В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Злой рок «Армении»: какие тайны трагедии 1941 года скрывает Черное море

7 ноября 1941 года в Черном море недалеко от Ялты самолеты «Люфтваффе» потопили советский теплоход «Армения». Гибель судна – одна самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.

Видео дня

На борту находилось от семи до десяти тысяч человек. Главным образом – раненые, медперсонал нескольких госпиталей, гражданские лица, бежавшие от наступавших немецких частей. Спаслось всего несколько человек.

Таким образом, гибель «Армении» по масштабам сопоставима с катастрофой флота фашистской . На лайнере «Вильгельм Густлофф», потопленном советской подводной лодкой январе 1945 года на Балтике, погибло от пяти до десяти тысяч человек.

Черное море и белый теплоход

«Армения» строилась специально для перевозок по Крымско-Кавказской линии. В общей сложности в 1926–1931 годах были построены шесть однотипных почтово-товаропассажирских теплоходов. Названия всех судов – «Аджария» (первый в серии), «Абхазия», «Армения», «Украина», «Грузия» и «Крым» – подтверждали их приписку к черноморским портам. За ними закрепилось и общее неформальное название – «крымчаки».

Четыре теплохода были построены на в , а два на верфи фирмы Круппа в Киле. Проект, разработанный ленинградским Центральным бюро по морскому судостроению (ЦБМС), оказался удачным. Настолько, что немцы взяли его за основу, выполняя испанский заказ по созданию теплоходов для сообщения с Канарскими и Балеарскими островами.

«Крымчаки» постройки Балтийского завода имели следующие главные измерения: длина 112,5 метра, ширина 15,55 метра, высота борта 7,84 метра, осадка с грузом 5,95 метра. Полное водоизмещение – 5770 тонн. Теплоходы могли принять на борт 980 пассажиров. Спасательные средства состояли из 6 шлюпок вместимостью 48 человек каждая.

Любопытный факт – на суда этого проекта положило глаз Управление ВМС РККА (такой статус имел ВМФ в 1926–1937 годах). В апреле 1933 года было утверждено оперативно-тактические задание на создание теплоходов, которые можно было бы использовать в качестве вспомогательных крейсеров.

Предлагалось, помимо повышения скорости хода до 17,5–18 узлов, предусмотреть возможность частичного бронирования, установки пяти шестидюймовых (152-миллиметровых) орудий, а также 76-миллиметровых и 45-миллиметровых зенитных установок.

Планы так и остались на бумаге. Однако наработки пригодились уже после войны. На основе этого проекта были созданы теплоходы типа «Киргизстан» – они пришли на смену пяти «крымчакам», которые при разных обстоятельствах погибли в ходе боевых действий. Победную весну 1945-го встретил чудом уцелевший «Крым».

Рабочие «лошадки» войны

В августе 1941 года все суда типа «Абхазия» были переданы медицинской службе Черноморского флота и переоборудованы в санитарные транспорты. Какое-то время они носили знаки , но потом были перекрашены в защитный шаровый (серый) цвет и вооружены зенитными пушками и пулеметами.

Командовать «Арменией» доверили опытному капитану торгового флота Владимиру Плаушевскому. Штатная эвакоемкость транспорта составляла 400 раненых. На нем были оборудованы операционная и четыре перевязочных. Численность медперсонала – девять врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

До 7 ноября 1941-го, ставшего для нее роковым днем, «Армения» совершила 15 эвакорейсов. Сначала из Одессы, потом из на Кавказ было доставлено около 15 тысяч раненых и беженцев.

Порожняком санитарные транспорты не гоняли. Например, в Одессу с 30 августа по 1 сентября на них морем перебросили 10 пехотных батальонов. А в период с 15 по 17 октября «Армения» участвовала в эвакуации частей Приморской армии из Одессы в Севастополь.

Последний рейс

Официальная информация о гибели теплохода скудна и противоречива. Документально подтверждено, что 4 ноября 1941 года в 05.40 «Армения» и «Абхазия» в сопровождении эсминца «Способный» и базового тральщика вышли из и взяли курс на Севастополь.

Примерно в 11 часов на «Армении» вышел из строя главный двигатель. Судно вернулось в порт для устранения поломки. Ремонт занял немного времени, и вскоре теплоход снова вышел в море под охраной эсминца «Сообразительный».

Утром 6 ноября судно вошло в Севастопольскую бухту. Пополнение – около 4,5 тысячи человек – начали переправлять на берег. Одновременно катера доставляли на борт раненых.

Затем «Армению» перевели в Корабельную бухту к причалу артиллерийских мастерских. Здесь раненых поднимали по узкому трапу, спущенному с правого борта, и с катеров, подходивших к левому борту.

После завершения погрузки «Армения» в сопровождении сторожевого катера СКА-041 взяла курс на Ялту. Однако неожиданно поступил приказ – сначала зайти в Балаклаву, чтобы оттуда эвакуировать раненых и медперсонал госпиталей.

Таким образом, в Ялту теплоход прибыл глубокой ночью 7 ноября. Незамедлительно была организована погрузка раненых и беженцев, включая партийный актив Южного берега и руководство пионерского лагеря «Артек».

Есть сведения, что сотрудники НКВД доставили на «Армению» несколько десятков запечатанных ящиков. В них могли быть золото из хранилища Симферопольского областного банка и наиболее ценные экспонаты крымских музеев.

Решение командования Черноморского флота отправить «Армению» в Балаклаву и Ялту оказалось роковым. У судна был реальный шанс, выйдя вечером 6 ноября из Севастополя, к утру следующего дня благополучно достичь одного из портов Кавказа.

В тот период подводных лодок у немцев на Черном море не было, а единственная румынская субмарина не покидала пределы своих территориальных вод. Бомбардировщики «Люфтваффе» не имели на вооружении радиолокационных прицелов, что исключало возможность эффективно использовать их ночью против морских целей.

Во время захода в Ялту Владимир Плаушевский получил категорический приказ командующего Черноморским флотом не выходить в море до 19.00. Основание – отсутствие авиационного прикрытия.

Но командир «Армении» ослушался и вывел судно в 8 утра. Винить его сложно – сухопутный фронт рухнул, и враг мог ворваться в город. Так оно и случилось сутки спустя. Впрочем, оставаться на день в порту, не прикрытом зенитной артиллерией, тоже было безумием.

В списках не значатся

По официальным данным, на борту «Армении» утром 7 ноября находилось примерно 5 тысяч человек. Цифра более чем условная. По факту раненых, медиков, беженцев было раза в полтора, а то и в два больше. Погрузка и в Севастополе, и в Балаклаве, и в Ялте проходила стихийно, поднимавшихся на борт никто не регистрировал.

По свидетельству очевидцев, от нижних палуб до ходового мостика люди стояли буквально плечо к плечу. Даже носилки с пристегнутыми тяжелоранеными ставили почти вертикально, чтобы дать место для размещения других.

45-миллиметровая пушка на борту «Армении» wikipedia.org

«Армения» покинула Ялту в сопровождении двух сторожевых катеров. На каждом – две 45-миллиметровые пушки и два крупнокалиберных пулемета ДШК. Воздушное прикрытие все-таки постарались обеспечить – на выходе из порта над судном барражировали две «Чайки» – устаревшие истребители И-153.

Теплоход имел свои средства ПВО – четыре 45-миллиметровые пушки 21К. Если правы официальные советские источники, утверждавшие, что на бортах и палубе «Армении» были нанесены знаки Красного Креста, то наличие зенитной артиллерии следует считать грубым нарушением положений Гаагской конвенции 1907 года «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 года».

Впрочем, иллюзий относительно «гуманизма» военной машины фашистской Германии быть не может. В Атлантике, например, немецкие подводники взяли за правило всплывать и расстреливать из пулеметов экипажи потопленных транспортов союзников, пытающихся спастись на шлюпках.

До недавнего времени существовало две версии гибели «Армении». Согласно первой, можно сказать, канонической, в 11.25 на расстоянии примерно 25 миль от берега на траверсе Гурзуфа и Медведь-горы теплоход подвергся атаке самолета-торпедоносца He-111H-6.

Незамеченный советскими истребителями, одинокий «Хейнкель» якобы зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, вторая попала в носовую часть судна, и оно затонуло за четыре минуты. Катера спасли всего восемь человек.

Другая версия катастрофы основана на свидетельствах очевидцев, утверждавших, что «Армению» атаковали до 40 бомбардировщиков Ю-87, зашедших на цель со стороны Крымских гор. В судно попало несколько бомб, оно переломилось и пошло на дно.

Жительница Ялты , которой в этой катастрофе удалось спастись, вспоминала: «Теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в воду и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу – даже не помню».

Кажется невероятным, что женщина смогла проплыть 25 морских миль в ледяной ноябрьской воде. Как бы то ни было, но, согласно этой версии, до берега добралось только пять пассажиров санитарного транспорта, в том числе беременная женщина.

Глубинная правда

Поисками места гибели «Армении» вплотную занялись только весной 2005 года. Крым тогда был украинским. Возглавил экспедицию начальник департамента подводного наследия Института археологии Национальной .

Ученые надеялись не только найти судно, но и поднять на поверхность шкаф из каюты главврача, в котором могли храниться важные документы, в том числе списки пассажиров последнего рейса.

Для поиска на глубине использовали многоцелевой обитаемый подводный аппарат «Лангуст», оснащенный гидролокатором. Однако экспедиция Сергея Воронова «Армению» не нашла.

Тем временем в архивах Черноморского пароходства обнаружили новую информацию о возможных местах гибели судна. Одно – на траверзе мыса Аю-Даг, это напротив «Артека» (глубина моря там около 250 метров). Второе – на траверзе мыса Сарыч в 93 километрах от берега (глубина моря – до 1,2 тыс. метров).

Район Аю-Дага обследовали суда Ялтинского порта с использованием гидролокатора бокового обзора. На глубине 182 метра были обнаружены крупные металлические обломки. В дальнейшем было установлено, что они принадлежат пассажирскому судну «Ленин», погибшему на минах в 1941 году.

Украинские специалисты не располагали оборудованием, чтобы вести поиски на больших глубинах, поэтому обратились за помощью к Роберту Балларду – директору Род-Айлендского института океанографии штата Массачусетс.

Тот согласился не только участвовать в поисках, но и профинансировать совместный проект. В итоге был обследован обширный участок морского дна – от мыса Херсонес до мыса Меганом.

«Армению» не обнаружили, зато нашли 494 ранее неизвестных подводных объекта. Среди них 141 объект идентифицировали как затонувшие суда различных эпох – от античности до Второй мировой войны.

Специалисты Миноброны РФ и Центра подводных исследовании РГО проводят исследование места гибели корабля «Армения» Центр подводных исследований РГО/

Поиски «Армении» продолжились после возвращения Крыма в состав России. В 2017 году экспедиция наткнулась в районе, где, по расчетам, могло погибнуть судно, на магнитную аномалию. Точка была поставлена 27 апреля 2020 года, когда распространило сообщение следующего содержания: «На дне Черного моря найден теплоход «Армения». Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья».

Для обнаружения и идентификации теплохода «Армения» применили телеуправляемый необитаемый подводный аппарат серии «РТ». При осмотре судна было установлено, что оно погибло от прямых попаданий нескольких авиабомб, таким образом, версия о торпедной атаке не подтвердилась.

А вот добраться до шкафа с документами в каюте главврача и до запечатанных ящиков НКВД не получится – лежащий на дне корпус «Армении» объявлен воинским захоронением. Это исключает проведение каких-либо работ.