Войти в почту

Гибель корвета. Домыслы и факты - В Южной Корее засекретили причины взрыва на «Чхонане»

Северная разграничительная линия После окончания Корейской войны в 1953 году полуостров был разделен между двумя странами по 38 параллели. На суше обе страны построили бетонные оборонительные сооружения. Но была ещё и морская граница. На море граница получила название Северная разграничительная линия. Начиная с 1953 года, морская граница стала источником активных боевых столкновений между флотами КНДР и Южной Кореи. О некоторых аспектах этого противостояния смотри статьи «Морское чучхе. Начало. Война со всеми» и «Морское чучхе. Окончание. Специальные операции». Справедливости ради надо сказать, что бои между кораблями Северной и Южной Кореи происходили не только в водах вблизи границы. Корвет «Чхонан» Корвет «Чхонан» ROKS «Cheonan» PCC-772 был четырнадцатым кораблем в серии корветов типа «Пхонан» - противолодочных кораблей ВМФ Южной Кореи. «Чхонан» был относительно небольшим кораблем, водоизмещением 1 200 тонн, длиной 88 метров. Он был вооружен двумя 76-мм и двумя 40-мм артиллерийскими орудиями, четырьмя пусковыми установками противокорабельных ракет «Гарпун», шестью торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами и 12-ю бомбометами. «Чхонан» был введен в состав флота в 1989 году. Такие небольшие корабли считаются «рабочими лошадками войны». «Чхонан» полностью оправдывал это звание. Он постоянно патрулировал Северную разграничительную линию. В 1999 году корвет участвовал в бою у острова Ёнпхендо к востоку от острова Пэннёндо. Бой шел между торпедными катерами, патрульным кораблем и патрульными катерами Северной Кореи с одной стороны, и «Чхонаном» и патрульными катерами Южной Кореи с другой. На «Чхонане» стояли 76-мм пушки, которых не было у северокорейцев, поэтому южанам удалось потопить северокорейский торпедный катер, повредить патрульный корабль и патрульные катера. Правда, и «Чхонан» получил повреждения в кормовой части. Экипаж корвета имел богатый опыт патрулирования и ведения морского боя. Факты Отличительной особенностью истории гибели «Чхонана» является почти полное отсутствие реально установленных фактов, и это ещё больше окутывает тайной гибель корвета. Известен один факт – время и место гибели корабля. 26 марта 2010 года в 21-33 по местному времени «Чхонан» находился в миле к западу от острова Пэннёндо. Произошел мощный взрыв. Вода стала поступать внутрь корабля, и через 5 минут корвет разломился на две части и затонул. Корма затонула на глубине 130 метров недалеко от места взрыва. Носовую часть отнесло на 3,5 мили – около 6,5 километров – от места взрыва. Носовая часть затонула на глубине всего 20 метров так, что часть корпуса даже выступала из-под воды. Из 104 человек экипажа погибли 46 моряков. Все офицеры при этом были спасены. Забегая вперед, скажем, что обе части «Чхонана» были оперативно подняты и исследованы. Был построен специальный военно-морской мемориал, в который и поместили обе части корабля. Те разрушения, которые видны, дают возможность сделать единственный вывод – корвет уничтожен мощным подводным взрывом. Вторым фактом в этой катастрофе является сейсмограмма подводного взрыва, сделанная в 2014 году Корейским сейсмологическим институтом, Геофизическим институтом Израиля и Португальским университетом Алгарве. Ученые сделали вывод, что мощность взрыва составила 136 кг в тротиловом эквиваленте, и произошел взрыв на глубине 8 метров при глубине моря 44 метра. Этот вывод опровергает одну из версий – взрыв старой донной мины из минного заграждения, поставленного в этом районе ещё в 70-х годах ХХ века. Дело в том, что донные мины снаряжаются большим количеством взрывчатки – до тонны, и даже больше. Исходя из данных ученых, судя по количеству взрывчатки, взрыв соответствовал взрыву торпеды. Был еще и третий факт, хотя он вызывает большие сомнения. Дело в том, что при подъеме носовой и кормовой частей корабля, южнокорейские водолазы нашли часть торпеды с винтами и рулями. Её сразу стали рассматривать, как вещественное доказательство. Но если посмотреть на этот обломок видно, что он весь в коррозии и оброс ракушками. То есть, выпущена эта торпеда была давно. Версии Основных версий, напомним, чисто теоретических, было три. Версия 1. Корвет потопила северокорейская подводная лодка. Или сверхмалая подводная лодка. В Южной Корее эта версия получила официальный статус. Более того, её использовали даже на заседании Совета Безопасности ООН, при требовании наложить на КНДР очередные санкции. Подводные лодки КНДР действительно могут нанести торпедный удар из-под воды. Слабой стороной версии является то, что «Чхонан» был противолодочным корветом с мощной гидроакустической аппаратурой. То, что никто на корабле не зафиксировал маневры подводной лодки, говорит лишь о том, что экипаж «проморгал» атаку из-под воды. Или гидроакустическая аппаратура просто не была включена. Версия 2. Корвет подорвался на старой донной мине, установленной в 70-х годах. Примечательно, что на этой версии первоначально настаивало Министерство обороны Южной Кореи. Мы уже говорили о том, что международная группа ученых по составленной сейсмограмме опровергла эту версию. Версия 3. Корвет погиб из-за так называемого «дружественного огня». По каким то причинам, по «Чхонану» была выпущена торпеда с находившейся в том районе американской подводной лодки. Этот вариант подробно изложен в работе японского исследователя Танака Сакаи. Слабой стороной версии являются… глубины. Дело в том, что корвет погиб на небольших глубинах. В районах с такими глубинами атомоходы стараются не заходить. Вести патрулирование в районе с глубиной, соизмеримой с длиной подводной лодки, опасно. А дизель-электрических подводных лодок в составе ВМФ США давно нет. Вот если бы удар нанесла южно-корейская подводная лодка – а их в составе ВМФ Южной Кореи около десяти – тогда эту версию можно серьезно рассматривать. В этом случае понятна и реакция гидроакустиков корвета – они слышали свою подводную лодку. Расследование Первое, что было сделано – это исследование части найденной торпеды, части корпуса и контрольного образца, полученного при тестовом взрыве. Исследование производились сотрудниками американского Университета Вирджинии и канадского университета Манитобы. Были проведены спектроскопические и рентгеноструктурные исследования трех образцов. Результаты исследования показали, что обломки торпеды и корпуса корвета не имеют следов взрыва, который есть на контрольном образце. Американские и канадские ученые вступили в полемику с учеными из Южной Кореи, и этим дело закончилось. Расследование осталось на прежнем уровне – корвет подорвался и затонул, но как – неясно. Разработка версии участия подводной лодки КНДР то же не продвинуло расследования. Дело в том, что в КНДР используются торпеды СHT-02D, которые являются китайскими – или северокорейскими – клонами советской торпеды САЭТ-50, которая, в свою очередь, сделана на основе немецкой торпеды T-V «Zaunkönig». Все эти торпеды имеют акустическую систему наведения, то есть наводятся они на шумы винтов, и взрываются в кормовой части цели. Торпеда же, поразившая «Чхонан» попала ему в центральную часть. Дополнительно появилась информация, которая не была опровергнута Министерством обороны Южной Кореи. Вместе с «Чхонаном» боевую задачу выполнял однотипный корвет «Сокчхо» - ROKS «Sokcho» PCC-778. По некоторым данным (а вот их Минобороны Южной Кореи не подтверждает), «Сокчхо» вел огонь по какой-то цели, и у него работала гидроакустическая система в активном режиме. Отработка версии взрыва донной мины то же ничего не дала. Минное заграждение было поставлено в 70-х годах, и состояла из 136 донных мин. К 2010 году батареи на этих минах разрядились и взорваться они могли только в том случае, если корабль навалится на мину корпусом или заденет якорем. Сделанная же сейсмограмма показывала, что в момент взрыва под корветом было 44 метра глубины. То есть «Чхонан» сам никак не мог спровоцировать взрыв донной мины. Почему южнокорейцы в самом начале заявили, что корвет погиб из-за взрыва донной мины, в общем-то, понятно. После взрыва носовая часть затонула на небольшой глубине, и версия о мине - первое, что приходит в голову. Версия «дружественного огня» вполне вероятна. Дело в том, что торпеда Mark 48 осуществляет наведение с помощью активного сонара и наводится в центральную часть корабля. Торпеды этой модели - Mark 48 – стоят на вооружении флотов США и Южной Кореи. Версия японца Танака Сакаи о американской подводной лодке малодостоверна по причинам, о которых мы говорили выше. Хотя есть доказательства какого-то американского участия. Независимые оппозиционные депутаты южнокорейского парламента утверждают, что все произошло в ходе совместных американо-южнокорейских военно-морских учений «Key Resolve/Foal Eagle». Первые дни на месте крушения дежурили два американских ракетных эсминца, а потом южнокорейским спасателям две недели помогали два спасательных судна ВМФ США. Официально они проводили учения. Неофициальные источники утверждают, что американцы работали в третьем районе поиска. Первые два – это нос и корма корвета. Оппозиционную версию подхватили японские газеты. Они утверждают, что «Чхонан» обнаружил американскую подводную лодку, которая официально не была заявлена при подготовке к учениям. Произошел какой-то инцидент. Лодка получила повреждения, корвет затонул. Якобы характерные отметины на корпусе корвета говорят о столкновении с подводной лодкой. Всё это очень напоминает информационный шум, чтобы скрыть истинную причину. Некоторые исследователи видят такую картину. Вечером 26 марта 2010 года западнее острова Пэннёндо в рамках совместных учений сошлись два корвета и подводная лодка. Исследователи считают, что лодка была американская. Автор убежден, что на мелководье американские атомоходы не ходят, и что лодка была дизель-электрическая южнокорейская. Правда, Министерство обороны Южной Кореи заявило, что «Чхонан» в совместных учениях участия не принимал. Возможно, у него было какое-то отдельное задание. Важно то, что встретившись, корветы и лодка не опознали друг друга. Возможно, что на корветах решили, что они выследили северокорейскую подводную лодку. Корветы пошли в атаку. Подводная лодка, выпустив торпеду, отошла на 3 мили и затаилась. Неизвестно откуда информация, но Танака Сакаи, со ссылкой на южнокорейские источники утверждает о трех подводных объектах – кормовой и носовой части «Чхонана» и еще одном объекте. Когда обстановка прояснилась, лодка ушла на базу. Ну а дальнейший сценарий знаком до боли. В атаке обвинили подводную лодку КНДР, не предъявив ни одного факта. Более того, в стремлении обвинить северокорейцев был нанесен мощный удар по своему флоту! По официальной версии, два противолодочных корвета не обнаружили подводную лодку КНДР, и она торпедировала один из них! Экскурсантам в мемориале «Чхонана» по сути, рассказывают, что северокорейские подводники могут утопить любой противолодочный корабль южнокорейцев! Заключение Так что же произошло на самом деле? Раскрыть причину гибели военного корабля могло бы опубликование кадров записи камер наблюдения с острова Пэннёндо, которые велись круглосуточно в инфракрасном диапазоне. Часть записи, то, что произошло после взрыва, и операция по спасению моряков, были обнародованы. Но на обнародование того, что было до взрыва, Министерство обороны Южной Кореи наложило запрет. Что произошло на самом деле, не известно. Версия «дружественного огня» на сегодняшний день является наиболее правдоподобной.

Гибель корвета. Домыслы и факты - В Южной Корее засекретили причины взрыва на «Чхонане»
© Версия