Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям 

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Фото: РИА Новости Крым
, 7 дек — РИА Новости , . Этой осенью бывшую представительскую яхту Черноморского флота «Ангара» отвели в Инкерман для разделки на металл. Что вызвало шквал возмущений в социальных сетях: в утиль отправили уникальный корабль управления подводных сил ВМС фашистской Hela, на котором в свое время побывали высшие руководители третьего рейх — по слухам, включая самого Гитлера.
Корабль «Ангара» — он же Hela
Впрочем, судьба этого «ветерана», полученного СССР по репарации от Германии в конце 1945 года, была предрешена гораздо раньше. В конце 90-х корабль вывели из состава флота, а в начале нулевых продали коммерсантам для переделки в комфортабельное пассажирское судно.
В 2012 году на «13 заводе ЧФ» с «Ангары» срезали все надстройки, а корпус перетащили в Южную бухту, где он стоял до недавнего времени. Сейчас остатки кормы уникальной немецкой яхты еще можно увидеть в бухте. С каждым днем металла на корабле становится все меньше.
"Ангара" — лишь один представитель целой армады кораблей и судов, которые получил Черноморский флот по итогам Великой Отечественной войны. Как сложилась судьба бывших боевых единиц Кригсмарине и союзников Германии, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
По итогам войны ВМФ СССР получил в качестве трофеев (включая поднятые со дна) и по репарации более 500 кораблей и вспомогательных судов. Все это добро было разделено между всеми флотами и флотилиями советского государства. Более пятой части всех кораблей досталось Черноморскому флоту. В основном это были представители стран-союзниц Германии — , , , но и без «немцев» флот не остался. В этой публикации речь исключительно о кораблях, полученных по репарации.
Крым в истории: секреты, факты, фото. Спецпроект РИА Новости Крым >>
Гордость Италии — слезы Союза
Самый известный корабль Черноморского флота — переданный в качестве материальной компенсации по итогам войны линкор Giulio Cesare, гордость итальянских ВМС. В 1949 году корабль получил имя «Новороссийск», стал флагманом Черноморского флота.
Линкор «Новороссийск» — он же Giulio Cesare
Ночью 29 октября 1955 года под корпусом линкора, который стоял в Северной бухте Севастополя, раздался мощный взрыв, в результате которого образовалась большая пробоина Начался сильный пожар. Более 20 часов за корабль боролись моряки, но спасти линкор не удалось. В результате трагедии по разным оценкам погибли от 611 до 800 и более человек.
Версий гибели «Новороссийска» было много. Основные две: подрыв на невытравленной после войны донной мине и месть из-за потери Giulio Cesare. По второй версии к линкору могли скрытно подойти на карликовых подводных лодках итальянские боевые пловцы и прикрепить к его борту взрывчатку. Подобный опыт у итальянцев был: так в 1941 году были подорваны британские линкоры «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Многие ветераны ЧФ склоняются именно к этой версии.
Крейсер «Керчь» — он же Emanuele Filiberto Duca d"Aosta
Примерно в одно время с Giulio Cesare ЧФ получил от итальянцев легкий крейсер Emanuele Filiberto Duca d'Aosta. Корабль вступил в строй в 1935 году и к концу 40-х морально устарел и уступал по ряду характеристик советским легким крейсерам проекта 68-К, включая мощи вооружения — восемь против 12 орудий главного калибра 152-мм. Особыми морскими заслугами Emanuele Filiberto Duca d'Aosta не отличился, и в сентябре 1943 года сдался англичанам на Мальте. В составе ЧФ крейсер получил имя «Сталинград», а чуть позже был переименован в «Керчь». В 1956 году корабль был выведен из боевого состава флота и стал учебным крейсером. Еще через два года — учебным судном ОС-32. В 1959 году бывшего «итальянца» отправили на лом.
В 1949 году итальянцы передали Черноморскому флоту десантные баржи MZ 780 и MZ 781. До 1953-1954 годов они входил в состав кораблей морского десанта, затем использовались в качестве грузовых судов. В конце 50-х годов пошли на переплавку.
Болванки для тренировок
В течение 1949-1950 годов Италия передала ВМФ СССР пять эскадренных миноносцев: достаточно крупные корабли около 100 метров в длину и около 10 метров в ширину, водоизмещением 1,25-1,9 тыс. тонн. Однотипные Fuciliere и Artigliere ("Легкий" и «Ловкий») были построены в итальянском Анконе в конце 30-х годов прошлого века. Основное вооружение — два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины, четыре 120-мм орудия в двух башнях. В составе ЧФ эсминцы служили до конца 1954 года, после чего стали кораблями-целями, а в 60-м их отправили на металлолом.
Эсминец Animoso
Эсминцы Animoso, Fortunale и Ardimentoso были построены во время войны (1942 год) на верфях в Сестри-Поненте и Триесте. В составе ЧФ они получили имена «Ладный», «Летный» и «Лютый». Основное вооружение эсминцев — два двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин, два 100-мм орудия. Как «Легкий» и «Ловкий» они были в боевом составе флота до 1954 года. Бывший Fortunale в конце 1959 года потоплен у мыса Лукулл при выполнении ракетных стрельб, Animoso и Ardimentoso «дают стране металл».
Эсминец Fuciliere
В 1949 году по репарации ВМФ СССР получает две итальянские субмарины Nichelio и Marea, которые получают названия И-42 и И-41. Первая подлодка была построена в итальянском городе Специя в 1942 году, вторая в Триесте в 1943 году. Marea была длине Nichelio — 77 метров против 60 метров, при этом вооружены они были примерно одинаково — в распоряжении лодок по шесть 533-м торпедных аппаратов, но разные артиллерийские орудия.
Подводная лодка Nichelio
Marea прослужила в составе ЧФ около семи лет, после чего ее превратили в болванку для тренировок водолазов, которые отрабатывали разные виды работ на затонувшей подлодке, а в 1957 году подводный корабль пустили на металл. Nichelio ожидала похожая участь — ее утилизировали в 1958 году.
Германский поток
В течение 1946-1947 годов ВМФ СССР по репарации от Германии получил тральщики серии М, которые были основой минно-тральных сил Кригсмарине. Эти 70-метровые корабли были вооружены тралами и артиллерийскими орудиями, при необходимости могли охотиться и за подводными лодками противника.
Minensuchboot 1935 — немецкий тральщик серии М На Черноморский флот пришло 12 таких тральщиков, которые получили названия Т-912, Т-913, Т-914 и так далее. Большая часть немецких тральщиков работали по своему предназначению до середины 50-х годов. Затем их стали передавать военным спасателям. Часть кораблей стали учебными, штабными, гидрографическими судами. Многие закончили свой век в качестве мишеней — были затоплены в ходе учений, остальные разделаны на металл.
Minensuchboot 1940 — немецкий тральщик типа М В 1946 году в качестве компенсаций ЧФ получил бывший германский паровой рыболовецкий траулер Bahrenfeld. В 1939 году через месяц после постройки его мобилизовали, вооружили и назначили учебным противолодочным кораблем Nogat при школе подводного плавания ВМС Германии в Готенхавене. В 1942 году его переквалифицировали в сторожевой корабль V 1710. В составе ЧФ он недолго состоял в состав минно-тральных сил под номером Т-925, а с 1947 году был передан гражданскому флоту, где вернулся к делу, ради которого и был построен — ловле рыбы. В 1968 году судно разделали на металл.
В 1946 году советскими тральщиками стали еще три бывших немецких рыболовецких траулера, которые ВМС Германии во время войны использовали в качестве противолодочных кораблей Pregel, Warthe и Spree. В составе ЧФ в качестве тральщиков они прослужили около года, после этого вернулись к рыбному промыслу, а в конце 60-х пошли на слом.
В 1946 году в состав ЧФ вошло германское патрульное судно охраны рыбных промыслов Elbe в качестве плавучей базы «Терек». Но через три месяца судно было передано медико-санитарному отелу Черноморского флота для обустройства плавучего госпиталя. В конце 50-х судно передали на Каспийское море, где оно некоторое время числилось плавсредством полигона №306, а затем выполняло функции плавучей казармы. В 1962 году его порезали на металл.
Еще один германский «моряк» — Franz E. Schutte. Этот корабль вошел в состав Кригсмарине в 1940 году в качестве военного транспортника RO 35. Но перед началом Великой Отечественной войны он был переоборудован в сетевой заградитель (ставил сетевые и боновые заграждения против подводных лодок, торпед, подводных диверсантов). На Черном море этот стометровый корабль прослужил до 1961 года, после чего его разобрали на металлолом.
Плавучая база ЧФ «Донец» — бывший германский конвойный корабль Hille, который был построен в 1918 году и вошел в состав ВМС Германии в качестве тральщика М 60. В конце 50-х «немца» отправили в утиль.
Видео дня. Годовалую дочь заморозила в сарае. Мать в Татарстане выпила и забыла про ребёнка
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео