«Страшный русский поезд» должен стать ответом на ядерные инициативы США

Китайский интернет-портал Sina.com сообщает, что приостановленная в 2017 году разработка российского Боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин» может быть возобновлена. И тогда это «смертоносное оружие, способное вызвать ужас у американских военных», сможет быть принято на вооружение РВСН через 3-5 лет. «Баргузин» в случае доведения его до ума внешне будет неотличим от обычного технического поезда РЖД, благодаря чему это оружие ядерного сдерживания будет обладать абсолютной скрытностью. Его, перемещающегося по железнодорожным сетям вместе с тысячами обычных составов, не сможет распознать ни космическая, ни наземная разведка. При этом каждый такой поезд будет вооружен 6-ю МБР, являющимися модификацией ракеты «Ярс», с боевыми частями индивидуального наведения. Разрабатывал БЖРК «Баргузин» Московский институт теплотехники (МИТ), создавший твердотопливные МБР «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», «Булава». В случае принятия на вооружение, БЖРК «Баргузин» стане вторым в мире комплексом, предназначенным для эксплуатации на железной дороге, доведенным до серийного производства. В США в 80-е годы была попытка создания «ракетного поезда» «Миротворец». Предполагалось построить 25 поездов с двумя тяжелыми ракетами. Однако возникли трудности как технического характера (запредельная нагрузка на путевое полотно), так и организационного (сложности с логистикой, вызванные частным характером ж/д бизнеса). И в 1989 году программа была свернута, чему также способствовало окончание холодной войны. Двумя годами раньше, в 1987 году, в Советском Союзе был принят на вооружение БЖРК «Молодец», разработанный в днепропетровском КБ «Южное». Внешне это был «обычный» поезд. 3 вагона были замаскированы под купейные, 14 – под рефрижераторы. К составу цеплялась цистерна ГСМ. В трех «рефрижераторах» размещались пусковые установки с ракетами 15Ж61 в ТПК. Ракета, созданная в КБ «Южное» была трехступенчатой твердотопливной. Максимальная дальность полета – 10500 км. Была снаряжена десятью боеголовками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждая. Боевой расчет состоял из 70 военнослужащих. Автономность – 28 суток. Поезд перемещался по железнодорожным сетям в радиусе 1500 км от «депо». Время подготовки к пуску не превышало трех минут. Получив команду на боевой пуск, поезд останавливался. С пусковых вагонов смещалась крыша. Специальное устройство закорачивало и отводило в сторону контактный провод. Старт ракеты был минометный при помощи порохового заряда. Ракета, отойдя на безопасное расстояние, чтобы факелом маршевого двигателя не повредился поезд, включала тягу на полную мощность. Система управления «Молодцом» позволяла производить пуски МБР с любой точки маршрута. «Молодец», разрабатывавшийся полтора десятилетия, стал существенным прорывом в области МБР наземного базирования. Для США он был чрезвычайно опасен, поскольку была достигнута уникальная для РВСН скрытность местонахождения комплекса. В значительной степени поэтому американцы настояли на включении «ракетного поезда» в перечень запрещаемого договором СНВ-2 оружия. В 1991 году половине БЖРК было запрещено выходить на маршрут, и они были вынуждены стоять в «депо», координаты которых были прекрасно известны за океаном. Второй половине поездов разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров. При неоспоримых достоинствах «Молодец» имел существенный изъян. Он был следствием того, что ракета весила 105 тонн. Вместе с транспортно-пусковым контейнером и прочим оборудованием «пусковой рефрижератор» весил более двухсот тонн. Таких вагонов было три. И прочие тоже весили немало, поскольку поезд был набит специальным оборудованием, обеспечивающим связь, навигацию, автоматизацию и прочие процессы, необходимые во время месячного автономного перемещения по железнодорожным сетям. Состав приходилось тянуть трем тепловозам, что демаскировало «ракетный поезд» для системы спутникового наблюдения. Поэтому приходилось заниматься маскировкой головной части состава. Был и еще один демаскирующий момент. Поскольку железнодорожное полотно не могло выдержать 200-тонную нагрузку, создаваемую в пределах одного вагона, то пришлось «городить огород» - при помощи специальной конструкции, которая распределяла нагрузку между тремя вагонами, «пусковым» и передним и задним по отношению к нему. А это можно было обнаружить уже при осмотре поезда с земли. Кстати, с чрезмерной нагрузкой на ж/д полотно так и не смогли полностью справиться. Пришлось перед тем, как запускать поезда на боевое патрулирование, их было 12, в радиусе 1500 км от места базирования «Молодца» укреплять насыпь и менять деревянные шпалы на железобетонные. Этих недостатков в «Баргузина» не должно быть. Прежде всего потому, что МИТ использует ракету, которая весит более чем в два раза меньше «молодцовской». Поэтому весовая нагрузка на состав распределена более равномерно. Нет необходимости перекладывать часть веса «пускового» вагона на соседние. Давление на полотно находится в пределах нормативов РЖД. В общем, и весь состав стал легче, и тепловоз был модернизирован таким образом, что для поезда стало достаточно одного локомотива. В результате получилась идеальная маскировка. «Ракетный поезд» невозможно будет распознать ни из космоса, ни с земли. И по незаметности он не только встанет вровень со стратегическими подводными лодками, но, пожалуй, и опередит их. Дело в том, что у АПЛ есть ахиллесова пята. Команды они получают из наземных сверхдлинноволновых узлов связи, местоположение которых прекрасно известно. И именно по этим узлам может быть нанесен обезоруживающий удар. Также для связи с лодками используются самолеты-ретрансляторы с буксируемыми 10-километровыми антеннами. Но и они также могут стать не слишком сложными мишенями. У «Баргузина» этот недостаток отсутствует. Стратегические подводные ракетоносцы и «Баргузин» роднит еще и использование очень близких по боевым возможностям ракет – «Булава» и «Ярс-М». И это неудивительно, поскольку разработчик один – МИТ. У них примерно одинаковая дальность и ударная мощность. 9500 км – 11000 км и 6х150 кт - 6х150 кт. И одинаковые возможности по преодоления системы ПРО противника. Но вот только ударная мощность у подводного ракетоносца «Борей» более чем в два раза больше, чем у «Баргузина», на нем установлены 16 ракет, перспективный БЖРК способен перевозить шесть. Китайское издание совершенно справедливо считает, что хоть БЖРК «Баргузин» и способен представлять серьезную угрозу для США, но он не может стать основой ракетно-ядерного вооружения России. Потому что из-за значительной стоимости обслуживания этого комплекса большое количество «ракетных поездов» вряд ли удастся построить. Если их будет столько же, сколько и «Молодцов», - 12, то по ударной мощи это будет эквивалентно четырем с половиной стратегических подводных ракетоносцев. Однако строить их, по-видимому, придется. Sina.com заявляет, что для увеличения давления на США. Однако существуют и вполне объективные предпосылки. На прошлой неделе заместитель помощника главы Пентагона Роберт Суфер выступил с заявлением о том, что США начинают модернизацию своих ядерных сил. «Примерно к 2030 году Россия и Китай увидят всю мощь нашей ядерной модернизации», - сказал Суфер. Так что дожидаться, сложа руки, «всей этой мощи» было бы смертельно опасно. И одним их эффективных ответов на инициативу Пентагона стало бы создание БЖРК «Баргузин».

«Страшный русский поезд» должен стать ответом на ядерные инициативы США
© Свободная пресса