Войти в почту

Боевые ледоколы – мифы и реальность - Адмиралы НАТО обеспокоены отсутствием в альянсе таких кораблей

1 декабря 2014 года было сформировано объединенное стратегическое командование «Северный флот». Иногда в СМИ используется термин «Арктические войска». Для обеспечения деятельности этого объединения военным нужны ледоколы. Адмиралы из НАТО вдруг обнаружили, что ледоколов в альянсе практически нет. НАТО может противопоставить 38-ми российским линейным ледоколам, включая 7 атомных, два американских тяжелых ледокола, из которых в строю только один, 5 ледоколов Береговой охраны Канады, 3 ледокола ВМФ Дании и 3 патрульных ледокола Береговой охраны Норвегии. В Швеции и Финляндии есть по 5-6 линейных ледоколов, но они обеспечивают навигацию в Балтийском море. К российским линейным ледоколам следует добавить ледоколы-снабженцы, работающие на шельфовых проектах, газовозы типа «Christophe de Margerie», являющиеся по своим характеристикам газовозами-ледоколами. Как водится, появились публикации о том, что Россия вооружает свои ледоколы для препятствия международной деятельности в Арктике. В этой статье мы расскажем об истории, настоящем и будущем боевых ледоколов Советского и Российского флота. Начало Первые боевые ледоколы появились в 20-х - 30-х годах ХХ века в ВМФ Швеции и Финляндии. К тому времени, ледоколы служили во флотах многих стран, имеющих выход к замерзающим морям. Но именно скандинавским адмиралам пришла в голову мысль о включении ледоколов в состав ВМФ для обеспечения боеготовности своих военных флотов. В состав шведского ВМФ вошли три вооруженных ледокола – “Atle”, “Ymer”, “Thule”. Один из них даже нес на борту гидросамолет. Шведские корабли были относительно небольшими, и предназначались для обеспечения развертывания шведского флота зимой в Ботническом заливе и в районе Стокгольмского архипелага. Финские адмиралы, посмотрев на опыт своих скандинавских коллег, решили, что ледоколы в составе военного флота вещь нужная и полезная. Было заказано два корабля. «Sisu» - «Упорство, или стойкость» был построен на финских верфях. Это был корабль двойного назначения. Зимой он обеспечивал деятельность флота. Кроме этого «Sisu» выполнял функции плавбазы подводных лодок. Второй ледокол, «Jaakarhu» - «Полярный медведь» был построен в Голландии. Он был больше «Sisu», и предназначался для обеспечения двух финских броненосцев береговой обороны. Начиная с Первой мировой войны, ледокольный флот Российской империи и Советского Союза стал самым большим в мире. Географическое положение страны заставляло иметь большой количество ледоколов всех классов. Все ледоколы были с гражданскими экипажами. В России и СССР использовали другую схему. В мирное время, если возникала необходимость проводки военных кораблей, ледоколы просто прекращали работу с гражданскими судами. Во время войны, ледоколы, как наиболее ценные корабли, вооружались, и становились вспомогательными крейсерами. Они несли мощное пушечное вооружение, позволявшее капитанам ледоколов чувствовать себя во льдах уверенно. Появление ледоколов в составе ВМФ После окончания Второй мировой войны, советские адмиралы пришли к выводу о необходимости иметь ледоколы в составе военного флота. В Ленинграде была построена большая серия небольших ледоколов семейства проекта 97. Всего за период с 1960 по 1981 годы было построено 32 ледокола. Особенностью проекта было то, что при относительно небольших размерах «девяносто седьмые» могли работать в тяжелых ледовых условиях, включая работу в Арктике. Серия была разнообразна. В неё входили гражданские ледоколы, вооруженные военные ледоколы, океанографический военный ледокол, научно-исследовательский гражданский, вооруженные пограничные ледоколы, ледоколы-гидрогафы. Военные использовали «девяносто седьмые» в четырех вариантах. Во-первых, часть ледоколов использовалась на замерзающих морях, для обеспечения выхода из баз боевых кораблей и подводных лодок. Во-вторых, был построен океанографический исследовательский ледокол по проекту 97Б «Владимир Каврайский». Это был специальный ледокол, предназначенный для проведения военных океанографических работ в Арктике. В-третьих, военным нужны были вооруженные ледоколы для обеспечения прохождения Северным морским путем подводных лодок с запада на восток, и наоборот. Смысл службы этих двух кораблей заключался в следующем. Сам переход по Северному морскому пути был относительно безопасен с военной точки зрения. Но на маршруте были две точки, в которых переходящие атомоходы были потенциально уязвимы. На Западе это Кольский залив и Северодвинск на Белом море, а на Востоке – Петропавловск-Камчатский. Потребность в такой защите была настолько велика, что в начале, были построены 2 ледокола. Кроме военной электроники на ледоколах проекта 97АП монтировалась одна спаренная 57-мм автоматическая пушка ЗИФ-31Б и один спасенный 25-мм зенитный автомат 2М-3М. На Тихоокеанском флоте служил «Садко», на Северном флоте – «Пересвет». По традиции, установленной со времен Первой мировой войны, отечественные ледоколы получали имена российских богатырей. Последней модификацией являлись пограничные ледоколы проекта 97П. Они отличались от остальных кораблей серии, были более крупные. Флот построил для замены «Садко» и «Пересвета» два ледокола проекта 97П – «Руслан», базирующийся в Беломорской военно-морской базе и «Иван Сусанин», базирующийся в Петропавловске-Камчатском. Эти два ледокола до сих пор несут службу на Севере и Дальнем Востоке. В-четвёртых, для арктических пограничников были построены шесть вооруженных ледоколов. 97П имел мощное вооружение спаренную 76-мм универсальную артустановку АК-726 в башне на носу, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 и вертолет КА-27ПС. На кораблях были установлены РЛС МР-302 «Рубка» и РЛС управления артиллерийским огнем. Эмблемой этих пограничников стал белый медведь, которого рисовали на рубке ледокола. XXI век «Девяносто седьмые» были очень хорошими кораблями, надежными, работоспособными. Но время берет свое, учитывая, что ледоколы работали в Арктике. Первыми вопрос о замене подняли морские пограничники. Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» по заказу береговой охраны – БОХР – России спроектировал пограничный сторожевой корабль 1 ранга ледового класса проект 22100 шифр «Океан». На сегодня построены три корабля – «Полярная звезда» несет службу в Пограничном управлении ФСБ России по Западному арктическому району, «Петропавловск-Камчатский» несет службу в Восточном арктическом районе, «Анадырь» проходит испытания. Ещё два ПСКР должны быть заложены в 2020 году. Корабли получились в высшей степени необычные. «Океаны» не ледоколы в классическом виде. Это суда для плавания в Арктике, имеющие ледовый класс Arc4. По внешнему виду они напоминают современные яхты, и несут мощное вооружение. Так, при полном водоизмещении 3 200 тонн, «Полярная звезда» вооружена 76-мм артиллерийской установкой АК-176, двумя тяжелыми пулеметами МТПУ, имеет на борту ПЗРК «Игла» и «Верба». В случае необходимости, на проект 22100 устанавливаются противокорабельные ракеты Х-35У «Уран». На борту базируется тяжелый вертолет Ка-27ПС и беспилотный вертолет Gorizont G-Air S-100. На борту находится специальная группа арктического спецназа ФСБ России. Завершает рассказ о проекте 22100 такой любопытный факт. По уровню комфорта для экипажа «Океаны» соответствуют круизному лайнеру! Северный морской путь стал еще одним полигоном для кораблей Северного флота. Теперь там регулярно проводятся учения по поиску подводных лодок, отражению ракетных атак, проведению десантных операций на арктических островах. Не всегда на обеспечение подобных учений целесообразно выделять атомные линейные ледоколы «Росатомфлота». Поэтому военные, впервые за 45 лет заказали у промышленности универсальный ледокол для Северного флота. В конце 2017 года ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 вошел в состав Северного флота. Сейчас вместе с ветераном «Русланом» он осуществляет все проводки кораблей Северного флота во льдах. Ледокол получился замечательный, и… неоднозначный. С одной стороны, «Илья Муромец» универсал. При водоизмещении более 6 000 тонн, он может проводить патрулирование в арктических льдах, обеспечивать проводку боевых кораблей сквозь полярные льды, проводить снабжение береговых баз и аэродромов, перевозить сменные экипажи – до 50 человек, работать военным арктическим гидрографом. Но при этом «Илья Муромец» получился очень дорогим. Сначала ВМФ заявил, что ледокол проекта 21180 будет единственным в военно-морском флоте. Однако, после того, как «Илья Муромец» стал выполнять повседневные задачи, командование флота изменило своё первоначальное решение. Было заявлено о строительстве еще двух ледоколов, правда, по уменьшенному проекту 21180М. В 2018 году, в Санкт-Петербурге заложен первый ледокол модернизированного проекта – «Евпатий Коловрат». Он меньше старшего брата. Его водоизмещение около 4 000 тонн, но зато по осадке он может работать в устьях сибирских рек. Предполагается, что один из 21180М будет работать в Западном секторе Арктики, а второй – в Восточной. Патрульные ледоколы с «Калибрами» Сама идея патрульного ледокола не нова. В составе Береговой охраны Норвегии (Kystvakt) несет службу патрульный ледокол «Свальбард», W 303 KV «Svalbard». Это достаточно мощный корабль, водоизмещением более 6 000 тонн, вооруженный 57-мм «Бофорсом» и несущий патрульный вертолет. В Норвегии он используется для патрулирования района Шпицбергена. Перед российским ВМФ стоят аналогичные задачи, но зона патрулирования – весь Северный морской путь. Для её реализации были заказаны два вооруженных патрульных ледокола проекта 23550 шифр «Арктика» «Иван Папанин» и «Николай Зубов». Первый спущен на воду, ведется его достройка, второй еще находится на стапеле. Таких кораблей в составе российского – да и мирового флота – ещё не было. Именно из-за них в западной прессе поднялся шум, что Россия массово вооружает свои арктические корабли. Что же собой представляет «Иван Папанин»? Эти два патрульных ледокола должны перекрыть весь Северный морской путь от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Водоизмещение ледокола около 9 000 тонн, что позволяет ему проводить патрулирование во льдах толщиной 1,7 метра. Дальность плавания патрульного ледокола 10 000 морских миль – около 19 000 километров. Так же, как и «Илья Муромец», корабли типа «Папанин» могут перевозить 50 человек арктического спецназа. Вооружены патрульные ледоколы проекта 23550 одной 76-мм артиллерийской установкой АК-176МА и ракетами в контейнерном исполнении. В зависимости от задачи, патрульные ледоколы могут нести или 8 «Калибров», или 8 «Уранов» Х-35У. На борту базируется тяжелый вертолет Ка-27ПС. Есть в составе вооружения ледокола некое «белое пятно». Дело в том, что в многочисленных публикациях упоминается о том, что на борту будет находиться катер проекта 03160 «Раптор» для доставки группы спецназа. Вот это вызывает сомнения. «Рапторы» одни из самых быстроходных катеров флота. Их скорость может достигать 100 километров в час, но по чистой воде. Во льдах они бесполезны. В любом случае, окончательный состав вооружения будет понятен после включения корабля в боевой состав флота. Оружие атомных богатырей В завершении статьи расскажем, как защищают гражданские атомные ледоколы «Росатомфлота». Это очень ценные, штучные корабли. Для каждого из них предусмотрен комплект вооружения, соответствующий вспомогательному крейсеру. По проекту на всех атомных ледоколах предусмотрена установка универсальных 76-мм артиллерийских установок, 30-мм шестиствольных зенитных автоматов, РЛС управления артиллерийским огнем и мощных обзорных радиолокационных станций, которые стоят на ракетных крейсерах. После постройки атомного ледокола в Ленинграде, его переводят в Кронштадт, где на него устанавливают положенное артиллерийское и радиолокационное вооружение. Во время этапа заводских и государственных испытаний в Финском заливе, ледокол стреляет всеми видами оружия. После завершения этих испытаний, всё оружие демонтируют, и направляют на склад в Мурманске. Ледокол переходит на Кольский полуостров как невооруженный корабль. Но в случае необходимости, за несколько дней он может стать вспомогательным крейсером.

Боевые ледоколы – мифы и реальность - Адмиралы НАТО обеспокоены отсутствием в альянсе таких кораблей
© Версия