Войти в почту

Сапожник, который хотел учитьсяИван Степанович Юмашев родился 27 сентября 1895 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец был железнодорожником, хотел, чтобы сын получил образование. Юный Ваня Юмашев проучился до пятого класса в реальном училище (в дореволюционной России это был некий аналог современных школ, где давали среднее и неполное среднее образование без преподавания древних языков с преобладанием в учебном плане математики и естественных наук — прим. DV). Однако за обучение нужно было платить, и, видимо, для семьи будущего адмирала это было трудно. Из пятого класса реального училища Ивана Юмашева отчислили за неуплату. С 15 лет он начал свой трудовой путь, что было вполне обыденным явлением для подростков трудового класса того времени. Молодой Юмашев работал сапожником, после устроился на цементный завод, бывало, трудился рассыльным в управлении Закавказских железных дорог.Когда у Юмашева умирает отец, он переезжает в Капустин Яр — поселение в Астраханской губернии, на родину его матери. Там будущий главком ВМС подрабатывает, кем придется: писарем в волостном правлении, обычным батраком у крестьян-кулаков. Революция в душеВсё в жизни адмирала изменила маленькая запись в газете лета 1912 года: «Кронштадтская школа юнг производит набор…». Уже в сентябре Юмашев туда поступил и окончил спустя два года. Так и началось его морская служба.Морская наука для большинства юнг начинается с довольно грязной работы: в котельной Юмашев кочегаром кидал лопатой уголь в котёл. Следующая ступенька карьеры — машинное отделение, затем он стал электриком. Уже после учебно-артиллерийского отряда Иван Юмашев дослужился до звания старшины первой башни и ходил в море на крейсере «Богатырь». Ко времени, когда случилась Февральская революция 1917 года, Иван Юмашев уже служил старшиной 12-дюймовой башни одной из береговых батарей Балтийского флота. Будущий адмирал откликнулся на новые настроения того времени — он был назначен председателем революционного батарейного комитета.Однако в сентябре Юмашева скосила тяжёлая болезнь, и он отправился лечиться и восстанавливать здоровье в отпуск к матери. Но и здесь революция была с ним. Односельчане избрали Юмашева председателем совета и комитета бедноты в Капустином Яре. С конца лета 1918 года моряк официально примкнул к большевикам и вступил в ряды ВКП(б). И даже возглавил отряд, боровшийся с бандитизмом.В феврале 1919 года Иван Юмашев добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. В Нижне-Астраханском отряде Волжско-Каспийской флотилии будущий главком служил сперва комендором, затем старшим комендором (матрос-артиллерист в российском военно-морском флоте), а также командиром батареи, принимал участие в боях на Волге и Каспии. От матроса до флагмана флотаВ августе 1920 года будущему адмиралу вручают путёвку партии военмора и он отправляется на Балтийский флот. На линкоре «Петропавловск» Юмашев служит командиром батареи.В марте 1921 года случается Кронштадтский мятеж. До этого, 26 февраля, прошло срочное собрание команд линкоров «Севастополь» и «Петропавловск», стоявших рядом в ледяной гавани Кронштадта, на котором обсуждалась внутренняя политика власти большевиков и их диктатура военного коммунизма. Последующий визит делегации моряков в Петроград, новое собрание и резолюция с требованиями провести перевыборы Советов, упразднить комиссаров, предоставить свободу деятельности всем социалистическим партиям, разрешить свободную торговлю привели к тому, что 1 марта на Якорной площади Кронштадта состоялся пятнадцатитысячный митинг под лозунгами: «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». Ивана Юмашева арестовали. Однако во время штурма Кронштадта заключённые обезоружили стражу и помогли наступавшим. Кронштадтский мятеж был жестоко подавлен, а Юмашев возвратился на линкор помощником командира. Но фактически, пока подбирали и согласовывали его кандидатуру, Юмашев самостоятельно командовал кораблём. На «Петропавловске», который затем переименовали в «Марат», Иван Юмашев прослужил до 1924 года.Командование большим военным кораблём — сложная наука. Известной теории Юмашеву было недостаточно. В итоге в январе 1924 года он снова пошёл учиться на год в штурманские классы курсов усовершенствования командного состава. Студентом он участвовал в переходе Архангельск — Владивосток на посыльном судне «Боровский». Так и произошло знакомство с Тихим океаном.С 1926 года откомандированный на Черноморский флот Юмашев служит поочерёдно старшим помощником командира крейсера «Коминтерн», командиром эскадренного миноносца «Дзержинский» («Калиакрия») в 1927-м, командиром крейсера «Профинтерн» с 1932-го. Спустя два года Иван Юмашев уже командует дивизионом эсминцев, спустя ещё год — бригадой крейсеров.В это время Юмашев заканчивает тактические курсы командиров кораблей при Военно-морской академии, получает характеристику «одного из лучших командиров по управлению кораблём», звание флагмана 2-го ранга и, наконец, после должности начальника штаба становится главкомом Черноморского флота в 1938 году. «Там нужен человек с опытом»В Чёрном море Юмашеву долго плавать не пришлось. Дальнему Востоку нужны были хорошие морские военачальники. В итоге весной 1939 года Иван Юмашев назначен командующим Тихоокеанским флотом. Его отрекомендовал ещё один замечательный советский флотоводец Николай Кузнецов, когда его с поста командующего ТОФ перевели в Москву заместителем наркома ВМФ. В разговоре с секретарём ЦК ВКП(б) Андреем Ждановым Кузнецов заявил, что хорошо знает Юмашева: «На Тихом океане командующему предоставлена большая самостоятельность. Там нужен человек с опытом. У Юмашева такой опыт есть, а все остальные командующие — ещё новички».В предвоенные годы энергичный командующий поставил перед собой задачу повысить боеготовность Тихоокеанского флота. В первую очередь необходимо было изучить огромный, слабо освоенный театр действий. После Юмашев занялся его совершенствованием. В тихоокеанском строю уже были новые корабли, а значит, требовались новые ремонтные заводы, порты, аэродромы, батареи и всё остальное, что составляет крепкую военную базу настоящего и важного флота.Командующего любили и уважали на Дальнем Востоке. Член Военного совета Захаров, назначенный на Тихоокеанский флот вместе с Юмашевым, позднее вспоминал, что он был «всегда спокойный, неторопливый». Юмашева любили за простоту и сердечность, за то, что находил возможность выходить в море, общался с простыми моряками, был внимателен к их быту и нуждам. Война на дальних берегахТихоокеанский флот формально не воевал сразу после начала Великой Отечественной войны. Однако оставался в боевой готовности. Постоянные провокации японцев говорили о том, что нападение может произойти в любой момент.На 2000 миль побережья к началу войны в распоряжении Тихоокеанского флота были: 2 лидера, 12 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 91 подводная лодка, около 150 торпедных катеров и 500 самолётов. Этого было явно недостаточно против японского флота, с его линкорами, авианосцами и огромной авиацией. Советским морякам на Дальнем Востоке оставалось рассчитывать лишь на хорошую оборону побережья, десант, удары авиацией и подлодками по неприятельским коммуникациям и защите морских путей сообщения.Наркому ВМФ Кузнецову вместе с Юмашевым пришлось доказывать Ставке, что без минных заграждений на Тихом океане не обойтись. 12 июля 1941 года начались первые работы в заливе Петра Великого, а затем и у других баз. Об опасных районах плавания были оповещены военные корабли. Дозоры следили, чтобы в минные поля не попали иностранные суда. Также отдельные экипажи были выделены и для уничтожения сорванных с якорей мин. Работа артиллерии в сочетании с минными заграждениями справлялась со своей задачей. Защищали и Владивосток, его укрепляли с суши силами тысяч местных жителей. В городе соблюдали светомаскировку, корабли в порту специально были рассредоточены так же, как и самолёты, и склады.Командующий флотом Юмашев говорил: После Пёрл-Харбора и вступления США в войну с Японией опасность со стороны японского флота и Квантунской армии стала меньше. Тихоокеанцы помогали другим воюющим советским флотам и фронтам, став резервом.На вопрос Сталина, какую поддержку Дальний Восток может оказать фронту, командующие ещё в октябре 1941 года ответили — всемерную. На фронт шли морские бригады, воевало свыше 140 тысяч моряков Дальнего Востока. Северный флот благодаря Тихоокеанскому пополнился лидером, двумя эсминцами и шестью подводными лодками.Подлодки «Л-15», «Л-16», «С-51», «С-54», «С-55», «С-56» прошли каждая более 17 000 миль из Петропавловска-Камчатского через Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панаму, Галифакс (Канада) и Рейкьявик в Полярный. Подводники пробыли в море 2200 часов. И это было на тот момент самым длительным плаванием советских подводных моряков.На Чёрное море были отправлены десять малых лодок с экипажами и шесть катеров-охотников, также перебрасывали торпедные катера и самолёты. При этом командующий Юмашев помнил и хорошо осознавал, что нападение Японии не исключено и, случись что, рассчитывать придётся только на свои силы. В 1943 году Иван Юмашев получил звание адмирала. Тихоокеанский флот стал огромным учебным отрядом, где готовили кадры для воюющих флотов. Офицеров обучало Тихоокеанское высшее военно-морское училище, а относительно мирное положение позволяло будущим командирам практиковаться на учебных кораблях. Новое звание говорило о том, что высшее советское командование хорошо понимало роль и значимость Юмашева в подготовке Тихоокеанского флота к надвигающейся войне.Ближе к концу войны флот стал больше наступательным, чем оборонительным. Усиленно готовилась морская пехота. Моряков морально настраивали на необходимость разгрома Японии для завершения войны.Квантунскую армию планировалось расчленить и разгромить силами трёх фронтов — 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского — при поддержке Амурской флотилии. Морякам Тихоокеанского флота, взаимодействуя с войсками, нужно было овладеть северными портами Кореи, чтобы воспрепятствовать японскому флоту доставлять сюда подкрепления. Свою роль отводили морской авиации и подводным лодкам. Северной Тихоокеанской флотилии следовало оборонять побережье Татарского пролива и Охотского моря, а Петропавловскому военному гарнизону — берега Камчатки. Возвращение Южного СахалинаТакже ставилась задача занять Южный Сахалин и Курильские острова. На Дальний Восток, кроме подкреплений, отправился лично нарком ВМФ Кузнецов. По распоряжению Сталина он должен был координировать действия флота и армии.Адмирал Юмашев взял на себя руководство высадками десанта и лично работал над планами всех операций. Высадку нужно было осуществлять до того, как к портам подходили сухопутные войска. Для этого использовали быстроходные катера при поддержке авиации.После того как советские войска начали успешное наступление против Квантунской армии, Юмашев согласовал с маршалом Василевским и организовал захват северокорейских портов Юки, Расин и Сейсин.Первыми в дело вступили пикирующие бомбардировщики и штурмовики, а также торпедные катера, истребившие в портах десятки судов. 11 августа уже можно было высаживать десант. На следующую ночь разведывательный отряд флота был высажен в Юки и обнаружил, что японский гарнизон оставил город. Затем десантники заняли Расин, также брошенный противником. В Юки перебросили 13 торпедных катеров, организовали оборону и траление. 14 августа в Расине пришлось выбивать японцев с островов у входа в залив.Занятие портов Юки, Расин и Сейсин практически лишило японцев возможности перебрасывать подкрепления и эвакуировать свои войска под давлением частей 1-го Дальневосточного фронта. Под завершение Маньчжурской наступательной операции советские десантники были высажены в Дальнем и Порт-Артуре. Среди них были и моряки Юмашева. 22 августа над Порт-Артуром был поднят советский военно-морской флаг.Параллельно с этим Северная Тихоокеанская флотилия сражалась за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. 10 августа адмирал поставил задачу овладеть портами Южного Сахалина.В ночь на 15 августа главком советскими войсками на Дальнем Востоке Василевский отдал приказ Юмашеву и командующему 2-м Дальневосточным фронтом овладеть Шумшу, Парамуширом и другими Курильскими островами. Операцию подготовили всего за сутки, и она стала примером взаимодействия армии, авиации и флота. 1 сентября 1945 года курильская десантная операция была завершена — взяты острова Большой и Малой Курильской гряды. А уже на следующий день на американском линкоре «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии.14 сентября 1945 года адмирал Иван Юмашев был удостоен звания Героя Советского Союза. После войныВ послевоенные годы забот у командующего Юмашева меньше не стало. Немало времени и усилий понадобилось, чтобы вытралить мины из дальневосточных вод. Адмирал продолжал работать над пополнением флота, особое внимание он уделял процессу обучения моряков.Заслуги Юмашева в Москве оценили высоко. 17 января 1947 года постановлением Совета Министров СССР Иван Юмашев был назначен главнокомандующим Военно-морскими силами, а 26 февраля 1950-го — возглавил Военно-морское министерство. Также Юмашев занимал пост начальника Военно-морской академии. Он умер после болезни спустя ровно 27 лет после капитуляции Японии — 2 сентября 1972 года.Адмирал Иван Степанович Юмашев похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Там же, где нашли покой многие советские и российские моряки.Летом 2020 года в Петербурге на «Северной верфи» состоялась церемония закладки двух фрегатов проекта 22 350. Один из них носит имя «Адмирал Юмашев». В военно-морской истории и народной памяти имя Ивана Юмашева навсегда связано с Краснознамённым Тихоокеанским флотом.

В морях твои дороги
© Дальний Восток