышленности красиво докладывают музыкальные продюсеры, социологи, журналисты... Денег просят! Непонятно только, куда они, деньги, деваются? Полтриллиона долга, который висит на ОАК, – сумма весомая. Выходит, коммерсанты для погашения долгов авиастроения задумали угробить авиастроение. Гениально!
Как оптимизируют российский авиапром
Фото: Аргументы НеделиАргументы Недели