Ещё

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — отремонтировать нельзя оставить 

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — отремонтировать нельзя оставить
Фото: ИА Regnum
В 2017 году единственный авианесущий крейсер российского флота «Адмирал Кузнецов» встал на долгосрочный капитальный ремонт, в ходе которого корабль буквально преследуют различные несчастья. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, в котором проходил ремонт авианосец. При этом этот док был единственным сооружением, которое могло вместить корабль подобного класса. Несмотря на то, что в ходе катастрофы дока «Кузнецов» получил достаточно умеренные повреждения — в результате падения на палубу 70-тонного крана образовалась пробоина в кормовой части палубы, а также был повреждён ряд прилегающих к месту падания подпалубных помещений, сроки ремонта авианосца сильно сдвинулись. Наконец, 12 декабря 2019 года на корабле произошёл крупный пожар — в результате попадания во время сварочных работ искры в трюм, где находился мазут. Огонь бушевал почти сутки — лишь утром 13 декабря огонь удалось полностью потушить. Однако, судя по предварительным оценкам, корабль пострадал весьма умеренно — выгорели только бытовые помещения.
Этот пожар на авианосце вызвал очень широкий резонанс в СМИ и во множестве публикаций раздаются призывы прекратить работы по ремонту авианосца и в дальнейшем списать его. В пользу такого решения высказывает мысль о том, что на ремонт корабля затрачиваются огромные средства, которые лишь существенно возрастают после чрезвычайных происшествий, и, в конечном счёте, делают ремонт «Кузнецова» нецелесообразным. Кроме того, нередко можно услышать мнение и о том, что вся история службы «Кузнецова» в ВМФ  лишь одно сплошное «мучение». В качестве иллюстрации этого аргумента приводится поход авианосца к берегам в 2016 году, одним из символов которого стал обильный тёмный дым, а также лётные происшествия, в которых было потеряно два самолёта. Попробуем разобраться, насколько целесообразен ремонт «Кузнецова» в современных условиях и почему корабль постоянно преследуют различные происшествия?
В чём причина низкой боеспособности «Кузнецова»?
Любой современный крупный боевой корабль является крайне сложным инженерным сооружением с сотнями, а то и тысячами различных узлов и агрегатов, не говоря уже об авианосцах, которые и вовсе являются наиболее сложными с технической точки зрения кораблями. В свою очередь, это предполагает регулярное дорогостоящее обслуживание и ремонт. Так, например, авианосцы ВМС  от трети до половины своей жизни проводят на различных ремонтах — от планового ремонта, до капитального ремонта с перезарядкой атомных реакторов, заменой и модернизацией различных систем (например, катапульт или каких-то элементов силовой установки). Однако, в отличие от зарубежных авианосцев, «Адмирал Кузнецов» с момента начала своей службы в ВМФ России эксплуатировался исключительно в крайне жёстких условиях. Адекватной инфраструктуры базирования для авианосца на Севере так и не было создано (эта проблема на Северном и Тихоокеанском флоте до распада СССР так и не была решена), что вынуждало использовать для обеспечения корабля электроэнергией и теплом собственную силовую установку. В совокупности с фактическим отсутствием адекватных средств на содержание корабля в 1990-е годы, это привело к стремительному истощению ресурса как силовой установки, так и большинства других элементов корабля. В дальнейшем несмотря на то, что техническое состояние корабля улучшилось, «Адмирал Кузнецов» так и не проходил ни одного капитального ремонта. Дело ограничивалось либо средним ремонтом, либо ремонтом по восстановлению технической готовности (ВТГ). Более того, вопрос необходимости капитального ремонта остро встал ещё в начале 2010-х годов, но военно-политическая обстановка не позволяла к нему приступить — корабль совершил две боевые службы в Средиземном море в 2013 и 2015 году. То, что в этих условиях «Кузнецов» успешно совершал все боевые службы и выполнял все поставленные в ходе них задачи, скорее является свидетельством высокого «запаса прочности» корабля и его надёжности.
Тем не менее, отсутствие полноценного ремонта в течение службы корабля привели к его полному износу. В частности, во многом благодаря этому обстоятельству, выросла стоимость ремонта корабля относительно изначально прогнозируемой — в результате дефектовки список узлов и агрегатов корабля, которые требуют ремонта, существенно расширился.
Аналогичные причины привели и к происшествию с затоплением плавдока ПД-50. Проблема отсутствия полноценной инфраструктуры для ремонта крупных боевых кораблей, имевшаяся на Северном и Тихоокеанском флоте ВМС СССР, была частично закрыта в начале 1980-х годов заказом в Швеции и Японии плавдоков ПД-50 и ПД-41 соответственно. Работы по строительству полноценных сухих доков до распада СССР завершить не удалось. В современной России подобные работы и вовсе не велись. Необходимость же ремонта различных крупных единиц флота, таких как крейсеры или подводные ракетоносцы, а также «Адмирала Кузнецова» приводили к усиленной эксплуатации ПД-50, при практически полном отсутствии необходимых ремонтных работ на самом доке. В результате наступил закономерный финал — главной причиной гибели дока стало полное исчерпание ресурса его конструкции.
Гибель ПД-50 привела к экстренной необходимости строительства нового сухого дока, способного вместить крупные боевые корабли. В настоящий момент ведутся работы по объединению двух сухих доков на «35 » в один большой, что позволит принимать крупнотоннажные военные и гражданские корабли. Стоит заметить, что подобные работы были запланированы достаточно давно, но гибель плавдока существенно их ускорила. Стоимость этих строительных работ оценивается в сумму порядка 20 миллиардов рублей. Но едва ли стоит её прибавлять к стоимости ремонта «Кузнецова» — этот док необходим для множества других кораблей, в том числе в будущем он потребуется для перспективных ледоколов типа ЛК-60, первый из которых должен быть введён в строй уже в текущем году.
Таким образом, в настоящий момент приходится расплачиваться в прямом и переносном смысле за недофинансирование ВМФ и судостроительной отрасли в предшествующие годы. Однако, очевидно, эти работы необходимы для дальнейшего адекватного функционирования Северного флота и атомного ледокольного флота.
Что же касается самой целесообразности возвращения «Кузнецова» в строй, то несмотря на значительную стоимость ремонтных работ, он сможет существенно усилить потенциал ВМФ. К моменту завершения ремонта «Кузнецова» в строй должны войти ещё как минимум один фрегат проекта 22 350 (в дополнение к уже имеющимся на Северном флоте фрегатам данного проекта), а также завершиться модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Это в сочетании с прочими кораблями Северного флота позволит сформировать мощную многоцелевую корабельную группу. При этом боевой потенциал «Адмирала Кузнецова» существенно вырастет. В частности, на корабле будет базироваться полноценная авиагруппа из двух эскадрилий истребителей Су-33 и МиГ-29К, которая уже имеется и в настоящий момент.
Стоимость ремонта «Кузнецова» высока и фактически соответствует стоимости строительства новой многоцелевой атомной подводной лодки. Однако, эти деньги вполне стоят того, что бы ВМФ России получил полноценный авианосец, способный прослужить ещё очень долго и существенно усилить потенциал целого корабельного соединения, особенно учитывая, что численность крупных боевых кораблей в ВМФ России оставляет желать лучшего. Кроме того, капитальный ремонт «Кузнецова» позволит получить авианосец в обозримой перспективе, а также сохранить школу палубной авиации, в то время как строительство нового корабля подобного класса стоит многократно больших средств, при том, что российская промышленность на данный момент едва ли готова осуществить такой масштабный проект.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео