Войти в почту

Baijiahao (Китай): Россия — самая большая страна, с самой длинной береговой линией, но хороших портов там мало

Среди более чем 190 стран, Россия является самым крупным по площади государством. Ее размеры достигают поражающие 17 миллионов 90 тысяч кв. км. Эта цифра сопоставима с общей площадью Канады и Китая, которые занимают второе и третье места по величине площади территории. Так как размеры России огромны, то и береговая линия достаточно протяженная, и составляет 37 тысяч 600 км. Это длиннее китайской линии больше чем в два раза. Длина берега КНР равна 18 тысяч км. Вдоль него расположено множество отличных портов: Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Нинбо-Чжоушань, Фучжоу, Сямэнь, Шэньчжэнь, Бэйхай. И они прекрасно обустроены. Но есть ли столько замечательных портов вдоль российского берега, который длиннее в два раза? Отнюдь нет. В РФ очень мало хороших гаваней. Сначала рассмотрим, как страны граничат с океанами. Китай лишь с востока омывается водами Тихого океана. С Россией же все иначе: на востоке — Тихий океан, на севере — Северный Ледовитый океан, на западе — Атлантический (к его акватории относятся Черное и Балтийское моря). Получается, что РФ является страной, которая имеет доступ к целым трем океанам. Таких государств в мире всего три: Канада, США и, соответственно, Россия. С подобными прекрасными условиями, как протяженная береговая линия и доступ к океанам, страна просто обязана иметь прекрасные порты. Однако из-за своего географического положения между 50 и 80 градусами северной широты РФ протянулась в полярной зоне. Большая часть территории России находится за северным полярным кругом в холодном поясе. Поэтому, хотя береговая линия очень длинная, большая часть вод вдоль нее замерзает на длительное время, особенно Северный Ледовитый океан. Из-за это прибрежные районы непригодны для строительства портов. Также, три четверти территории России расположены в Азии, население малочисленно, инфраструктура не развита и нет достаточного количества экономической поддержки для развития морских гаваней. Если посмотреть на современную ситуацию с портами в РФ, то увидим, что их местоположение очень невыгодно. Приведем несколько примеров. Сейчас существует четыре основные портовые зоны РФ. Сначала поговорим о российском Дальнем Востоке, где главной гаванью служит Владивосток. Это — крупнейший порт восточной части страны, также там расположен штаб командующего тихоокеанским ВМФ РФ. Значит, Владивосток — стратегически важен для России. Этот порт находится на 43 градусе северной широты, что достаточно низко относительно российских широт. Однако с декабря по март, примерно на 100 — 110 дней в год, вода там замерзает. Это неблагоприятно сказывается на навигации. Кроме того, порт находится не океанском побережье, а в граничащем с ним Японском море, что делает гавань легко уязвимой. Следующий порт — Санкт-Петербург, расположен в Балтийском море. Он находится на 59 градусе северной широты и является важнейшим водным и сухопутным транспортным узлом России. Санкт-Петербург — самый крупный порт в стране, а также место дислокации Балтийского флота. Но так как город находится на достаточно высокой широте, то вода в портовой зоне замерзает в декабре и оттаивает только в апреле, что опять же плохо для навигации. Более того, отправляющиеся из Санкт-Петербурга корабли могут войти в Атлантический океан только через узенький морской пролив. Следующий наш пункт — Севастополь, расположенный в юго-западной части РФ на Черном море (в 2014 году вошел в состав России вместе с Крымом). Важнейший порт черноморского побережья и место дислокации одноименного флота. Ситуация в Севастополе еще хуже. Чтобы попасть в океан, кораблям необходимо пройти через пролив в Турции, а затем еще через Гибралтарский пролив. Также, возможно через Суэцкий канал попасть в Красное море, а через него выйти в Индийский океан, но это достаточно затруднительное дело. Для сравнения приведем в пример еще один крупный российский порт — Мурманск. У него есть сравнительно много преимуществ. Он расположен на северо-западе страны, и, хотя находится уже за полярным кругом, на широте 69 градусов, однако, из-за теплого Северо-Атлантического течения, всю зиму вода не покрывается льдом. Мурманск — один из немногих незамерзающих портов России. Кроме того, выйдя из Баренцева моря, корабль сразу попадет в океан, что создает сложности для преследования врагами. Поэтому в этом порту расположился Северный флот РФ, а также важнейшая база атомных подводных лодок.