Войти в почту

Волгоград отмечает 110 лет со дня создания легендарной «Качи»

В истории Сталинграда – Волгограда особое место занимает Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. Александра Мясникова. 44 года оно было прописано в нашем городе, потом, увы, его перевели в Краснодарский край. 21 ноября 2020 года прославленному училищу исполняется 110 лет. Свыше 16,5 тыс. летчиков подготовила «Кача» за время своего существования. В их числе – 342 Героя Советского Союза, 26 Героев России, 12 маршалов авиации, 200 генералов, 130 заслуженных военных летчиков и заслуженных летчиков-испытателей.

Волгоград отмечает 110 лет со дня создания легендарной «Качи»
© Волгоградская правда

С подачи великого князя

А начиналось все в 1909 году. Тогда великий князь Александр Михайлович, муж родной сестры императора Николая II Ксении, решил заняться новым для России делом. По его инициативе в городах страны начали создаваться аэроклубы.

В ноябре 1910‑го в Севастополе была образована офицерская школа авиации, штат ее поначалу состоял из шести человек – начальника, его помощника, адъютанта и трех заведующих – аэродромом, мастерскими и «командой нижних чинов», как называли тогда всех солдат и матросов.

В стране бросили клич для желающих стать летчиками. Из 1200 офицеров армии и флота, подавших рапорты, отобрали всего 12 человек. Шесть «летательных аппаратов», как называли тогда аэропланы, находились в их распоряжении. Официальное открытие Севастопольской школы авиации состоялось 21 ноября 1910 года.

21 ноября 1910 года, в день официального открытия училища, первыми в небо поднялись аэропланы поручика Евгения Владимировича Руднева (фото слева) и штабс-капитана Бронислава Витольдовича Матыевича-Мацеевича

Первыми в воздух поднялись в тот день аэропланы поручика Евгения Руднева и штабс-капитана Бронислава Матыевича-Мацеевича – взлетели на невиданную по тем временам высоту – аж 250 м, чем вызвали восторг у публики.

Воздушные машины того времени были далеко не совершенны, поэтому неизбежно случались катастрофы.

Немало первых летчиков в истории России, по выражению писателя Александра Куприна, «положили в бетон здания будущего свои кровь и раздробленные кости». Так, в апреле 1911 года при полете из Севастополя в Новороссийск погиб штабс-капитан Матыевич-Мацеевич.

В 1911‑м на смену прежним «Фарманам» в России пришли более совершенные «Ньюпор-IV». Потребовалось новое, более подходящее место для аэродрома авиашколы.

В феврале 1912‑го она переехала на учебное поле в Крыму, недалеко от речки Качи, и летчики стали говорить: «Служу на Каче». Так слово «Кача» незаметно утвердилось среди авиаторов и вошло со временем в официальное название училища.

Из Крыма – на Волгу

Великую Отечественную войну «Кача» встретила с имеющимися у нее 200 истребителями. Уже в июне 1941‑го она подверглась вражеским бомбардировкам. По этой причине школа перебазировалась в поселок Красный Кут Саратовской области.

В Сталинград Качинское училище передислоцировали в 1954-м. Расположилось оно на месте бывшего летного училища имени Сталинградского пролетариата. Тогда же в нем началась подготовка летчиков в рамках программы высшей школы, курсантов стали обучать летать на реактивных самолетах.

Летчики-космонавты Валерий Быковский, Владимир Шаталов, Анатолий Березовой, Валерий Корзун, Виктор Афанасьев, Дмитрий Кондратьев в разное время окончили «Качу».

Выпускник «Качи» – космонавт, командир МКС-27 Дмитрий Кондратьев

До недавнего времени все летчики знаменитой авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», включая ее командира Сергея Осяйкина, были выпускниками «Качи». Есть качинцы и в пилотажной группе «Русские витязи».

В 1998 году Качинское училище прекратило свое существование. Его объединили с Армавирским училищем, куда была переведена вся база. До сих пор не утихают споры относительно этого, скажем прямо, неоднозначного решения.

Сами летчики рассказывали, что происходило это на фоне бездумных реформ российской армии. Кто-то решил, что военные училища надо сокращать.

Почему «под нож» пустили волгоградскую «Качу», никто внятно ответить не может и сейчас.

Вроде бы тогда в кулуарах говорили: мол, Волгоград по сравнению с Армавиром город большой, миллионник, и уволенные преподаватели тут быстрее найдут себе новую работу, чем их коллеги в маленьком Армавире...

Сейчас в Волгограде как напоминание о «Каче» осталась улица Качинцев и водруженный на постамент самолет Миг-21 напротив входа в бывшее училище.

Выпуск из Качи. На первом плане бывший начальник училища генерал Иван Железняк

Союз неравнодушных

Город-герой до сих пор гордится своей «Качей» – в Волгограде есть центр дополнительного образования школьников «Качинец» и общественная организация «Союз качинцев», сплотившая выпускников разных лет, а также наземный персонал училища и бывших преподавателей.

Возглавляет «Союз качинцев» бывший летчик-инструктор Сергей Москаленко, сам кончивший это училище в 1981‑м. Активно ему помогают Елена Черенкова, Владимир Перфильев, Виталий Сахаров.

– Мы многое в нашем союзе сделали, – рассказал Олег Бацула, выпускник 1987 года, майор, глава общественной организации «Офицеры Волгограда» и зампредседателя «Союза качинцев». – На берегу Волги в Волгограде, например, воссоздали парк памяти 33 летчиков, погибших в фашистском концлагере «Дахау», – обелиск и 33 березы. Их там впервые в свое время посадила Анна Фомина, вдова сталинградца Петра Фомина, одного из тех погибших летчиков, но сейчас того парка уже нет...

Но в Дзержинском районе Волгограда недалеко от места дислокации бывшего училища создается парк Героев-летчиков – инициативу подержал губернатор, Герой России Андрей Бочаров. И он же принял решение воссоздать авиаклуб «Юный ястреб» имени Героя Советского Союза Александра Числова в Среднеахтубинском районе – помог сохранить там уникальный аэродром и начать обновление материально-технической базы.

А еще в Волгоградской области недалеко от станицы Трехостровской Иловлинского района есть воинское захоронение: там покоятся два летчика, Пресняков и Богачев, которые в августе 1942‑го с разницей всего в три дня совершили два наземных тарана строившейся гитлеровцами переправы через Дон.

На месте захоронения летчиков Богачева и Преснякова у станицы Трехостровской 9 мая 2019 года

– Место захоронения было изрядно запущено, – продолжает Олег Бацула. – Привели могилу в порядок, установили закладной камень на месте будущего памятника.

В честь 110‑летия «Качи» были планы провести в Волгограде масштабные мероприятия. Но из‑за коронавируса их отменили, пока пройдет только музыкальный онлайн-фестиваль «Крылья Качи»: создан ютуб-канал, идет сбор роликов.

– Работаем, стараемся что‑то полезное делать, – говорит Олег Бацула. – Делаем сайт нашей организации, пытаемся воссоздать Качинский музей, сотрудничаем с авиаклубом под Средней Ахтубой, который сейчас возрождается – уже перевезли туда самолеты, стоявшие возле Мамаева кургана. Хотим сохранить для потомков гордое имя Качинского училища – старейшего летного училища в стране.

Качинцы – защитники Сталинграда

В Великой битве за Волгу участвовало немало выпускников «Качи», и все проявили беспримерное мужество, многие погибли. Сегодня мы напомним имена лишь некоторых легендарных сталинградских качинцев.

Майор Владимир Васильевич Землянский (выпуск 1928 года) погиб 7 августа 1942 года, направив свой горящий штурмовик Ил-2 на скопление немецких танков в районе Яблоновой балки. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза в ноябре 1942‑го. Его именем названа улица в Центральном районе Волгограда.

Владимир Васильевич Землянский. Николай Георгиевич Абрамашвили. Амет-хан Султан.

Старший лейтенант Иван Никифорович Степаненко (выпуск 1941 года) за бои в небе Сталинграда награжден первым своим орденом – Красной Звезды. К 1945‑му – дважды Герой Советского Союза. Он стал кавалером пяти орденов Красной Звезды и генерал-майором.

Амет-хан Султан (выпуск 1940 года) в боях за Сталинград награжден орденами Красного Знамени и Ленина, дважды Герой Советского Союза.

Старшина Григорий Капитонович Гультяев (выпуск 1941 года) 5 ноября 1942 года был награжден орденом Отечественной войны I степени, а 28 февраля 1943‑го удостоен звания Героя Советского Союза. Он один из немногих, кто участвовал в обороне Москвы, обороне Сталинграда и штурме Берлина.

Григорий Капитонович Гультяев. Борис Николаевич Еремин

Борис Николаевич Еремин (выпуск 1940 года) – единственный в истории Второй мировой войны летчик, который летал на двух подаренных ему самолетах. Истребители Як-1 и Як-3 были построены на личные средства саратовского колхозника Ферапонта Головатого. Летчик был дважды ранен, дважды сбит. Но два подаренных ему самолета сохранились, их сейчас можно увидеть в музеях. Дважды в годы войны представлялся к званию Героя, но получил генерал-лейтенант свою Золотую Звезду лишь в 1990‑м. С 1952-го по 1957‑й годы был начальником Качинского военного авиационного училища летчиков.

Иван Никифорович Степаненко. Сергей Игнатьевич Руденко

Выпускник 1927 года генерал-майор авиации Сергей Игнатьевич Руденко в Сталинградской битве командовал 16‑й Воздушной армией. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 18 августа 1944 года. Звание маршала авиации – 11 марта 1955‑го. Он стал одним из 12 советских маршалов авиации, которые окончили Качинское училище.

30 ноября 1942 года в воздушном бою над аэродромом Питомник (Сталинградская область) был поврежден самолет капитана Николая Георгиевича Абрамашвили (выпуск 1940 года). Летчик направил свой горящий истребитель Ла-5 на скопление немецкой техники и погиб. В 1995 году Указом Президента России ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).