Войти в почту

Антология морских диверсий. «Черный князь» - Боевые пловцы под командованием Боргезе потопили в Александрии два английских линейных корабля

Ныряльщики античной Греции Историки античности утверждают, что первым боевым пловцом был Скиллий (в другой интерпретации Скилл или Сицилий) – один из лучших ныряльщиков того времени. В 480 году до нашей эры войска персидского царя Ксеркса, переправившись через пролив Геллеспонт – нынешний пролив Дарданеллы – двинулись по суше в сторону Эллады. Флот царя двигался вдоль побережья Эгейского моря. Он блокировал флот греков, и отрезал его от материка. Скиллий под водой с воздушным мешком и ножом, обрезал якорные канаты персидских кораблей, а ночной шторм разметал персидский флот. Часть кораблей разбились о скалы. История античности знает еще ни один пример, как в древности люди на небольшой глубине участвовали в боевых действиях. Начало В современном мире идея подводных диверсий появилась так же на берегах Средиземного моря. Основателями стали двое – военный врач, лейтенант медицинской службы Рафаэль Паолюччи и военный инженер, майор инженерной службы ВМС Рафаэль Россетти. Они оба служили в ВМФ Италии. Вообще, это сочетание – военный инженер и врач стало типовым на начальном этапе создания подводного спецназа во всех странах – от СССР и Германии до США. Справедливости ради надо сказать, что сама идея впервые появилась ещё в июне 1915 года у Луиджи Мартигнони, инженера-механика лидера эсминцев «Алессандро Поэрио», который предложил её своему непосредственному начальнику Россетти. Интересно, что флотское командование вначале не разрешило подобного рода работы, и Россетти фактически украл из арсенала две торпеды! Итальянцы создали конструкцию, которой пользуются во всем мире до сих пор, почти 100 лет! Для транспортировки боевых пловцов Росетти предложили использовать старую, естественно, доработанную торпеду В57 калибром 355 мм длиной 8 метров. Эти торпеды снимались с вооружения и заменялись новыми. После доработки получилось необычное для тех времен оружие. Погружаться такая торпеда не могла, она двигалась в полупогруженном положении с небольшой скоростью, чуть больше 2-х узлов (около 4-х км/ч) на расстоянии 8-ми морских миль (около 15 км). Двигалась торпеда с помощью сжатого воздуха. В центральной части, где находились пловцы, торпеда имела диаметр 600 мм. Взрывчатка находилась в носовой части и имела сильные магниты для крепления на корпусе корабля. Саму торпеду назвали «Mignatta» – «Пиявка». Водолазы сидели на торпеде верхом, но их головы были над поверхностью воды. Сейчас это конструкция кажется примитивной, но именно с её помощью был потоплен первый крупный боевой корабль. Вечером 31 октября 1918 года из Венеции курсом на австро-венгерскую военно-морскую базу Полавышли специально доработанный торпедный катер MAS 95 типа «А» (на нем стояли электродвигатели для бесшумного хода) и миноносец 65PN типа «PN», несший на палубе одну «Пиявку». Атака завершилась минированием, подрывом и гибелью одного из дредноутов австро-венгерского флота SMS «Viribus Unitis» «Вирибус Унитис». 10-я флотилия MAS После окончания Первой мировой войны, с новой силой развернулась гонка военно-морских вооружений. Под эгидой Лиги Наций была организована сначала Вашингтонская (1921-1922 годы), а потом Лондонская конференция (1930 год) по ограничению военно-морских вооружений. Под ограничения попали самые большие флоты - США, Великобритания, Франция, Япония и Италия. Италия, хоть и попала в этот почётный список, но в действительности дела для итальянцев на Средиземном море обстояли не очень хорошо. Два мощных потенциальных противника – Великобритания и Франция превосходили флот Италии по всем параметрам. Выражаясь современным языком, был необходим ассиметричный ответ. Тогда итальянские адмиралы и вспомнили об успешном дебюте «Пиявки». Но разрабатывать новую технику и тактику её применения стали уже другие люди. Лейтенант итальянского флота Тезео Тезеи. В 1931 году он окончил Военно-морскую академию в Ливорно, а в 1933 году – военно-морскую инженерную школу в Неаполе. Именно он стал последователем дела Россетти и Паолуччи. Вторым создателем новой торпеды стал военно-морской инженер Эмилио Тоски. Итальянцы подошли к делу творчески и основательно. Были разработаны три вида оружия для проведения морских диверсионных операций: управляемые торпеды, сверхмалые подводные лодки и взрывающиеся катера. Рассмотрим все направления. Управляемые торпеды. Именно их развитием и занимались Тезео Тезеи и Эмилио Тоски. К 30-м годам недостатки «Пиявки» были видны, что называется, невооруженным взглядом. Во-первых, «Пиявка» не могла уходить на глубину, даже небольшую. Она могла двигаться только у поверхности воды в притопленном положении. Во-вторых, боевые пловцы не имели индивидуальных дыхательных аппаратов, позволявших им действовать под водой. В результате работы появилась управляемая торпеда SLC (Siluro a lenta corsa — тихоходная торпеда). Итальянцы называли её «Maiale» — «Поросёнок». Иногда это название переводится как «Свинья». Это было уже современное оружие, обладающее всеми необходимыми параметрами для прорыва под водой в акваторию вражеской военно-морской базы. «Поросенок» имел диаметр 533 мм и длину 6,7 метра. На экономичной скорости SLC могла пройти на глубине до 30 метров 15 морских миль (около 27 километров). Запаса кислорода в дыхательных аппаратах боевых пловцов хватало на 6 часов. К месту операции управляемые торпеды доставлялись подводными лодками. Для этой цели они были модернизированы и несли на палубе специальные контейнеры. Сверхмалые подводные лодки – СМПЛ. Развитием этого класса оружия, итальянский флот начал заниматься ещё во время Первой мировой войны. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Средиземноморский театр военных действий для итальянского флота имел одну важную особенность. Потенциальными противниками были не только Великобритания и Франция, но и Австро-Венгрия. Её военно-морские базы в Адриатическом море находились на расстоянии 100 - 150 морских миль от берегов Италии. Если для противостояния с Великобританией и Францией нужны были большие корабли, то для морской войны в Адриатике были необходимы «малые формы». Малые подводные лодки предназначались для ведения боевых действий по всему Адриатическому морю, сверхмалые – для атаки неприятельских баз и портов. В 1915 -1916 годах в Италии были построены серия из шести сверхмалых подводных лодок класса А: А-1 – А-6 и серия из трех лодок типа В: В-1 – В-3. Глубина погружения этих лодок составляла 50 метров, экипаж 4 человека. Вооружены они были двумя торпедными аппаратами. Лодки типа А и В принимали участие в боевых действиях Первой мировой войны, но реальных результатов, как «Пиявка» не достигли. После 1918 года их вывели в резерв. Во второй половине 30-х годов проектирование и строительство лодок такого класса продолжилось. Были построены две лодки СА-1 и СА-2. Глубина погружения у них была 55 метров, экипаж 2 человека. Габариты лодок позволяли транспортировать их по железной дороге. В 1940 году концепция применения сверхмалых подводных лодок в итальянском флоте кардинально изменилась. Если до этого лодки должны были проникать во вражеские базы и топить корабли торпедами, то теперь итальянские адмиралы хотели, чтобы лодки проникали в акваторию базы и выходящие из них боевые пловцы минировали вражеские корабли и суда. Под эту новую концепцию сначала были переделаны СА-1 и СА-2. С них сняли торпедные аппараты, а вместо торпед разместили 8 зарядов, каждый массой по 100 кг. Было решено продолжить серию. Были построены СА-3 и СА-4. Дальнейшая работа над конструкцией лодки вылилась в сверхмалую подводную лодку типа СВ. Всего было построено 22 таких СМПЛ, 12 из которых входили в состав ВМФ Италии. Взрывающиеся катера. Этот вид штурмового и диверсионного оружия появился последним. Суть его была в следующим. Были построены быстроходные катера, несущие несколько сотен килограммов взрывчатки. Обозначались они как тип МТМ. Тактика применения катеров была следующей. В атаку выходили два катера. Рулевой катера, убедившись в том, что катер идет точно на цель, закреплял руль и выбрасывался за борт вместе с пробковой спинкой сиденья. Его подбирал второй катер. Если экипаж атакуемого корабля не мог уничтожить катер, то происходил взрыв. Валерио Боргезе Князь Юнио Валерио Шипионе Боргезе родился в 1906 году в семье итальянских аристократов. В 1928 году Боргезе окончил Военно-морскую академию в Ливорно и стал подводником. С 1933 года — командир подводной лодки. В 1940 году Боргезе командовал подводной лодкой «Аметист», которая обеспечивала действия боевых пловцов. Так Боргезе познакомился с новым для него оружием. С 1941 года он стал исполняющим обязанности командира 10-й флотилии, а с 1943 года – её командиром. О боевых успехах 10-й флотилии MAS мы расскажем чуть ниже. Валерио Боргезе оказался гениальным планировщиком диверсионных операций. Его планы, часто граничащие с авантюризмом, блестяще выполнялись. Среди своего окружения он получил прозвище «Чёрный князь». 10-й флотилии MAS стала самым эффективным подразделением итальянского флота, его успехи на море стали основой темой итальянской пропаганды и неоднократно упоминались Муссолини. Всего на Средиземном море 10-я флотилия MAS потопила кораблей и судов общим водоизмещением 75 000 тонн. Капитан 2 ранга Боргезе был сторонником правых взглядов. Нельзя сказать, что он был убеждённым фашистом, а тем более нацистом. Читатели знают, что это два разных понятия. Но то, что Боргезе был ярым сторонником жесткой власти, диктатуры – это факт. После войны, уже в 1970 году он был одним из основных участников попытки государственного переворота в Италии. Боргезе был вынужден бежать в Испанию, чтобы избежать ареста. 26 августа 1974 года Юнио Валерио Боргезе умер при загадочных обстоятельствах в Кадисе в возрасте 68 лет. Любопытная деталь. Женой Боргезе была русская графиня Дарья Васильевна Олсуфьева, прапраправнучка императора Александра I. У них было четверо детей. Боевой путь 10-й флотилии MAS Первоначально диверсанты назывались 1-ой военной флотилией. В марте 1941 года она была переименована в 10-ю флотилию MAS, в состав которой входили четыре группы: надводных работ (взрывающиеся катера), подводных работ (человекоуправляемые торпеды), сверхмалых подводных лодок и так называемая «группа Гамма» (пловцы-подрывники). Как уже говорилось, Боргезе гениально планировал диверсионные операции. Все порты и базы в Средиземном море находились под угрозой удара 10-й флотилии. В Александрии боевыми пловцами на управляемых торпедах были подорваны и повреждены два английских линейных корабля HMS «Queen Elizabeth» и HMS «Valiant». В бухте Суда в результате атаки взрывающихся катеров были потоплены тяжелый крейсер HMS «York» и танкер. Образцом для изучения стала операция против ВМБ Гибралтар. Итальянцы использовали посаженный на мель недалеко от Гибралтара итальянский танкер «Ольтерра». На нём оборудовали базу боевых пловцов. База состояла не только из пункта наблюдения за акваторией Гибралтара, но и из мини-завода по сборке управляемых торпед. А сама операция из чисто диверсионной превратилась в многопрофильную. Ведь торпеды в разобранном виде надо было провести через нейтральную Испанию («Ольтерра» была выброшена на испанский берег), тайно собрать и проверить на борту танкера. Итальянские диверсанты наблюдали за акваторией гавани Гибралтара и наносили удары тогда, когда в базе находились нужные цели. За год было проведено шесть атак. Англичане понимали, что что-то нечисто, но доказательств не было. Только в 1945 году, когда танкер сняли с мели и отправили на ремонт, тайное стало явным. Отметилась 10-я флотилию MAS и в боях против СССР. По просьбе Гитлера итальянцы направили свою технику на Черное и Балтийское моря. В Чёрном море в Крыму под Ялтой базировался отряд 10-й флотилии, состоявшей из 11 торпедных катеров, 5 взрывающих катеров МТМ и 6 СМПЛ типа СВ. Особых успехов они не добились - по итальянским данным они потопили военный транспорт и малое судно. Итальянцы утверждают также, что потопили две советские подводные лодки, но это маловероятно. Черноморский флот потопление советских лодок итальянцами не признает. Нахождение 10-й флотилии MAS в Черном море показано в художественном фильме «Их знали только в лицо». Но это фильм – приключенческий боевик, и с реальными боевыми действиями флотилии ничего общего не имеет. На Балтике итальянские катера должны были взорвать мосты в осажденном Ленинграде. Но на их пути встали советские диверсанты из роты особого назначения РОН Балтийского флота, которые уничтожили итальянские катера. Атака на катера велась из-под воды. Об этом смотри статью «Морские дьяволы» Сталина». Последней, правда неосуществленной операцией 10-й флотилии MAS стала подготовка к атаке на торговый порт Нью-Йорка. Для этой цели была переоборудована большая подводная лодка «Леонардо де Винчи». Планировалось, что она должна была доставить на палубе СМПЛ типа СА, которая должна была прорваться в порт Нью-Йорка. Но по ряду причин атака не состоялась. 26 апреля 1945 года 10-я флотилия MAS была официально расформирована. Боргезе был арестован партизанами, а затем передан союзникам. Впоследствии он был осуждён на 12 лет заключения за военные преступления, но его освободили в 1949 году. 5 СМПЛ остались в Румынии, в 1945 году они были затоплены. 4 из них были подняты спасательной службой Черноморского флота и под названиями ТМ-4 – ТМ-7 были изучены советскими инженерами. В конце 1945 года они были утилизированы. СВ-8 и СВ-12 стали трофеями англичан. Их также изучили и в 1948 году порезали на металлолом. СВ-20 была захвачена итальянскими партизанами. В 1948 году она под названием П-901 «Мелишан» вошла в состав ВМФ СФРЮ. СМПЛ была списана в 1959 году и передана в Загребский музей. Продолжение следует

Антология морских диверсий. «Черный князь» - Боевые пловцы под командованием Боргезе потопили в Александрии два английских линейных корабля
© Версия