Войти в почту

Антология морских диверсий. Советский Союз и Россия - Катера Росгвардии «Грачёнок» и БК-18 охраняют от диверсий Крымский мост

Начало После окончания Первой мировой войны, когда стала доступна информация о атаке на «Вирибус Унитис», в СССР нашлись энтузиасты, которые поставили перед собой цель создать подобное подразделение в Советском флоте. Военврач 3 ранга Кривошеенко Николай Карпович, служивший на Тихоокеанском флоте в 30-е годы ХХ века, проводил работы по эвакуации подводников из подводной лодки через торпедные аппараты. У него появилась идея о выходе диверсионной группы через торпедные аппараты подводной лодки. На Тихоокеанском флоте началась работа по созданию оборудования и тренировке водолазов. Впоследствии работа продолжилась на Черноморском флоте. Завершилось все созданием в 1941 году на Балтийском флоте Роты Особого Назначения – РОН. Подробнее о РОН-е, и о проведенных ею специальных операциях – смотри статью «Морские дьяволы» Сталина». В РОН не было, как у итальянцев и англичан, управляемых торпед. Поэтому советских диверсантов нельзя было назвать боевыми пловцами. Тогда в ходу был термин «подводный пехотинец». Технология атаки была следующая. Подводная лодка ложилась на грунт недалеко от места атаки. Через торпедный аппарат выходил опытный «подводный пехотинец» с компасом и тонким тросом. Идя в нужном направлении, он разматывал трос. Потом возвращался. Из лодки выходила вся группа, и держась рукой за трос шла по дну в нужном направлении. На все это можно сейчас смотреть с улыбкой. Диверсанты тащат мину, идя по дну, держась за веревку. Но с этого начинались отечественные «морские дьяволы». Управляемых торпед, как уже говорилось, у советских морских диверсантов не было. Но в СССР была построена и прошла испытания СМПЛ «Пигмей». Она несла стандартные для того времени две торпеды. Об истории этой сверхмалой подводной лодки смотри статью «Неизвестное оружие Советского Союза. Часть 1». В СССР разрабатывали несколько типов СМПЛ. Первым вышло на испытания автономное подводное специальное судно – АПСС. Это была СМПЛ, которая могла управляться или человеком – тогда она несла одну торпеду, или дистанционно - тогда она несла 500 кг взрывчатки. В 30-е годы СССР достиг определенных успехов в создании аппаратуры для дистанционного управления. Были созданы радиоуправляемые танки, торпедные катера, другое оружие. Но с СМПЛ не заладилось, и работы по АПСС свернули. Разработка же СМПЛ продолжилась, и в результате появился «Пигмей». Строго говоря, слово «Пигмей» было шифром проекта, но как иногда бывает, шифр проекта стал названием корабля. Надводное водоизмещение «Пигмея» было 18,6 тонны, экипаж 4 человека, дальность плавания полным ходом составляла 290 миль (около 540 км). «Холодная война» После окончания войны РОН расформировали, личный состав распределили по аварийно-спасательным службам на различные флоты. Это было ошибкой командования флота. Ошибку пришлось исправлять. Главным идеологом воссоздания частей морского спецназа стал Начальник разведуправления Министерства ВМФ СССР - так в те годы назывался ВМФ СССР – контр-адмирал Л.К. Бекренев. 29 мая 1952 года Министр ВМФ адмирал Кузнецов рассмотрел «План по усилению разведки ВМС», а 24 января 1953 года было принято решение о создании «Отдельных морских разведывательных дивизионов – ОМРД» Первым подводный спецназ был восстановлен в 1953 году на Черноморском флоте. Там был создан 6-й отдельный морской разведывательный пункт – МРП. В 1954 году морской спецназ был создан на Балтике, в марте 1955 года – на Тихоокеанском, а в ноябре того же года на Северном флоте. В конце 50-х годов ХХ века в СССР были созданы семь МРП и учебный центр в Киеве. Прежде чем начать рассказ о технике морского спецназа, необходимо рассказать о том, из каких составляющих он состоит, и в каких ведомствах служат боевые пловцы. После создания морских разведывательных пунктов, флотское руководство закономерно задалось вопросом – как защищать свои базы от атак вражеских боевых пловцов? Использовать для их защиты личный состав из МРП нельзя – они занимаются решением своих задач, а охрану баз нужно вести постоянно. Так появились ПДСС – противодиверсионные силы и средства. Это по сути, это те же боевые пловцы, но решающие прямо противоположные задачи. На каждом флоте и флотилии есть один МРП, который должен решать специальные задачи на данном морском театре и несколько отрядов ПДСС. Количество отрядов определяется количеством военно-морских баз и важных торговых портов на морском театре. Например, на Балтийском флоте два отряда ПДСС. Первый дислоцируется в Кронштадте и защищает Ленинградскую военно-морскую базу и порты, расположенные в Финском заливе - Большой порт Санкт-Петербург, порты Приморск, Выборг и Усть-Луга. Второй отряд дислоцируется в Балтийске. и защищает ВМБ Балтийск и порт Калининград. А на Северном флоте шесть отрядов ПДСС - в Западной Лице, Полярном, Гаджиево, Видяево, Североморске и Северодвинске с Архангельском. Мурманск защищает бригада Росгвардии, о чем чуть ниже. Но боевые пловцы служат не только в военно-морском флоте. В Советском Союзе боевые пловцы служили во Внутренних войсках, прикрывая с воды важные инфраструктурные объекты. Сейчас этот спецназ находится в структуре Росгвардии. В качестве примера можно привести морскую бригаду Росгвардии по защите Крымского моста и 2-й морской отряд, базирующийся в Мурманске. Как заявил генерал армии Виктор Золотов, директор Федеральной службы войск национальной гвардии - главком войск национальной гвардии РФ, в зону ответственности морского отряда Росгвардии входит порт Мурманск и особо стоянка в нем судов Атомфлота, а также ряд стратегических торговых портов на маршруте Северного Морского Пути. В частности, теперь боевые пловцы Росгвардии будут охранять порт Сабетта. Боевые пловцы так же входят в структуры ССО и ФСБ. Морской спецназ. Разведка специального назначения. После создания МРП встал вопрос об его оснащении техникой. Эту технику, условно, можно разделить на три группы. Буксировщики водолазов – индивидуальное средство передвижения боевого пловца на небольшие расстояния. Носители водолазов – коллективное средство передвижения, как правило, на два человека на среднее расстояние. Сверхмалые подводные лодки. Универсальные корабли. Могут применяться для транспортировки боевых пловцов к объекту атаки, или для патрулирования своей акватории. По своей конструкции бывают «сухого» и «мокрого» типа. В СМПЛ «мокрого» типа пловец находится с подключенным дыхательным аппаратом, так как вода находится внутри лодки. В СМПЛ «сухого» типа пловцы находятся без дыхательных аппаратов. Некоторые типы современных СМПЛ могут доставлять пловцов и носителей водолазов на достаточно большие расстояния. Буксировщики боевых пловцов в спецназе советского ВМФ представлены типами «Протон», «Протей-1», «Протей-2». Пловец ложится на него, держась за специальные ручки, и перемещается под водой. Основное назначение таких буксировщиков – сэкономить силы при передвижении на несколько километров. Носители водолазов выполняют те же задачи, что и буксировщики, только при движении на большие расстояния, до 20 морских миль – около 37 км. В 60-е годы носителем водолазов был «Тритон-1». После этого основным носителем стало семейство «Сирена» - «Сирена», «Сирена-У», «Сирена-УМ», «Сирена-УМЭ». Все типы носителей предназначены для двух пловцов. Носитель «Сирена» может выстреливаться из торпедного аппарата подводной лодки. Сверхмалые подводные лодки. Первой послевоенной СМПЛ для спецназа ВМФ СССР стал «Тритон-1М» (проект 907) Всего было построено 32 СМПЛ данного типа. Они предназначались для двух боевых пловцов. Это были СМПЛ «мокрого» типа. В советском флоте обозначались буквой «В» и порядковым номером, например В-550. Находились в активной эксплуатации до конца 80-х годов ХХ века. Конструкция оказалась удачной. На базе «Тритона-1М» в Польше создали свою СМПЛ «Blotniak» B155. Она стояла на вооружении морского спецназа ПНР FORMOZA. В Югославии сделали свой вариант «Тритона-1М» - R2-M. Следующей СМПЛ стали лодки типа «Тритон-2» (проект 908). Всего было построено 13 СМПЛ. Это были более крупные лодки, их подводное водоизмещение было около 16 тонн. Экипаж СМПЛ состоял из двух человек. Лодка перевозила 4 боевых пловцов. Обозначались они так же, как и «Тритоны -1М». Дальность действия СМПЛ проекта 908 составляло 60 морских миль – около 110 километров. Находились в активной эксплуатации до начала XXI века. Сейчас «Тритоны 1М и 2» стоят как памятники во многих городах России. Разработчики этих СМПЛ на различных военно-морских международных выставках предлагают их современные аналоги. СМПЛ «Пиранья» (проект 865). Эта лодка была уникальной в своем классе. «Пиранье» не повезло появиться перед развалом СССР. СМПЛ проекта 865 имела дальность плавания 1 000 морских миль. Экипаж лодки три человека, мог перевозить 6 боевых пловцов. Лодка могла транспортировать носители класса «Сирена». Всего было заложено три СМПЛ типа «Пиранья», две достроили – МС-520 и МС-521. обе входили в состав Балтийского флота. После развала СССР обе СМПЛ несколько лет стояли без дела в Кронштадте, потом их разобрали на металл. Правда, до разборки, одна лодка успела сняться в фильме «Особенности национальной рыбалки». Сейчас разработчик лодки предлагает несколько проектов развитие СМПЛ этого типа. ПДСС. После своего создания отряды ПДСС были включены в охрану водного района (ОВР) военно-морских баз. В советское время они использовали противодиверсионные катера на базе катеров проекта 1415 шифр «Фламинго». XXI век Вся информация о работе боевых пловцов, естественно, засекречена. Но в наше время иногда информация становится доступной даже для такой закрытой для посторонних глаз деятельности. Так в интернет просочилась информация об испытании погружающегося катера проекта 21310 «Тритон НН». Это двусредный носитель боевых пловцов. Несколько катеров, построенных по такому же принципу, стоят на вооружении в ряде стран. Идея, заложенная в двусредном катере, проста. При доставке пловцов катер идет в надводном положении с большой скоростью. При подходе к месту операции, он погружается и следует под водой как носитель пловцов. С целью экономии кислорода, пловцы во время движения катера под водой подключены к соответствующей системе катера. Такие катера существенно повышают мобильность боевых пловцов. О результатах испытания информации нет. В последние годы созданы и стоят на вооружение несколько типов боевых катеров – проект 03160 шифр «Раптор», БК-16/18, БК-10, противодиверсионный катер проекта 21980 шифр «Грачёнок». Они стоят на вооружении специальной разведки ВМФ, ПДСС флота, ССО и Росгвардии. Об этих катерах смотри статьи «Боевые катера России. Часть 1 и Часть 2». Послесловие Пока серия статей об истории морских спецопераций готовилась к публикации в сети, появились фотографии СМПЛ и носителя боевых пловцов в порту Гавана. Еще одна страна перевооружила свой подводный спецназ…

Антология морских диверсий. Советский Союз и Россия - Катера Росгвардии «Грачёнок» и БК-18 охраняют от диверсий Крымский мост
© Версия