Гибель «Вильгельма Густлоффа» — продолжение трагедии «Армении» 

Гибель «Вильгельма Густлоффа» — продолжение трагедии «Армении»
Фото: Свободная пресса
76 лет назад 30 января 1945 года, в Балтийском море, близ Данцига, советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга потопила фашистский корабль «Вильгельм Густлофф», на котором находились почти тысяча матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа, 373 военнослужащих из состава вспомогательного морского корпуса, раненые и большое количество немецких беженцев.
Бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» шел с небольшим конвоем и после торпедной атаки пошел на дно. По свидетельству журнала «Марине» 1975 года выпуска (), на борту «Густлоффа» также находились 1300 членов и командиров полностью сформированных экипажей немецких подводных лодок, которых хватило бы на укомплектование 70-ти подлодок среднего тоннажа.
«Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблем ВМС, на который его командование позволило подняться нескольким тысячам немецких беженцев. И с этого момента вся ответственность за их жизнь лежала на должностных лицах немецкого военного флота. Более того, немецкий исследователь этой катастрофы Гейнц Шён пришел к заключению, что лайнер «Вильгельм Густлофф» представлял собой именно военную цель.
Во-первых, хоть это и был океанский лайнер, он, однако, не являлся безоружным гражданским судном, ведь на его борту имелось серьезное вооружение для борьбы и с кораблями, и с авиацией противника. Кроме того, «Вильгельм Густлофф» по сути, был учебной плавучей базой для подводного флота Германии, а значит, все-таки кораблем военно-морского флота этой страны, имеющим камуфляжную окраску и не имеющим опознавательного знака «красный крест». И, наконец, «Вильгельм Густлофф» шел в окружении конвоя и в сопровождении боевого корабля — миноносца «Лёве».
«Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу военным кораблем Германии, уничтоженным советскими подводниками. Наверное, поэтому, по неподтвержденным данным, Гитлер объявил командира подлодки Александра Маринеско своим личным врагом. А на родине Александра Ивановича представили к званию Героя Советского Союза. Правда, присвоили звезду Героя только в 1990 году — посмертно.
Перед тем, как потопить лайнер, экипаж Маринеско больше двух недель находился в поиске противника. В это время на Балтике был сильнейший шторм и туман. Так что транспорт «Вильгельм Густлофф» был обнаружен Маринеско случайно. Со слов капитана подлодки вице-адмирал в отставке (он потом лично встречался с Маринеско) рассказывал, что тот увидел огромную стену и вскрикнул: «Батюшки! Да эта громадина тон на 20000 будет!».
«Густлофф в этот момент спешно уходил в сторону немецкого Киля в центр. Чтобы не привлекать к нему внимание, корабли охранения отстали. Но С-13 на то время была самой быстрой в подводном советском флоте.
«Это ей пригодилось для атаки на «Густлофф», потому что подводная лодка типа «Щука» просто не смогла бы обогнать лайнер и занять выгодную позицию для стрельбы», — поясняет кандидат исторических наук, сотрудник Института российской истории Мирослав Морозов.
В результате, Маринеско приказал дать залп, и в сторону лайнера ушли три торпеды, которые попали в цель. А через час он затонул. Корабли сопровождения попытались догнать и утопить С-13, сбросив на нее десятки тонн подводных бомб.
«Здесь был сильный удар. Лодку отрывает от грунта и бьет в грунт, — вспоминал впоследствии матрос с С-13 . — И у каждого впечатление такое, что сейчас лодка разойдется по швам».
Кстати, уже через некоторое время, в феврале, С-13 отправила на дно еще один пассажирский океанский лайнер «Генерал Штойбен» водоизмещением тоже 20 тысяч тонн. Только он перевозил уже не беженцев, а военных и оружие.
Но вернемся к «Вильгельму Густлоффу». Что же уничтожил в январе 1945-го, победного года, командир советской «Щуки» — лучший и крупнейший военный корабль Германии или судно с беженцами? А для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы понять, что вообще творилось на этом театре военных действий.
А творился элементарный «драп» немецкой военщины. Как писали в эти дни советские СМИ, «война вернулась на землю Германии». А если быть точнее, то советские войска в одном из решающих бросков на запад, добивали оставшуюся на Балтике восточно-померанскую группировку противника. А с нею спасались бегством и жители Восточной Пруссии, кому повезет.
Везло тем, кто успевал добраться до Готенхафена — порта на Балтике (ныне ). Потому что еще 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Конечно, в первую очередь, под приказом адмирала надо было понимать, что спасать надо моряков. И во вторую, если не в последнюю, — беженцев. Разворачивалась операция «Ганнибал» — по эвакуации свыше двух миллионов беженцев (под страхом возмездия «красных варваров») на запад военными кораблями, кому на них хватало места.
Именно здесь, в Готенхафене, и стояли большие корабли типа «Вильгельма Густлоффа», которые отчалили и пошли курсом на запад после погрузки людей. Но Маринеско не знал о «Ганнибале» и о масштабной эвакуации. Ему нужно было уничтожать военные транспорты, на что он и был нацелен. Он выполнял свой воинский долг и о беженцах не догадывался.
Большое видится на расстоянии или с высоты пройденного времени. В 2002 году на Франфурктской книжной ярмарке был представлен труд лауреата Нобелевской премии по литературе «Траектория краба», который для немцев стал откровением об «атаке века». Ведь долгое время настоящую правду и у нас, и на западе дозировали. У нас Маринеско всегда был героем. В Германии же эту историю замалчивали, опасаясь обвинений в реваншизме.
Кстати, о погибших на «Вильгельме Густлоффе». По данным того же Гейнца Шёна, после катастрофы выжило 1239 человек, из которых 528 (половина) — личный состав экипажей немецких подлодок. А также 123 человека вспомогательного женского состава военно-морского флота, 86 раненых, 83 члена экипажа и 419 беженцев. Вывод один: даже самая справедливая война — бесконечная трагедия для людей.
С другой стороны, каждая сторона по понятным причинам преувеличивает потери противника и преуменьшает свои, если не стоит обратной задачи. Во всяком случае, на уровне самосознания люди гордятся тем, что того стоит.
Благодаря СМИ, однажды стала известна вот такая история. 9 мая в Берлине группа русских парней праздновала день Победы за столиком уличного кафе. Видимо, делали они это довольно шумно, потому что к одному из них подошел немец и на чистом русском языке спокойно произнес: «Не забывайте, что было ведь еще и 22 июня».
Да, это, действительно, трудно забыть, что и у нас был свой «Вильгельм Густлофф». Речь о советском госпитальном (санитарном) судне «Армения», которое было отоплено немецкой авиацией осенью 1941 года у берегов .
6 ноября теплоход «Армения» вышел из  и ночью 7 числа прибыл в Ялту, где к нескольким тысячам раненных красноармейцев на него догрузили еще несколько сотен. Утром он вышел в море, в 11.25 был атакован немецким торпедоносцем «Хейнкель He-11»1 и затонул. На его борту было 10 тысяч раненных бойцов. Какая же в этом была военная необходимость?
Если Маринеско просто не догадывался о беженцах на борту «Вильгельма Густлоффа», то пилот «Хейнкеля» все прекрасно знал и видел. Другое дело, что немцы не соблюдали Женевскую конвенцию 1864 года и бомбили даже госпитальные суда.
Слова о том, что история повторяется дважды, приписывают , но принадлежат они немецкому философу Гегелю. Как бы то ни было, история «Вильгельма Густлова» — это уже не повторение, а всего лишь продолжение истории с «Арменией».
Видео дня. Даву и Бузову заподозрили в примирении
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео