Ещё

Балаклава — советская Атлантида 

Балаклава — советская Атлантида
Фото: Свободная пресса
…Ранние осенние сумерки стремительно размыли резкие черты дня, набухли тьмой и на Балаклаву — главную базу подводных лодок Черноморского флота опустилась ночь.
Из темноты от пирса с тихим гулом работающих дизелей отжалась и выплыла на середину бухты хищная щучья тень подводной лодки. Но вместо того, чтобы пройти по извилистому фарватеру в море, она неожиданно направилась к каменной стене скалы на противоположном берегу.
Казалось, рулевой потерял управление или ориентацию. Лодка медленно, но неотвратимо шла на скалу. Нос лодки всё ближе к каменной стене, вот до неё остаются буквально считанные метры. Столкновения не избежать! Но вместо удара, от которого корпус лодки должен был содрогнуться, как попавший в дерево гарпун, оглушительного скрежета столкновения, она вдруг бесшумно начала растворяться в скале. Вот в камне исчез её нос, потом в скалу стал утягиваться корпус, вот уже высокий плавник рубки скрылся в гранитной стене обрыва, а через несколько мгновений в полном безмолвии длинный узкий хвост кормы утянулся в гору, мигнув на прощание оранжевым кормовым огнём…
Вот таким случайный свидетель, оказавшийся на ночной балаклавской набережной в советское время, мог увидеть вход подводной лодки в один из самых секретных объектов Советского боевого флота — «Объект 825 ГТС» — подземный ремонтный завод и базу-укрытие подводных лодок на случай атомного нападения.
В начале 50-х годов «холодная война» грозила в любой момент перейти в горячую, а точнее атомную. Причём фраза « в любой момент» не была преувеличением. Вдоль границ СССР в воздухе круглосуточно барражировали стратегические бомбардировщики с атомными бомбами на борту. Тогда перед советским вождём Иосифом Сталиным был положен на стол генеральный план защиты основных промышленных и оборонных объектов страны от ядерного оружия. Согласно этому плану, предстояло создать невиданную по масштабам сеть защищённых убежищ и бункеров, в которых, в случае войны, должны были быть укрыты миллионы людей и десятки промышленных предприятий. Среди списка первостепенных объектов рукой вождя было особо выделено строительство балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок. Выбор был не случаен. Уникальная балаклавская бухта, закрытая со всех сторон горами и скалами, сама по себе была отличным укрытием для базы подводных лодок. И нужно было их защитить от прямого удара атомного оружия. Для этого к подземному заводу было решено добавить специальный сквозной канал-укрытие, в котором бы могли укрыться от атомной бомбардировки балаклавские лодки.
Работали круглосуточно, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем и год за годом. Почти сразу выяснилось, что особая прочность местной горной породы не позволяет использовать обычные инструменты — отбойные молотки просто не брали балаклавские граниты. Пришлось использовать взрывчатку. После каждого подрыва производилась расчистка завала и начиналось новое бурение шурфов для взрывчатки. Потом цикл повторялся. Общая выработка скального грунта превысила 25 тысяч кубометров! После проходки тоннеля-канала началось полное бетонирование его пола, стен и потолка. В общей сложности объект строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз грунта производился ночью на баржах, с которых он сбрасывался в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом прибывшие из Москвы метростроевцы, что было обусловлено особой сложностью проходки. По всем параметрам это было уникальное инженерное сооружение.
Комбинированный водный подземный канал глубиной восемь метров, шириной двенадцать и высотой — восемнадцать метров, мог вместить целую бригаду подводных лодок — семь единиц. К каналу был пристроен специальный осушаемый док, где проводился ремонт. Общая площадь всех помещений и ходов объекта — 5100 квадратных метров.
В случае прямого ядерного удара по балаклавской бухте, завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей весом 120 тонн каждая, и автономно существовать три! года. Для этого здесь были созданы склады продовольствия и горюче-смазочных материалов, опреснительная станция, генераторный блок, собственная хлебопекарня и даже госпиталь.
Первая очередь объекта была сдана в 1959 году, а полностью он вступил в строй в 1961 году. Торжественную сдачу омрачало только одно — канал — убежище строился под габариты подводных лодок 613-го и 633-го проектов — основных в ту пору на Черноморском флоте, а уже с начала 60-х на флот стали поступать океанские подводные лодки 641 проекта, по длине превышавшие лодки предыдущих проектов почти на треть. Такая лодка пройти по изогнутому каналу «объекта» насквозь просто не могла. И с конца шеститедесятых годов подземная база стала в основном использоваться как ремонтный завод и арсенал — база хранения ядерных боевых частей торпедного оружия. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли здесь произвести зарядку аккумуляторных батарей, пройти все необходимые виды межпоходового техобслуживания и ремонта. Секретность этого объекта была такой, что даже жители Балаклавы мало что знали о нём, а в соседнем Севастополе на полном серьёзе считали все рассказы о подводном порте военными байками…
Более 20 лет на подземном судоремонтном заводе ремонтировались подводные лодки, вплоть до 1993 года, когда его передали Украине. После передачи объекта уже к 1995 году новые хозяева «нэзалэжной» превратили его в полные руины. Всё что можно было вырезать, вырвать и продать было вырвано, вырезано и продано. Были вывезены даже крышки канализационных люков. Объект превратился в громадную, без единого огня, мёртвую пещеру, по которой местные «сталкеры» устраивали платные экскурсии для отдыхавших в «рассекреченной» Балаклаве туристов.
Только в 2009 году Министерство обороны Украины спохватилось, что такой громадный объект заброшен без всякой прибыли и приняло решение создать здесь военно-морской музейный комплекс ВМСУ, который назвали «Балаклава». Был срочно произведён косметический ремонт. На площадки к нему стащили кучу имевшейся военной рухляди и начали водить платные экскурсии, рассказывая о великом военно-морском прошлом Украины. Никакой серьёзной научной работы не велось, экспозиции не обновлялись. В таком виде «объект 825ГТС» и встретил воссоединение Крыма с Россией. В отличии от Украины, разграбившей дотла подземную базу, Россия со всем вниманием отнеслась к этому памятному месту. И после обсуждения его перспектив здесь был создан Военно-исторический музей фортификационных сооружений, объединивший в себе не только «объект 825ГТС», но и знаменитую «михайловскую батарею».
Теперь здесь собраны подробнейшие материалы по истории строительства и эксплуатации этого уникального объекта, ведутся исторические исследования, отслеживаются судьбы служивших здесь людей и подводных лодок. И, конечно, проводятся экскурсии. Настоящие путешествия в советскую Атлантиду…
Другие публикации на «Свободной Прессе»:
Калининград это пистолет, направленный в сердце Европы
Сотрясенные вирусом
Призрак Нью-Йорка над Москвой
Авианосное заражение
Видео дня. Билан нарушил самоизоляцию ради вечеринки королевы Tik Tok
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео