Ещё

Русский «Кинжал» и китайский «Восточный ветер» стали кошмаром для «Джеральда Форда» 

Русский «Кинжал» и китайский «Восточный ветер» стали кошмаром для «Джеральда Форда»
Фото: Свободная пресса
Командование ВМС  рассматривает вопрос сокращения количества эксплуатирующихся авианосцев. Этот процесс может затронуть не только старое поколение авианесущих кораблей, ресурс которых может исчерпаться в обозримое время, но и привести к замораживанию, а то и к отмене строительства новых авианосцев типа «». Предполагается, что авианосный флот США, прекрасным образом когда-то вписывавшийся в «стратегию канонерок», должен постепенно вытесниться универсальными десантными кораблями (УДК).
Рассмотрение вопроса о радикальном пересмотре стратегии ВМС вызвано двумя причинами. Одна из них экономическая. Громадный авианосный флот, состоящий из 11 авианесущих кораблей и почти сотни кораблей охранения и судов обеспечения, обходится слишком дорого. И к тому же эта армада в новых условиях развития морской техники не слишком эффективна. Затраты же на постройку новых кораблей с атомными силовыми установками и новым оборудованием обеспечения полетов палубной авиации просто астрономические. Если авианосцы прежнего типа «Нимиц» обходились в 5,5 млрд долларов, то головной корабль нового проекта «Джеральд Форд» — в три раза дороже. Об этом пишет американское издание Military Watch.
Вторая причина, которую следует считать главной, — существенное увеличение уязвимости авианосцев. У  и  появилось ракетное оружие нового поколения, эффективной защиты от которого не существует. У России это, прежде всего, гиперзвуковая ракета «Кинжал», развивающая скорость в 10 М. Правда, Military Watch считает, что тревожится по части «Кинжала» преждевременно. Потому что носителем этой ракеты пока являются самолеты только одного типа — модернизированные перехватчики МиГ-31К. Они эксплуатируются только в ВКС России.
В Морской авиации ВМФ их нет. Правда, есть МиГ-31БМ, которые можно трансформировать в носители ракеты «Кинжал». Но этих самолетов не так уж и много, и они предназначены для решения своих конкретных боевых задач.
Еще американцы называют в качестве серьезной угрозы для авианосцев противокорабельную крылатую гиперзвуковую ракету «Циркон», скорость которой достигает 8 М. При этом «Циркон» будет иметь корабельное базирование. Однако ракета пока не принята на вооружение. В прошлом году начались ее морские испытания, которые продолжатся как минимум до конца этого года.
Однако существует ракета, причем уже принятая на вооружение, которая представляет громадную угрозу для американских авианосцев. Хоть о ней и мало говорится, видимо, потому что она «всего лишь» окологиперзвуковая, разгоняющаяся до скорости 4,6 М (область гиперзвуковых скоростей начинается от 5 М).
Это крылатая ракета класса «воздух-поверхность» Х-32, которой оснащается ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М. Ракета по сравнению со своей предшественницей Х-22 имеет целый ряд достоинств. Дальность полета возросла до 1000 км, в связи с чем самолет может произвести пуск ракет, находясь за пределами зоны ПВО АУГ (авианосная ударная группа). Что обеспечивает безопасность выполнения воздушной операции. Траектория полета ракеты проложена таким образом, что ее практически невозможно перехватить противоракетами Standard SM-3 и SM-6, которыми оснащена морская система ПРО Aegis. Вначале полет проходит на высоте 40 км, до которой американские противоракеты не достают. Потом следует практически вертикальная атака на высокой скорости, на которую исполнительные механизмы противоракетных комплексов среагировать не успевают, если необходимо отражать удар двух или более Х-32.
Есть и еще одно существенное достоинство — в этой ракете значительно повышена помехоустойчивость. То есть она защищена от воздействия комплексов радиоэлектронной борьбы противника.
Что же касается китайской угрозы, то это первая в мире баллистическая противокорабельная ракета «Дунфэн» («Восточный ветер») DF-21D. Ее уникальность состоит в том, что, во-первых, она запускается с суши. То есть никакие носители — ни воздушные, ни морские — ей не требуются. Во-вторых, достаточно одной такой ракеты, чтобы пустить на дно авианосец. В-третьих, она не может быть перехвачена, потому что относится к классу баллистических ракет средней дальности, с которыми американская морская система ПРО Aegis справляться не может.
DF-21D — это грандиозный проект с точки зрения наведения ракеты на цель. Специально для нее была создана китайская космическая группировка, в которую вошли радиолокационные, оптико-электронные спутники и спутники радиоэлектронной разведки. Круговое вероятное отклонение не превышает 30-40 метров. Боевое оснащение может быть как ядерным, так и обычным при весе боевой части порядка тонны. Это тот самый случай, о котором говорится в поговорке «против лома нет приема».
Принятие ракеты DF-21D на вооружение НОАК повергло американских адмиралов в глубокое уныние. Поскольку дальность этой ракеты достигает 1800 км, то авианосцы теперь не могут приблизиться к побережью Китая на расстояние, доступное для полетов палубной авиации.
Второй ракетой, аналогичной DF-21D, стала DF-26, которую начали внедрять в войска в 2015 году. Она еще дальше отодвинула американские авианосцы от своих берегов. Ее дальность пуска равна 3500 км. Возросла не только дальность, но и масса боевой части, достигнув 1800 килограммов. Эта двухступенчатая ракета использует ту же самую спутниковую группировку для наведения на цели. Кстати, DF-26 универсальна, она способна работать не только по морским, но и по наземным целям. Поэтому у Китая появилась возможность держать под прицелом американскую военную базу на острове Гуам. В связи с чем ракету прозвали «Гуамским экспрессом».
Конечно, не факт, что США пойдет на резкое сокращение количества авианосцев. Но наиболее древние могут вполне отправить на покой. При этом им на замену не придут корабли типа «Джеральд Форд». То есть произойдет естественная убыль без ее восполнения.
А «ветеранов» в авианосном флоте США довольно много. С середины 70-х годов новейшие на тот момент авианосцы типа «Нимиц» начали приходить на флот, постепенно заменяя авианесущие корабли типа «Форрестол», «Китти Хоук» и «Энтерпрайз». И до сих пор вся десятка «Нимитцов» находится в строю, хоть первые из них совсем скоро исчерпают отпущенный им 50-летрий ресурс. К главным претендентам на списание относятся: сам головной авианосец CVN-68 «Нимиц», вставший в строй в 1975 году, CVN-69 «» (1977), CVN-70 «Карл Винсон» (1981), CVN-71 « (1986).
Надо сказать, боеготовность всей этой десятки, а также до конца еще не отлаженного «Джеральда Форда» не слишком высока. В ноябре прошлого года на смену находившемуся на боевом дежурстве уже более полугода авианосцу CVN-72 «» не могли длительное время выслать смену. Потому что все авианесущие корабли либо проходили плановый ремонт, ибо экстренно чинились после поломок.
Помимо финансовых проблем, а также существенно возросшей уязвимости авианосцев появился и еще один резон постепенного сворачивания АУГ. Дело в том, что  взял курс на реализацию новой концепции, которая называется «Быстрый глобальный удар». Она предполагает нанесение в течение одного часа неядерного удара по любой точке планеты. Неповоротливые авианосцы плохо вписываются в эту концепцию.
Военное обозрение: Т-90М: Танк для боя или, как «Армата», только для парадов?
Военные новости: Американская субмарина всплыла на поверхность недалеко от российской базы в Арктике
Видео дня. Старушка рассказала, как отомстила мужу-изменщику
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео