Ещё

«Аэроприбор-Восход»: 75 лет на высоте 

«Аэроприбор-Восход»: 75 лет на высоте
Фото: Ростех
14 июля 2019 года свое 75-летие отмечает «Аэроприбор-Восход» (входит в  ). Вот уже три четверти века предприятие создает высокоточную аэрометрическую аппаратуру для самолетов, вертолетов, парашютных систем, ракетной техники, беспилотников и даже космических аппаратов. Это приборы, без которых невозможен любой полет.
За 75-летнюю историю здесь разработано более 550 наименований изделий, которые устанавливаются на всех отечественных летательных аппаратах, в том числе и самых современных — лайнере МС­-21, истребителях Су-57 и Су­-35, космическом корабле «Союз­ ТМ».
Задолго до «Восхода»
75 лет тому назад, 14 июля 1944 года, заместитель народного комиссара авиационной промышленности СССР подписал приказ № 431: «Организовать опытно­-конструкторское бюро при заводе № 133 — анероидно­-мембранных, трубчато-­пружинных и сильфонных приборов». Так родилось предприятие, носящее сегодня название АО «Аэроприбор­-Восход».
Но можно сказать, что история современного АО «Аэроприбор-Восход» началась гораздо раньше — в конце XVIII века, когда крестьянин-старообрядец из Владимирской губернии Сергей Трындин основал в  мастерскую по изготовлению физических и математических инструментов. Дела у Трындина складывались успешно. Скоро предприятие начало производить и медико-хирургические инструменты, и даже телескопы. Фирма также занималась монтажом различных электрических приборов и систем. К примеру, устанавливала системы защиты от молний на крупнейших зданиях в Москве: храме , Большом и Малом театрах.
В 1921 году предприятие национализировали и преобразовали в Завод аналитических весов «Метрон», а в начале войны завод был эвакуирован в . В военные годы было не до разработки новых изделий, на первом месте стоял выпуск оборонной продукции. Но прогресс в самолетостроении требовал новых, более точных аэрометрических приборов и систем.
В связи с этим в июле 1944 года при заводе было решено организовать новое ОКБ-3. В 1947 году оно было преобразовано в уже полностью самостоятельное ОКБ-133. Возглавил его , работавший до того в Институте авиационного приборостроения НКАП. До этого назначения за плечами Николая Константиновича был большой опыт работы на предприятиях авиапрома и даже командировка в . В 1936 году он был отправлен в Америку для изучения производства сильфонов и области их применения. Результатом этой трехмесячной командировки стало приобретение более 200 патентов. В основном это касалось производства автопилотов и автоматических приборов управления топливной системой.
Из небольшого ОКБ к космическим высотам
Благодаря интенсивной работе нового ОКБ уже в первые послевоенные годы были разработаны и запущены в серийное производство новые пилотажно-навигационные приборы, приборы двигательной и самолетной автоматики, жизнеобеспечения экипажа. Многие из них успешно эксплуатируются на самолетах до настоящего времени.
В конце 1950-х годов в стране быстрым темпом развивается реактивная авиатехника — был пройден «звуковой барьер», отечественные истребители вплотную подошли к скоростям полета, превышающим 2500 км/ч. Создавались сверхзвуковые дальние бомбардировщики и межконтинентальные пассажирские лайнеры, развивалась ракетно-космическая техника.
Новое поколение летательных аппаратов требовало новых средств измерения параметров полета. Особенно это касалось космических аппаратов, аэрометрические приборы которых должны были работать полностью в автоматическом режиме. Системы разработки КБ обеспечили приземление , автоматическую посадку «Бурана», спуск аппаратов всех космических кораблей типа «Союз». Барометрические блоки разработки ОКБ для «Союзов» благодаря своей исключительной надежности используются до настоящего времени, и не только на отечественных спускаемых аппаратах, но и на китайских космических кораблях «Шэнчжоу».
«На наших скафандрах стоят датчики давления, которые создают специалисты вашего предприятия. На космических кораблях размещена парашютная автоматика для осуществления спуска и приземления. Вы создаете высокоточные приборы для жизнеобеспечения и безопасности полетов, которые никогда нас не подводили», — рассказывал летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации во время посещения АО «Аэроприбор-Восход».
Детали высокого полета
В 1966 году ОКБ-133 переименовали в Московское приборостроительное конструкторское бюро «Восход». В это же время МПКБ «Восход» в инициативном порядке приступило к работам по созданию нового типа средств отображения пилотажно-навигационной информации — коллиматорного индикатора. В настоящее время подобные устройства называются индикаторами на лобовом стекле (ИЛС). Тогда исследовательские работы на эту тему велись применительно к пассажирским самолетам.
В середине 1970-х годов в связи с разработкой авионики для перехватчика МиГ-31 была поднята тема индикаторов на лобовом стекле. Специалистам «Восхода» удалось создать новейшие световоды, сделав изображение индикатора цветным, контрастным и четким. Уже более 40 лет прицельно-пилотажный индикатор на лобовом стекле ППИ-70В успешно эксплуатируются на борту истребителей-перехватчиков МиГ-31.
Фото:
Кроме ППИ-70В, на этом уникальном самолете появилось еще одно изделие, разработанное на «Восходе», — первая отечественная цифровая система воздушных сигналов СВС-2Ц-1. Кстати, и на современных «мигах» устанавливаются цифровые системы воздушных сигналов производства АО «Аэроприбор-Восход». К примеру, корабельные МиГ-29К/КУБ оснащены системами СВС-2Ц-2.
За все эти годы специалистами предприятия было разработано большое количество аэрометрических систем для военной авиации. Некоторые успешно эксплуатируются до настоящего времени. К примеру, системы воздушных сигналов СВС-ПН с электронным вычислительным устройством, которые были созданы для МиГ-25 и Су-24. Или цифровой информационный комплекс ИКВСП-2-10 для самолета Су-27.
АО «Аэроприбор-Восход» разрабатывает аэрометрическую аппаратуру и для самых современных российских самолетов: Су-34, Су-35, истребителя пятого поколения Су-57, тяжелого транспортника Ил-76МД-90А, новейшего лайнера МС-21, а также для вертолетов — боевого Ка-52 и многоцелевого Ка-62.
Фото: ПАО ААК «Прогресс»
К примеру, специалисты АО «Аэроприбор-Восход» в сотрудничестве с  разработали систему измерения воздушных данных СИ ВПВ-52 для вертолета Ка-52 «Аллигатор». Аппаратура уже отлично зарекомендовала себя в летной практике, и конструкторы модернизируют разработку для использования на корабельных вертолетах Ка-52К.
Важным этапом для развития компании стало создание «сердца» всей электронной бортовой аппаратуры перспективного вертолета Ка-62 — системы управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Новейшая разработка была представлена на выставке HeliRussia в мае этого года. Сегодня СУОВО успешно испытывают на опытных образцах Ка-62.
На основе опыта к инновациям
Еще одна разработка для перспективных вертолетов — сферический многогранный ПВД (приемник воздушного давления), разработанный совместно с ЦАГИ. Этот прибор предназначен для всеракурсного измерения воздушных параметров во всем диапазоне скоростей полета, начиная от нулевых, и не имеет аналогов. Размещение новинки предполагается на вертолетах различного типа, включая перспективный скоростной вертолет.
От традиционных ПВД он отличается геометрией — это не гладкое тело, а сферический многогранник. Для определения аэрометрических параметров не просто оценивается полное и статическое давление, а измеряется и анализируется массив (поле) давлений. Все оцифрованные данные передаются в бортовой вычислитель для определения полного набора параметров во всех режимах, включая полеты вперед, назад, вбок, вверх, вниз, а также при висении. Модель сферического ПВД сейчас на этапе технологической доработки и готовится к испытаниям.
Совсем скоро, в конце этого августа, на авиасалоне предприятие впервые представит свою новейшую разработку — систему воздушных сигналов с лазерным измерителем воздушной скорости СВС-Л. Вместо классического приемника полного давления в ней применен лазерный измеритель скорости. Новинка позволяет определять скорости ниже 50 км/ч и потребляет меньше мощности.
Основным преимуществом системы также является форма — отсутствие выступающих в поток частей. За счет этого вероятность обледенения системы во время полета гораздо меньше, чем у стандартных подобных систем. В перспективе новинка найдет применение на современных самолетах и вертолетах всех видов.
На предприятии не забывают и про космическое направление — ведутся работы по разработке барометрического блока для перспективного пилотируемого космического корабля «Федерация». Также на «Аэроприбор-Восходе» планируют наладить выпуск серии изделий, позволяющих работать со своими приемниками сигналов ГЛОНАСС в части обработки информации и выдачи ее в цифровом виде.
Новое направление разработок АО «Аэроприбор-Восход» — система измерения высотно-скоростных параметров для беспилотных летательных аппаратов — СИВСП-БЛА. Ее уникальной особенностью являются миниатюрные приемники полного и статического давления. Такая аппаратура позволяет измерять воздушные параметры движения беспилотников в любое время суток и в любых климатических условиях.
На протяжении всех лет существования АО «Аэроприбор-Восход» продолжает развиваться и не приостанавливает поиск принципиально новых технических решений. На сегодняшний день нет ни одного отечественного самолета, а также космического аппарата без приборов разработки АО «Аэроприбор-Восход».
Пользователи Сети утверждают, что нашли в соли стекло
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео