Ещё

Удар «Кометы»: как первая советская крылатая ракета удивила создателей 

Удар «Кометы»: как первая советская крылатая ракета удивила создателей
Фото: Российская Газета
Работы над «самолетом-снарядом» начались пятью годами ранее в Специальном бюро №1 НКВД. Аббревиатура учреждения СБ-1 случайным образом совпала с инициалами Сергея (Серго) Берии, сына . Именно его дипломная работа, защищенная с отличием в Ленинградской Военной академии связи имени Буденного, стала основой проекта будущего ракетного комплекса, инновационного для СССР того периода.
23-летний Сергей Берия был назначен в бюро заместителем начальника, а пост руководителя и главного конструктора занял доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко.
На первых этапах к работе в СБ-1 привлекались немецкие специалисты — некоторые из них были военнопленными, другие добровольно переехали в Советский Союз. Был также и «спецконтингент» — заключенные, в числе которых, к примеру, известный математик член-корреспондент СССР Николай Кошляков.
Конструкторам предстояло создать «самолет-снаряд» на базе ракет 10Х и 14Х, разработанных в КБ Владимира Челомея. К слову, проектирование «Кометы» шло по необычному пути — сначала была придумана система управления, и уже под нее подбирали варианты ракеты.
Стоит отметить, что под шифром «Комета-1» (К-1) шла разработка бортовой РЛС самолета-носителя, обозначение «Комета-2» (К-2) получила головка самонаведения, а сама ракета имела шифр «Комета-3».
На опытном варианте «Кометы-3» 14Х К-1 установили пульсирующий двигатель Д-6. Однако он не мог обеспечить необходимую скорость, и от его применения было решено отказаться.
К разработке было подключено ОКБ-155 под руководством , и в ноябре 1949 года был представлен новый эскизный проект самолета-снаряда — его корпус внешне напоминал уменьшенную копию истребителя МиГ-15, в котором на месте кабины пилота размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть. На этой версии «Кометы» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500 К. Это был окончательный выбор.
Чтобы ускорить испытания новейшего для той поры оружия, четыре опытных образца самолета-снаряда сделали пилотируемыми. Их обозначили «Изделия СДК» — «самолет-дублер „Комета“. Кабину пилота расположили на месте боевой части. Скорость полета для того времени была необыкновенной — на высоте трех километров „Комета“ развивала около 1060 километров в час, посадочная скорость составляла 270-290 километров в час.
Самолетом-носителем был выбран Ту-4. Испытания „Кометы“ проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией.
4 января 1951 года первый полет на изделии СДК совершил легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Всего на самолете-снаряде группой из четырех летчиков было выполнено около 150 пилотируемых полетов.
Главное испытание было намечено на ноябрь 1952 года. Отошедшая от носителя „Комета“ должна была ударить по обращенному в мишень крейсеру „Красный Кавказ“. Топить ценный корабль никто не собирался, поэтому ракета имела боевую часть с инертным снаряжением.
Судно расположили на территории полигона „Песчаная Балка“ в 20 километрах от берега. „Комета“ была запущена из района мыса Меганом на расстоянии 80-85 километров от цели.
Результаты стрельбы превзошли ожидания разработчиков. Двухтонный самолет-снаряд на околозвуковой скорости насквозь прошил борта крейсера. Последовавший взрыв боевой части, несмотря на инертное снаряжение, буквально разломил корабль пополам.
До сих пор остается неизвестным, был ли пробит главный 100-миллиметровый бронепояс „Красного Кавказа“. Но факт остается фактом — через 12 минут после попадания „Кометы“ судно водоизмещением более семи тысяч тонн затонуло.
Впоследствии Сергей Берия сравнивал с действием ракеты первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был: „Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер „Красный Кавказ“. В один борт корабля вошел, из другого вышел“.
На вооружение комплекс „Комета“ официально был принят в 1953 году. Годом позже на его основе было решено создать еще две модификации — корабельный комплекс для крейсеров проекта 67 и береговой — „Стрела“. От первого после создания опытного образца отказались, а для второго в скором времени было начато строительство первого в мире подземного ракетного комплекса.
Видео дня. Самоизоляция: почему не стоит паниковать
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео