Войти в почту

К юбилею Победы: ЦАГИ рассказал о самом массовом советском катере Второй мировой

Самый массовый советский катер периода Великой Отечественной и Второй Мировой войны — торпедный глиссер Г-5, или ГАНТ-5. Испытания судна начались 15 февраля 1933 года, еще до войны, а во время самой войны он активно использовался советским флотом. «Глиссирующий — пятый» создавался по образу английских катеров времен Первой мировой войны. Планировалось, что они составят так называемый «москитный флот» и будут совершать стремительные торпедные атаки против неприятельских кораблей в прибрежных водах. Поэтому главной чертой судна была его быстроходность. Ради этого создатели пожертвовали рядом других характеристик: мореходностью, дальностью плавания, вооружением. Несмотря на особенности конструкции глиссера, основными его задачами в 1941-1945 годах были минные постановки, транспортировка десанта, действия на коммуникациях, эвакуация раненых с передовой, а также — ночные рейды. Торпедный катер Г-5, спроектированный группой авиационных конструкторов под руководством А.Н. Туполева в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского, продолжил серию реданных глиссеров. Перед учеными ЦАГИ была поставлена непростая задача: создать полноценный боевой корабль силами организации, никогда не занимавшейся ничем подобным. Каждая новая модель военного судна, начиная с Г-3, именуемого «Первенцем», становилась быстрее и получала лучшее вооружение. На государственных испытаниях ГАНТ-5, неся торпеды, развил скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без снарядов — 65,3 узла (120,3 км/ч). Катера других стран таких показателей не достигали. Это был очередной успех А. Н. Туполева, как конструктора, и ЦАГИ, как крупного научного центра. В начале Великой Отечественной войны «Глиссирующий — пятый» входил в состав частей Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Основные действия катерами Г-5 совершались на севере: они участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, провели ряд атак на суда противника. Однако, морально устаревшим глиссерам уже не удавалось добиться значительного успеха. Основной угрозой для них стала вражеская авиация, которой им было нечего противопоставить. 84 катера типа Г-5 погибли в период Великой Отечественной войны, еще три были захвачены противником и входили в состав Военно-морских сил Финляндии. Они также использовались в Гражданской войне в Испании, войне союзных войск против Японии, а последний пример боевого применения Г-5 относится ко времени войны в Корее. В рамках подготовки памятных публикаций Центральный аэрогидродинамический институт намерен рассказать и о других своих военных разработках, внесших существенный вклад в победу в Великой Отечественной войне, семидесятипятилетний юбилей которой отмечается в этом году. Фото из архива

К юбилею Победы: ЦАГИ рассказал о самом массовом советском катере Второй мировой
© CBS MEDIA