Счастливый «ЭПРОН»: 60 лет «водолазному крейсеру» ЧФ 

Счастливый «ЭПРОН»: 60 лет «водолазному крейсеру» ЧФ
Фото: РИА Новости Крым
, 25 окт — РИА Новости , . В истории ВМФ  было немало трагедий, в которых переплетались судьбы моряков и кораблей. Но достаточно и других примеров, когда корабль и экипаж связаны узами счастья. Один из таких — спасательное судно «ЭПРОН», которому 25 октября исполняется 60 лет.
Почему не одно поколение членов экипажа называет корабль счастливым, выяснял корреспондент РИА Новости Крым. Вид на «ЭПРОН» с территории 13-го завода. Севастополь
"Водолазный крейсер"
С момента постройки «ЭПРОНу» везло — крупные неприятности обходили его стороной. Своему рождению корабль проекта 527 обязан «холодной войне» между странами и социалистическим лагерем. После Великой Отечественной войны ВМФ СССР ежегодно пополнялся 20-30 надводными кораблями и 8-10 подводными лодками. Уже к середине 50-х годов общее количество подлодок превысили 400 штук, боевых кораблей — 900 единиц. Возникла потребность в создании спасательных судов, которые бы могли оказывать поддержку флоту в океанской зоне. Вид на «ЭПРОН» с территории 13-го завода. Севастополь
Разработка первого такого корабля началась в 1953 году, а уже в марте 1957 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен головной корабль проекта 527, любовно прозванный «горбатым». Флаг аварийно-спасательной службы ВМФ СССР был поднят на судне 25 октября 1959 года.
По меркам существующих спасательных кораблей, которые преимущественно были переделанными трофейными немецкими тральщиками с водоизмещением около 500 тонн, новый корабль был поистине гигантом водоизмещением почти 3,4 тыс. тонн и длиной почти 90 метров. Из-за статного вида он получил прозвище «Водолазный крейсер». Корабль мог выполнять все виды спасательных работ — буксировку, пожаротушение, глубоководные водолазные работы. Спасательный колокол «ЭПРОНа»
Изначально спасательное судно проекта 527 было безымянным и дважды меняло номера — «МБ-26» и «СС-26». Только в 1989 году, по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы ЧФ, получило название «ЭПРОН» (расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения»).
Его первым командиром стал легендарный капитан третьего ранга , который с первого до дня Великой Отечественной войны командовал спасательным судном «Сталинец» и под огнем выполнял задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере.
"Именно Иван Демидов заложил в «ЭПРОН» дух счастливого корабля, традиции товарищества", — уверен Дмитрий Гагин (был командиром корабля в 80-ые годы).
Ветераны судна подчеркивают, что на корабле всегда был очень крепкий и дружный коллектив. Не было ни одного ЧП, аварии или поломки по вине техников.
"Когда командиром «спасателя» был Виталий Юрганов, мы были в походе 419 суток. Все время находились в море, на небольшой площади — палуба длиной 90 метров и шириной 14 метров. 150 человек. За все это время не было ни одного скандала и конфликта. До сих пор продолжаем общаться", — сказал РИА Новости Крым Виктор Кучерявый (служил на судне с 1969 по 1985 год и руководил водолазной командой).
Флотский «везунчик»
Среди операций корабля: спасение подводной лодки «Б-641» в Средиземном море, танкера «Вакуленчук», плавучей базы «Волга», морозильного траулера «Азов», выполнение сложных взрывных работ на затонувшем большом противолодочном корабле «Отважный», спасение сотен людей из горящего Сухуми в период грузино-абхазского конфликта. «ЭПРОН» нашел и поднял со дна моря десятки потерпевших катастрофу самолетов и вертолетов, сотни торпед, мин, техники и оборудования. "ЭПРОН" на Угольной пристани Севастополя
"Сила «ЭПРОНа» в его людях, которые всегда любили и уважали свой корабль, в их профессионализме и мастерстве, и, конечно, везении", — делится Гагин.
Даже когда судьба готовила кораблю неприятности, они происходили в самый благоприятный для «ЭПРОНа» момент.
"В 80-ом году мы возвращались в Севастополь после десятимесячного плавания. Зашли в Тартус (база ВМФ СССР в Сирии), начали приводить корабль в порядок, подкрашивать некоторые места — хотелось домой вернуться в хорошем виде. Боцман сделал там парадный трап — дорожку сплел цветную, обвесы. В середине трап был скреплен скобами. Я ему еще говорю, ты проверь, чтобы хорошо приварены были. Подошли в Севастополе к причалу, подали трап. К нам на борт поднялись заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Ермаков, командир бригады Старовойтов, группа высокопоставленных офицеров. Я сделал доклад, что задачи похода выполнили, и они ушли. А после этого один мичман попросился домой — я разрешил. Когда он спускался по трапу, скобы не выдержали, и конструкция переломилась пополам. Мичман с чемоданами оказался в воде. Его и вещи быстро подняли, все закончилось благополучно. Представьте, какой скандал был, если бы трап переломился под адмиралом. Это еще раз говорит о том, что корабль счастливый", — рассказывает Гагин.
Но самая большая удача случилась с кораблем в 1983 году.
"СССР продавал подводную лодку Индии, и индусы запросили вместе с ней еще и спасательное судно. Поскольку «ЭПРОН» на тот момент был самым старым судном 527 проекта, его решили отремонтировать и передать им. Во время ремонта на Севморзаводе выяснилось, что корабль в не очень хорошем состоянии. Пришлось менять часть корпуса, кабельные трассы, каюты. В итоге индусы отказались от корабля, а ЧФ получил новый корабль. Благодаря этому «ЭПРОН» до сих пор в строю — единственный из восьми кораблей серии", — говорит Гагин.
После развала СССР корабль долгое время простаивал. Трагедия с подводными лодками «Комсомолец» и «Курск» заставило командование ВМФ обратить внимание на спасателей. «ЭПРОН» отремонтировали, обновили оборудование и вернули в море. Участие «ЭПРОНа» в операции по подъему большого десантного корабля «Очаков»
Последний этап модернизации корабля начался в 2016 году. За последние три года на «ЭПРОНе» обновили водолазный комплекс, благодаря чему снизился риск декомпрессии, оснастили глубоководным необитаемым аппаратом «Пантера+», который способен работать на глубинах до тысячи метров. Корабельную стрелу заменили 12-тонным гидравлическим краном. Судно получило новые дизельные генераторы, опреснительную установку, новое поисковое оборудование, в частности — буксируемый гидролокатор бокового обзора. Корпус тоже отремонтировали.
"ЭПРОН" — единственное судно ВМФ России, которое выполняет практическую подготовку водолазов-глубоководников в морских условиях: благодаря использованию воздушно-гелиевых смесей они могут выполнять работы на глубине до 160 метров, а в экстренных случаях — до 200. А благодаря необитаемым подводным аппаратам, которые несет на себе корабль, работы могут производиться на глубине до 700 метров.
Экипаж корабля уверен, что и следующий свой юбилей «ЭПРОН» встретит в боевом строю.
Видео дня. Годовалую дочь заморозила в сарае. Мать в Татарстане выпила и забыла про ребёнка
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео